Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Государство и Русская Православная церковь
В Российском государстве происходил значительный рост церковного землевладения. Митрополит, монастыри, епископы усиленно скупали земли, получали земли в дар, как от Великих князей, так и от бояр. Многие жертвовали монастырям на «помин души» имущество, села с крестьянами. Церковные земли не дробились между наследниками, и церковь постепенно превращается в крупнейшего землевладельца. В XV веке появляется множество новых монастырей. В начале века монахами Германом, Зосимой и Савватием основан Соловецкий монастырь, в 1479 году известный церковный деятель Иосиф Волоцкий (в миру, Иван Иванович Санин) основал Иосифо-Волоколамский (Волоцкий) монастырь. Образование единого централизованного государства, изменения которые произошли в системе управления, землевладения, нарастание феодального гнета и налоговых повинностей, противоречия и конфликты, характерные для формирующегося общества не могли не сказаться и на автокефальной русской православной церкви, идеологической основы феодального государства. Со второй половины XV века в Российском государстве нарастают серьезные и острые религиозные споры, приведшие к появлению в церкви движения «стяжателей» и «нестяжателей», а также к распространению ересей. В центре внутри церковного конфликта встал вопрос о церковном богатстве. Во главе движение «нестяжателей», выступавших против резкого увеличения церковных богатств, и требовавших ликвидировать монастырское землевладение был Нил Сорский. Это, на первый взгляд выгодное для светской власти движение, было поначалу поддержано властями, не смотря на то, что «нестяжатели» выступали с требованиями независимости церкви от гражданских властей. Иван III на одном из церковных соборов поставил вопрос о лишении монастырей части земельных владений. Движение «стяжателей», возглавленное, Иосифом Волоцким, считавшее, что церковь должна обладать материальным богатством, которое должна использовать для благотворительности и развития просвещение, поначалу была воспринята центральной властью негативно, поскольку «стяжатели» ставили церковную власть выше царской, а власть царя всего лишь отражение власти патриарха. Позже «иосифляне» пересмотрели свое отношение к царской власти, утвердив ее первенство как в управлении государством, так и в решении некоторых церковных вопросов, наказания еретиков. Данная идеология была нужна крепнущей самодержавной власти и была поддержана Василием III, что в итоге предрешило их победу над «нестяжателями». Центром распространения ересей стал Новгород. Свободолюбивые, инициативные, самостоятельные новгородцы во время своих торговых операций, (Новгород был одним из центров международной торговли) встречались с людьми различных вероучений. Новгородский архиепископ, избираемый на вече, вершил как церковные, так и светские дела. Все это не могло не сказаться на духовной составляющей новгородского общества, каковым являлось христианство. Одним из первых еретиков стал Новгородский дьякон Карп, выступивший против симоний (взяточничества), среди духовенства, продажи церковных должностей. В 70 годах XV в Новгороде распространилась новая ересь, «жидовствующая», отрицавшая Святую Троицу, считавшая, Иисуса пророком, а не сыном Божьим. Отношение к «жидовствующая» со стороны православного духовенства было, крайне непримиримым, поскольку те боролись за изменение православных основ русской жизни и пытались привнести и утвердить на Руси западноевропейские порядки. На Церковном соборе 1490 года, на котором присутствовал Иван III, они были осуждены и отлучены от церкви. На этом соборе был избран новый митрополит, Зосима, впервые предложивший идею главенства русской православной церкви в православном мире, как наследницу Византийской империи. Идея Москва – новый Иерусалим, будет положена в основу теории, наиболее полно сформулированной монахом Филофеем в письмах Великому князю Василию III - Москва – третий Рим. Борьба с ересью продолжилась, и Церковный собор 1504 года осудил новгородских и московских еретиков на смерть. Впервые на Руси запылали костры, на которых сжигали еретиков. Русская православная церковь, избавившись, от византийской зависимости резко усилила свой авторитет как духовного центра Русского государства. В то же время она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.
2.Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) Вопреки первоначальному желанию оставить Московский престол внуку, Дмитрию Ивановичу, Иван III поставил в своем завещании имя сына Василия Ивановича. После смерти деда Дмитрий Иванович будет арестован и умрет в темнице. Завершение процесса формирования централизованного государства Василий III продолжил политику отца. При нем было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. В 1510 году, воспользовавшись нападением на Литву крымского хана, Василий III ликвидировал независимость Пскова. Последняя республика на территории Руси была включена в состав Российского государства, отменен вечевой строй и в городе Великим князем был посажен наместник. 300 наиболее богатых псковских родов были переселены из Пскова и на их место поселены выходцы из московских городов. В 1512 году возобновились военные действия против Литвы. После взятия в 1514 году Смоленска практически все русские земли были включены в состав Российского государства. В память о взятии Смоленска в 1524 году был построен Новодевичий монастырь. В начале XVI века Рязанское княжество сильно ослабло. Часть его была откуплена у рязанского князя еще Иваном III. В 1521 году вся Рязань будет включена в состав Российского государства. С присоединением Рязани закончился долгий процесс политического объединения русских земель вокруг Москвы и создания единого централизованного государства. Женившись еще при жизни отца на Соломонии Сабуровой, представительнице рода идущего от татарского мурзы Чета (тогда же был приближен к великокняжескому двору род Годуновых, также ведущий начало от мурзы Чета ). Василий III долгое время не имел потомства. И вынужден был поставить вопрос о разводе с Соломонией Сабуровой, несмотря на противодействие церкви. После получения согласия от митрополита Даниила, он отправил Соломонию в монастырь и женился на Елене Глинской. В 1530 году у них родился сын, Иван Васильевич, будущий царь Иван Грозный. Перед смертью в 1533 году Василий III создал регентский совет, при малолетнем наследнике Иване Васильевиче в составе семи влиятельных бояр Ивана и Василия Шуйских, Михаила Юрьевича Захарьина, Михаила Семеновича Воронцова, князя М.И. Глинского, казначея Головина (руководитель ведомства Казна) и дворецкого Шигоны (руководитель ведомства Дворец). §20-22. Московское царство в XVI веке Великий князь и царь Иван IV Грозный (1533-1547-1584) Регентство Елены Глинской (1533-1538) Через несколько дней, после смерти Василия III, бояре опекуны короновали Ивана Васильевича, опасаясь того, что брат Ивана III князь Юрий Дмитровский, который до рождения Ивана считался наследником престола, предъявит свои претензии на престол. Князь Юрий был заключен в темницу и уморен голодом. Взяв власть в свои руки, Елена Глинская жестоко расправилась с другим претендентом на престол, младшим братом Ивана III, Андреем Старицким. Сына Андрея Старицкого, Владимира она не тронула, оставив ему последнее в России удельное княжество. Расправившись со своим родственников, М.И..Глинским, претендовавшим на власть, Елена Глинская провела ряд реформ. В 1534 году был основан первый в России Монетный двор, введена единая для всей страны денежная единица – московский рубль, а также введена копейка. 2.Проведена унификация всех мер (веса, счета) Начато укрепление Москвы, строится Китай – город В 1538 году, судя по целому ряду фактов, Елена Глинская была отравлена. Началось боярское правление. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы