Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Программа либералов (конец XIX — начало XX в.)
1. Открыть школы, прежде всего Пекинский университет. 2. Учредить китайский банк, главное управление железных дорог и рудного дела, главное управление сельского хозяйства, промышленности и торговли, поощрять различного рода производство, вплоть до разрешения частным лицам открывать арсеналы. 3. Разрешить свободно открывать газетные издательства, свободно организовывать литературные организации. 4. Составить государственный бюджет, публиковать доходы и расходы за год помесячно. 5. Широко открыть дорогу мнениям; как чиновникам, так и людям из простого народа разрешить подавать доклады трону и обсуждать политику; правительство не должно этому препятствовать. 6. Разрешить создание крестьянских организаций и торговых союзов (гильдий) для защиты интересов крестьян и купцов.
Тема 4 КРИЗИС СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ Ф. Ницше. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. 1887—1888 гг. Нигилизм стоит за дверями. Откуда идет к нам этот самый жуткий из всех гостей?.. Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем»? Какие преимущества представляла христианская моральная гипотеза? 1) Она придавала человеку абсолютную ценность, в противоположность его малости и случайности в потоке становления и исчезновения; 2) она служила адвокатом Бога, оставляя за миром, несмотря на страдание и зло, характер совершенства... 3) она полагала в человеке знание абсолютных ценностей.. 4) она охраняла человека от презрения к себе, как к человеку, от восстания с его стороны на жизнь, от отчаяния в познании. Она была средством сохранения. Близится время, когда нам придется расплатиться за то, что целых два тысячелетия мы были христианами: мы потеряли устойчивость, которая давала нам возможность жить, — мы некоторое время не в силах сообразить, куда нам направиться... * * * Нигилизм —естественное состояние. Он может быть показателем силы: мощь духа может так возрасти, что ныне существующие цели («убеждения», символы веры) перестанут соответствовать ей... с другой стороны, нигилизм — показатель недостатка силы, способности вновь творчески поставить себе некую цель, некое «зачем», — новую веру. Нигилизм есть не только размышление над «тщетностью» и не только вера в то, что все достойно гибели: он сам помогает делу, сам губит... Общий вывод. Фактически всякое крупное возрастание влечет за собой и огромное отмирание частей и разрушение: страдание, симптомы упадка характерны для времен огромных движений вперед; каждое плодотворное и могущественное движение человеческой мысли вызывало одновременно и нигилистическое движение. Появление крайней формы пессимизма, истинного нигилизма, могло бы быть при известных обстоятельствах признаком решительного и коренного роста, перехода в новые условия жизни.
Вопросы и задания 1. Прочитайте тексты 1 и 2. В чем было близко положение рабочих в Западной Европе и Японии в XIX в.? Можно ли назвать такой капитализм «цивилизованным»? Подумайте, чем можно объяснить такое положение рабочих: стремлением капиталистов получить наибольшую выгоду любыми средствами, низким уровнем благосостояния общества в целом, недостаточной социальной активностью рабочих? 2. Прочитайте тексты 3—9. Национальная идея имела большое значение для стран «молодого» капитализма. Однако она получила разные формы и направленность. В чем видели немецкие государственные деятели основную задачу Германии? На что в первую очередь была направлена программа самоусиления? Как влияло на идею «мирового могущества» Германии соперничество со странами «старого» капитализма? Почему в России проблемы модернизации и усвоения опыта Западной Европы вызывали ожесточенные идейные споры? Всегда ли славянофилы занимали по этому вопросу единую позицию? Сравните точки зрения И. Киреевского, А. Хомякова и К. Аксакова. Какая из них кажется вам наиболее правильной? Почему? Почему известный реакционер К. Победоносцев выступал против созыва Земского собора, хотя представительный орган был не заимствованным, а «своим»? Прав ли был П. Столыпин, говоря, что развитие земства, самоуправления на местах соответствует лучшим русским национальным традициям? 3. Прочитайте тексты 10 и 11. Вспомните, какие изменения в жизни восточных обществ в XIX в. вызвало соприкосновение с Западом. Перед вами два документа Один отражает реакцию массового сознания на вторжение Запада, другой — реакцию либеральной интеллигенции В чем разница между ними в отношении к Западу? В чем видели источники всех бед участники восстания? Почему, помимо социальных недостатков, они обрушивались с критикой на технический прогресс? Какие достижения западной цивилизации предлагали использовать китайские либералы? Для чего? Могли ли они в то время найти поддержку в массах? К каким результатам могла бы привести реализация программ ихэтуаней и либералов? 4. Прочитайте текст 12. В чем видел Ф. Ницше главную особенность духовной жизни XIX в? Что потерял и что приобрел, с его точки зрения, человек, утратив веру? В чем заключается слабость нигилизма? Как проявляется его разрушительная сила? Вспомните, какие ценности разрушали М Штирнер и сам Ф. Ницше. Если бы все общество последовало их примеру, к каким результатам это могло бы привести" 7 Согласны ли вы с тем, что нигилизм может явиться стимулом для движения мысли вперед? Глава X XX век: К постиндустриальной цивилизации
Двадцатый век... И черная, земная кровь, Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, • Неслыханные перемены, Невиданные мятежи-Александр Блок
Мир вступал в XX век в обстановке укрепления индустриальной цивилизации и нарастающего расширения ее границ. Определились ведущие страны, первыми осуществившие модернизацию, их спешили догнать другие государства. Промышленность и сельское хозяйство во многих странах переживали подъем, постепенно повышался уровень жизни. Казалось, что перед человечеством открываются обнадеживающие перспективы. Тогда, в начале века, никому и в голову не могло прийти, что уже в 1914 г. планету потрясет страшная мировая война, а спустя четверть века — другая, еще более разрушительная. Никто не знал, что достижения науки и техники не только поднимут возможности человечества на немыслимые ранее высоты, но и создадут угрозу самому существованию жизни на Земле. XX век стал временем неслыханных экономических кризисов и взлетов, рождения одних государств и распада других, горьких разочарований и пылких надежд. Столетие, завершающееся на наших глазах, и его значение для развития мировой цивилизации в полной мере еще предстоит осмыслить историкам будущего. Но об основных процессах и явлениях XX в. можно судить уже сейчас.
§1 МИРОВЫЕ ВОЙНЫ
На всем протяжении истории человечества ее неизбежным спутником были войны. Еще в античные времена они порой охватывали огромные пространства. В течение средневековья и нового времени войны становились все масштабнее и продолжительнее, а в XX в. они приобрели глобальный характер и потому получили название мировых. XX столетие было также насыщено войнами менее значительного масштаба и локальными конфликтами, но они носили качественно иной характер, чем две величайшие катастрофы, потрясшие мир в 1914—1918 и'в 1939—1945 гг.
Вызов гуманизму В чем же заключаются отличительные особенности мировых войн, под знаком которых прошла вся первая половина XX в.? Прежде всего это их поразительные, неслыханные ранее масштабы. В первой мировой войне принимали участие 38 стран, под ружье было поставлено более 70 млн человек, а общие потери воевавших стран составили примерно 10 млн убитых и 20 млн раненых. Во вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало (с учетом их колоний и зависимых территорий) до 80% населения планеты. Военные действия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн человек. Погибло около 65 млн че-
Глобальный — от латинского слова «шар» — относящийся к территории всего земного шара, охватывающий весь земной шар; всемирный, всеобщий, универсальный.
ловек, приблизительно половину из которых составили жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха и карательных акций. Мировые войны отличались от предшествовавших еще и тем, что по времени они совпали с бурным развитием науки и техники. В результате воевавшие страны как бы соревновались друг с другом, вводя в действие все новые и новые виды вооружения, обладавшие огромной разрушительной мощью. Уже в годы первой мировой войны довольно активно использовались танки, подводные лодки, авиация, дальнобойная артиллерия. Впервые в истории человечества появились средства, предназначенные для массового уничтожения. В первой мировой войне Германия применила отравляющие газы, а в конце второй мировой войны в США было создано ядерное оружие. Его разрушающую силу в полной мере испытали на себе жители японских городов Хиросима и Нагасаки, которые США в августе 1945г. подвергли атомной бомбардировке. Всего две бомбы привели к мгновенной гибели более 100 тыс. японцев, и еще примерно 400 тыс. получили смертоносную дозу облучения. Тяготы мировых войн легли и на плечи мирного населения. В большинстве воевавших стран была введена трудовая повинность, удлинился рабочий день, продукты стали распределяться по карточкам. Следствием этого стало появление «черного рынка» и расцвет спекуляции. Мирное население страдало от бомбежек, голода и холода. На оккупированных территориях завоеватели вводили жесткий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населения. Концентрационные лагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военнопленных, во второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения противника. К концу войны в Германии и оккупированных ею странах действовало до 1, 1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн человек, примерно две трети из которых погибли. Мировые войны имели ярко выраженный антигуманный характер. Конечно, было бы странно говорить о «гуманности» и прежних войн: ведь любовь и уважение к людям несовместимы с их сознательным истреблением. И тем не менее уже первую мировую войну большинство ее современников восприняли как кризис гуманизма. Вера в прогресс, в поступательное развитие цивилизации умирала в окопах под залпы орудий. Это мучительное осознание было особенно болезненным потому, что на протяжении XIX в. в обществе возникли и постепенно крепли надежды на возможность создания гуманной структуры отношений между народами и государствами. Казалось, что ожесточенность, свойственная кровопролитным религиозным войнам, фанатичной инквизиции, процессам ведьм и т. п., ушла в далекое прошлое. Общество становилось все более цивилизованным и терпимым, предпринимались попытки установить определенные нормы ведения войны, набирали силу пацифистские движения. После Крымской войны (1853—1856) был заключен ряд конвенций о гуманном обращении с военнопленными, о защите жизни и имущества гражданского населения на оккупированных территориях, об охране памятников истории и культуры и т. д. По обоюдным договоренностям единственной целью войны стало считаться ослабление либо сокрушение военных сил противника, прочие же проявления насилия должны были всемерно предотвращаться. Пацифизм — от латинского «умиротворяющий» — мировоззрение, осуждающее всякие войны, независимо от их характера и цели, и требующее мира на Земле. Конвенция — в переводе с латинского означает «договор», «соглашение». Международный договор по специальному вопросу.
Разумеется, соглашения подобного рода далеко не всегда удавалось реализовать на практике, однако нельзя сказать, что они оставались пустыми словами. Тексты конвенций включались в учебники для военных академий и училищ, офицеров приучали сознавать, что неоправданная жестокость — это нарушение норм морали, порочащее честь их мундира. Но уже в начале первой мировой войны нормы международного военного права были беззастенчиво попраны. Особенно «отличилась» в этом плане Германия. Помимо использования ядовитых газов, немцы активно применяли диверсии и саботаж, причем не только в тылу противника, но и на территории нейтральных государств. Германия развернула подводную войну, не делая при этом различий между военными и гражданскими судами. Подобные бесчинства получили и своего рода идеологическое обоснование в виде теорий о превосходстве «нации господ» (т. е. немцев) над «менее ценными народами». Война в этих теориях рассматривалась как нечто вроде «очистительной психотерапии», пробуждающей людей от спячки. И все же в годы первой мировой войны национальная идея — при всей ее значимости для роста немецкого милитаризма — еще не вызрела до идеи мирового господства. В 1914—1918 гг. Германия, как и другие великие державы, вела борьбу за передел мира, за новые рынки сбыта, источники сырья и сферы влияния, которые обеспечивали бы более благоприятные условия для национального предпринимательства. В преддверии второй мировой войны идеологами фашизма был выдвинут тезис об изначальном, природном неравенстве рас и народов, которое будто бы предопределяло и их разные права. Подлинными «хозяевами» Европы объявлялись германцы, а представителей других национальностей фашистские «теоретики» считали второсортными и «расово неполноценными». Из этого следовало, что в Европе нет места маленьким либеральным государствам и что насильственным, военным путем должен быть решен вопрос о «новой организации европейского пространства», иначе говоря, о переходе Европы под власть Германии. Захватнические планы немецкого милитаризма были обращены и на восток. Еще в печально известной работе А. Гитлера «Моя борьба» говорилось о необходимости завоевания «нового жизненного пространства на востоке и его решительной германизации». Позднее этот тезис выдился в конкретные планы превращения значительной части СССР в колонию Германии. «Германизация» завоеванных территорий, по сути дела, предусматривала превращение славян в рабов и физическое истребление их «излишков». Гитлер писал: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пускай умирают. Прививки и охрана здоровья — излишняя роскошь для них. Славянская плодовитость нежелательна... образование опасно». Фашисты вынашивали грандиозные проекты колонизации Восточной Европы и СССР. При этом предполагалось насильственное переселение (депортация) в Сибирь нескольких десятков миллионов человек из Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Крыма и других областей. Остальным «неполноценным» было уготовано полуголодное, нищенское существование и малооплачиваемый принудительный труд. Гитлеровцы подвергли планомерному массовому истреблению еврейское население СССР, Польши и других стран Европы. К исходу второй мировой войны фашистами было физически уничтожено примерно 6 млн европейских евреев — в основном это было мирное гражданское население. Эти ужасающие антигуманность и цинизм властей гитлеровской Германии также получили философское «обоснование». Один из главных идеологов фашизма А. Розенберг в книге «Мифы XX века» пропагандировал право немцев на «генетическую» избранность, превозносил культ силы, нетерпимость, национальный эгоизм. «Идея национальной морали, безусловно, стоит выше идеала любви к ближнему», — утверждал Розенберг. Идею создания гигантской колониальной империи пыталась реализовать и Япония — союзница Германии, еще в начале 30-х гг. взявшая курс на агрессивную внешнюю политику. К лету 1942 г. Японии удалось оккупировать Индокитай, Таиланд, Филиппины, Бирму, Малайю, Индонезию, ряд островов Океании. На западе японские войска вышли к границам Индии, а на юге находились в опасной близости от берегов Австралии. Кроме того, японцы продолжали удерживать огромные территории Китая, оккупированные еще в 30-е гг. Действия японских войск также отличались крайней жестокостью, в том числе и по отношению к мирному населению. Следует отметить и другое: мировые войны сопровождались не только гибелью многих миллионов людей, но и создавали вполне реальную угрозу разрушения тех основ цивилизованной жизни, которые на протяжении нескольких тысячелетий создавало человечество. Это показало, что еще не в полной мере разработан механизм обуздания агрессоров, который позволил бы гасить очаги напряженности в самом их зародыше, не давая им разрастись и привести к глобальной катастрофе.
Цивилизация против войн К началу первой мировой войны тенденция к соглашению и обоюдовыгодному компромиссу окончательно уступила место тенденции к силовому, военному разрешению конфликтов. Оба возникших к тому времени военных блока (Тройственный союз и Антанта), как и подавляющее большинство примкнувших к ним в ходе войны стран, в конечном счете преследовали захватнические цели. И это касалось не только политической, но и промышленно-финансовой элиты. Более того, националистические настроения охватили самые широкие круги общественности во многих странах. активно шла запись добровольцев, жаждавших отправиться на фронт. Эти настроения не миновали даже II Интернационала, правые лидеры которого выступили в поддержку своих правительств, вопреки решениям Штутгартского, Копенгагенского и Базель-ского конгрессов, равно как и вопреки общему духу этой организации международного пролетариата. Лозунг «защиты отечества» побеждал повсеместно. Призыв В. И. Ленина, лидера русских большевиков, бороться за «поражение своих правительств» (с целью последующего превращения войны в гражданскую и социалистической революции) не получил популярности среди народных масс воюющих стран, к которым он был обращен. После первой мировой войны был сделан ряд шагов для стабилизации международной обстановки. В 1919г. была учреждена Лига Наций — международная организация, призванная поддерживать мир и пресекать агрессию в самом ее зародыше. В обществе значительно усилились пацифистские настроения. Да и «сценарий» возникновения второй мировой войны оказался принципиально иным, чем в 1914г. Если тогда в войне были заинтересованы — в большей или меньшей степени — практически все ее участники, то в 1939 г. многие страны не хотели войны и были втянуты в нее насильно, волей обстоятельств. Эти страны даже пытались создать систему противодействия агрессии, очевидным источником которой были Германия (на западе) и Япония (на востоке). Но процесс создания такой системы развивался слишком медленно и непросто. Определенную роль в этом сыграло соперничество западных держав, пытавшихся преодолеть последствия мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. и потому озабоченных в первую очередь своими внутренними проблемами. Кроме того, масштабы надвигавшейся на человечество катастрофы стали ясны далеко не сразу. Вплоть до конца 30-х гг. еще трудно было воспринять всерьез планы мирового господства, вынашиваемые Гитлером и его окружением. Отрицательную роль в предотвращении фашистской агрессии сыграло и отсутствие взаимопонимания между СССР и ведущими капиталистическими державами Запада. Взаимное недоверие их лидеров вело к несогласованным и отчасти стихийным акциям. Многие западные руководители поначалу видели в фашизме своего рода «щит» против угрозы большевизма. А советские лидеры, в свою очередь, рассматривали все прочие страны как единый враждебный лагерь, «капиталистическое окружение». И в итоге все попытки взаимного сближения оказывались безрезультатными. Проводимая западными державами политика «умиротворения» агрессора, по сути дела, вела все к новым уступкам растущим притязаниям Германии. Своего рода венцом этих уступок стало позорное Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.), открывшее фашистам путь к захвату Чехословакии. А в августе 1939 г. СССР прервал зашедшие в тупик переговоры с Англией и Францией, а затем заключил пакт о ненападении с Германией. Этот пакт сопровождался секретными протоколами, предусматривавшими раздел Восточной Европы между СССР и Германией. И только после нападения Германии на СССР (июнь 1941 г.) стало возможным образование антигитлеровской военно-политической коалиции трех великих держав — США, Англии и СССР. В результате объединенных усилий, основная доля которых легла на нашу страну, гитлеровская Германия и милитаристская Япония потерпели поражение. Вторая мировая война с ужасающей наглядностью показала, сколь быстро может произойти откат от цивилизации к варварству, если отвергаются нормы традиционной морали. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки стала своего " рода рубежом, после которого производство ядерного, химического и бактериологического оружия приобрело массовый характер, поставив под угрозу существование не только цивилизации, но и самой жизни на Земле. В этих условиях одной из важнейших задач, стоявших перед человечеством, стало создание эффективной системы, коллективной безопасности. Для осуществления этой задачи в 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН), в известной мере ставшая преемницей Лиги Наций. Основные цели ООН состоят в поддержании мира и безопасности, в укреплении дружественных отношений между странами, в решении всех спорных проблем путем переговоров и взаимного согласия. Как правило, ООН не вмешивается во внутренние дела государств, однако в исключительных ситуациях, когда возникает угроза миру и стабильности, у Совета Безопасности ООН есть право вводить против агрессора различные санкции, вплоть до экономической блокады и даже применения военной силы. В дальнейшем появились и другие международные организации, способствующие укреплению связей между странами и народами: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Детский фонд ООН и пр. Полвека существования ООН показали, что она стала более мощной силой в сравнении со своей предшественницей — Лигой Наций. ООН принимает самое активное участие в сдерживании военных конфликтов и примирении враждующих сторон, стремится не допускать распространения оружия массового поражения. В 1991 г. под эгидой ООН была проведена опера- Санкции — в международном праве — меры воздействия (экономические, военные и др.) против государств, нарушивших международные договоры. ция «Буря в пустыне», позволившая пресечь агрессию Ирака и освободить оккупированный его войсками независимый Кувейт. Войска ООН периодически направляются в наиболее «горячие» точки планеты, где они помогают гасить пламя зарождающегося военного пожара. Но, к сожалению, далеко не все локальные войны последних десятилетий удалось предотвратить с помощью усилий ООН. Так, длительное арабо-израиль-ское противостояние привело за минувшие полвека к пяти довольно крупным войнам и ряду менее значительных конфликтов. Затяжные кровопролитные войны вызвало вмешательство США в борьбу Северного и Южного Вьетнама, а затем — вмешательство СССР во внутриафганский конфликт. Вот уже несколько лет почти не затихают военные действия на территории распавшейся Югославии, несмотря на присутствие там войск ООН. И все же влияние и авторитет этой ведущей международной организации постепенно становятся все значительнее. Если попытаться оценить мировые войны бесстрастно, условно оставив в стороне морально-этические категории, то нельзя не заметить, что эти войны яви лись порождением оформившейся индустриальной цивилизации, многие процессы внутри которой в XX в. приобрели всемирный характер. Но если глобальность большинства из этих процессов положительно сказалась на укреплении цивилизации, то «глобализация» войн чревата ее полным уничтожением. Не меньшие опасения вызывает и кризис традиционной морали, который до начала XX в. ограничивался, как правило, бунтом одиночек. К сожалению, в дальнейшем — во многом под влиянием мировых войн — идея вседозволенности, возможности «переступить грань» довольно глубоко проникла в массы. Вот почему наряду с борьбой за предотвращение новых войн в круг основных задач современного общества входит и укрепление норм традиционной морали.
Вопросы и задания 1. В чем принципиальное отличие двух мировых войн XX в от всех предшествовавших войн, в том числе и самых крупных и продолжительных^ 2. Виновны ли были в развязывании двух мировых войн какие-либо конкретные страны (или их лидеры)7 Или существовали объективные причины, делавшие мировые войны неизбежными7 3. Что позволяет мировому сообществу уже более полувека не допускать новых мировых войн7 Можно ли сказать, что существует гарантия (или нечто, близкое к ней) от возникновения подобных войн в будущем7
§2 ТОТАЛИТАРИЗМ
В период между первой и второй мировыми войнами в ряде стран мира сформировались политические режимы, получившие название тоталитарных. Тоталитаризм — особое явление, присущее только XX в., он качественно отличается и от древних восточных деспотий, и от диктаторских режимов (в том числе и современных ему).
Природа тоталитаризма У историков и политологов пока не сложилось единого мнения по поводу природы и сущности тоталитаризма: это довольно сложный феномен, за кажущейся простотой которого крылись многообразие и определенная гибкость. Кроме того, в разных регионах и ти- • Феномен — от греческого «являющееся» — в философском смысле явление, в котором обнаруживается сущ кость чего-либо; редкое, необычное явление. пах цивилизаций тоталитарные режимы существенно отличались друг от -друга, что также затрудняет единую характеристику тоталитаризма. Тем не менее ряд отличительных признаков тоталитаризма уже выявлен.
Тоталитарные режимы всегда стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. На практике это означает жесткое централизованное регулирование экономики и политики, средств массовой информации, системы образования и культуры; сращивание государственной власти и какой-либо одной партии (как правило, единственной в стране); господство одной жестко сформулированной идеологии; поглощение личности коллективом и полное подчинение личных интересов «общественным» (фактически интересам государства); жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата; культ личности лидера («вождя»). Впервые слово «тоталитарный» (всеобщий, полный) применительно к политическому режиму стали использовать глава итальянских фашистов Б. Муссолини и их идеолог Д. Джентиле в середине 20-х гг. Определяя этим термином свою политику, Муссолини подчеркивал, что намерен обеспечить единство личности, партии и государства во имя торжества высшей, национальной идеи. В лексиконе противников фашизма термин «тоталитарный» сразу же приобрел негативный смысл, стал синонимом слов «репрессивный», «антидемократический» и т. д. Почему же и как возник тоталитаризм? Его появление вряд ли можно объяснить тем, что какая-либо партия или политический лидер вдруг решили добиться абсолютной власти. Тоталитаризм — явление мирового масштаба, обусловленное конкретными историческими условиями. Важнейшей задачей всех обществ, вставших на путь тоталитаризма, было ускоренное экономическое развитие, завершение или переход к модернизации в сфере экономики. Это было, по сути дела, единым и даже непременным признаком тоталитарных обществ. Италия и особенно Испания и Португалия в 20—30-е гг. оставались полумодернизированными странами и значительно отставали от передовых западноевропейских стран. Россия, Германия и Япония еще на рубеже XIX—XX вв. сумели войти в число наиболее сильных мировых держав, однако их развитие уже тогда отличалось неравномерностью и несбалансированностью, типичными для стран «молодого» капитализма. А вот их политические цели были весьма различны, а порой и полярно противоположны, как, например, в Германии и СССР. На формирование тоталитарных обществ оказали влияние не только внутренние, но и внешние факторы. Так, на экономике Германии тяжело сказались первая мировая война и весьма обременительные условия Версальского договора. Россию потрясла революция 1917г., затем на страну обрушилась кровопролитная Гражданская война, страшный урон экономике принесла и политика «военного коммунизма». Нельзя забывать и о тяжелейших последствиях мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. (Великой депрессии), от которого пострадали практически все страны Запада, а в наибольшей степени — отстающие, отличавшиеся крайне низким уровнем жизни населения. Как уже говорилось, решение основной задачи — быстрого восстановления и дальнейшей модернизации экономики — преследовало в разных странах и различные политические цели. Например, Германия и Япония стремились с помощью милитаризации экономики в кратчайшие сроки подготовиться к новой войне. Специфическая ситуация сложилась в СССР, которому предстояло завершить процесс модернизации, и в первую очередь провести индустриализацию хозяйства. Становление тоталитарного режима в стране проходило одновременно с началом социалистически! строительства, которое требовало кардинальной пере-' стройки социально-экономической, политической и культурной сфер цивилизации. А поскольку в 20-е гг. принципы формирования нового строя еще не были до конца определены, теории приходилось как бы на ходу «подстраиваться» под практику. В результате на долю советского тоталитаризма выпало одновременное выполнение двух задач: перевод страны в разряд передовых индустриальных держав и построение в ней социализма. Хотя некоторые ученые склонны отождествлять социализм и тоталитаризм, строго говоря, это во многом разные феномены. Но конкретные обстоятельства сложились так, что в СССР в конце 20-х гг. была выбрана модель ускоренного тоталитарного перехода к социализму. Это было связано не только с необходимостью быстро решить целый комплекс сложных внутренних проблем, но и с заметно обострившейся международной обстановкой — зарождением фашизма, ростом угрозы новой «большой» войны и, наконец, жестким противостоянием СССР и капиталистических держав. Можно ли сказать, что для СССР и других стран тоталитаризм на определенном этапе был неизбежен и даже необходим? Теоретически альтернатива ему существовала: органичное, равномерное развитие, исключающее форсированные и чреватые риском «скачки». Конечно, это более долгий и медленный путь, зато, как показала история, он приносит более надежные и основательные результаты, не требуя при этом от общества исключительных усилий, а нередко и тяжелых (в том числе и человеческих) жертв. Однако не только Германия и СССР, но и ряд других стран избрали для решения своих проблем именно тоталитаризм, и это свершившийся факт. Исторический процесс слишком сложен и слишком насыщен событиями, тесно связанными друг с другом незримой цепочкой причин и следствий, чтобы можно было полагаться на гипотетические «сценарии» развития, так и не осуществившиеся на практике. Никто не в состоянии точно сказать (по сути дела, угадать), каким, например, было бы сегодня наше общество, если бы развивалось по иным схемам — скажем, по той, которую наметил В. И. Ленин в последние годы жизни, или по модели, предлагавшейся Н. И. Бухариным. Впрочем, на предположения мы имеем право и, используя его, заметим, что в случае замедленного осуществления модернизации военно-промышленный потенциал СССР к 1941 г. мог бы оказаться иным, что скорее всего привело бы и к иному исходу войны с Германией. Как же утверждались и функционировали тоталитарные режимы, на какие силы* они при этом опирались? Факты убедительно говорят, что тоталитаризм, как правило, пользовался массовой, а на некоторых этапах даже практически всеобщей поддержкой населения. В ряде стран переход к тоталитаризму совершался на основе демократических выборов, как, например, в Италии и Германии. Это, конечно, не означало, что на момент такого перехода в обществе царило полное единодушие. И итальянские, и немецкие коммунисты, и социалисты в свое время резко возражали против ввода фашистов в правительства и парламенты. Однако партии Муссолини и Гитлера опирались на растущую поддержку масс. Чем же объяснялась эта поддержка? Во-первых, тем, что партии и лидеры тоталитарного толка демагогически предлагали населению мобилизовать все силы для решения действительно актуальных проблем, важность которых в той или иной степени осознавалась обществом. Во-вторых, расчеты тех, кто пролагал пути к тоталитаризму, строились на умелом использовании чувств и настроений толпы — как благород- Демагогия — от греческого «управление народом» — преднамеренное искажение фактов, лживые обещания, лесть, используемые для достижения своих целей.
ных, так и низменных. В итоге подавляющее боль шинство населения тоталитарных государств (в том числе и в СССР) искренне ощущало себя жителями некоего исключительного общества и создателями еще более замечательного «светлого будущего», ради которого не страшно идти на любые жертвы. В СССР, например, без этой веры вряд ли можно было осуществить столь мощный рывок вперед, позволивший стране одержать победу в Великой Отечественной войне и стать сверхдержавой. В государствах фашистского толка (в особенности в Германии) всячески -поощрялись националистические и шовинистические настроения. Мечты о «Великой Германии», демагогическая игра на чувстве национальной гордости, ущемленном поражением в первой мировой войне, разжигание антисемитизма — все это увеличивало поддержку фашистов массами, одновременно пробуждая в обществе самые темные варварские инстинкты. Эти тенденции проявились довольно рано. Не случайно уже в 1923 г. русский философ Н. Бердяев, не по своей воле покинувший родину, писал: «Гуманизм новой истории изжит и во всех сферах культуры и общественной жизни переходит в свою противоположность, приводит к отрицанию образа человека». Отметим, что в преддверии своего прихода к власти итальянские и немецкие фашисты активно использовали растущее социальное недовольство масс. Они критиковали правительство за неспособность обеспечить выход из экономического кризиса, решить проблему безработицы и повысить жизненный уровень населения. При этом выдвигались и такие, например, лозунги: «Землю тем, кто ее обрабатывает». Важно учитывать и то, что тоталитаризм утверж дался в государствах, где традиции демократии был слабы либо отсутствовали вообще, то есть там, где ело' жились прочные традиции сильной централизованно; власти, располагающей отработанными механизмами давления на общество. Вот почему тоталитаризм в принципе не мог восторжествовать в таких государствах, как Англия или США. Правда, в 30-е гг. государство и там (в особенности в США) усилило контроль над экономикой, борясь с последствиями Великой депрессии и стихией рынка. Однако в нетоталитарных странах процесс «огосударствления» имел определенные рамки и не перерос в систему, основной принцип которой Муссолини сформулировал так: «Все в государстве и ничего вне государства».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы