Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Биография Г.И. Успенского. Начало творческого пути.
Цель лекции: ознакомить студентов с основными вехами биографии писателя, создавшего очерковые циклы и отдельные очерки, воплотившие в художественной форме злободневные проблемы российской действительности. Задачи лекции: 1. Кратко рассмотреть литературную деятельность писателя. 2. Ознакомиться с проблематикой и поэтикой ранних очерковых циклов писателя. Содержание лекции: Г.И. Успенский (1843 – 1902) родился в семье провинциального чиновника, учился в тульской гимназии. В 1861г. окончил курс гимназии и уехал в Санкт-Петербург, где некоторое время учился в университете. Затем будущий писатель некоторое время учился в Московском университете, который также не окончил. В 1863г. Успенский возвратился в северную столицу, где начал печататься в «толстых» журналах и сразу обратил на себя внимание критики и читателей. Первые очерки писателя были отмечены тем, что впоследствии назвали «сплавом образа и публицистики». Не испытывая тяготения к романной форме (эпосу частной жизни, по мысли Гегеля), Успенский начинает создавать циклы очерков, например, «Нравы Растеряевой улицы» (1866), где обрисован тульский «мелкий люд», эксплуатируемый «живоглотами». Основной закон поэтики «Нравов…» выражается в том, что этот цикл, не имеющий главного героя, дает бесконечную галерею портретов людей (как эксплуатируемых, так и эксплуататоров), растерянных под воздействием «новых» порядков (т.е. пореформенных процессов). Порфирий Петрович, Претерпеевы, мастеровые, владельцы кабаков, где оружейники за копейки отдают сделанные ими пистолеты («цволы») – все испытывают крайний дискомфорт, ибо даже добрые начала (страсть к чтению, сильный характер, близость к церкви) парадоксальным образам оборачиваются своей противоположной стороной. «Разоренье» (оконч. ред. – 1871г.) – следующий крупный очерковый цикл, который подводит черту под очередным отрезком времени. Само название подсказывает проблематику этого произведения: разоренье русской жизни, разлад в душах и умах людей разных социальных слоев и возрастов. Михаил Иванович, Надя, Вася Черемухины мучительно пытаются найти выход из сложившейся ситуации и не находят его – слишком много еще предстоит в обществе изменений, которые позволят ответить на слишком больные вопросы. «Крестьянские циклы» Успенского: обращение к первоосновам народного бытия. Цель лекции: ознакомить с поэтикой и проблематикой циклов очерков о крестьянской жизни. Задачи лекции: 1. Изучить бытовую и мифопоэтическую основу цикла «Крестьянин и крестьянский труд» (1880). 2. Рассмотреть основные образы «Власти земли» (1882). Содержание лекции: Г.И. Успенский, дороживший «правдивым словом», отправляется «в народ» – т.е. поселяется в деревне, где ведет дневник: записывает впечатления от крестьянской жизни. Писатель открывает для себя и для читателей основные законы земледельческого труда, тысячелетиями управляющего жизнью крестьянина. Земля не терпит лени, несерьезного отношения, она как огромный живой организм каждую минуту испытывает ум, силу, смекалку, честность человека. Успенский сумел по-новому, очень правдиво и объективно показать «мужика» – настоящего, а не «шоколадного», которого жаждали видеть некоторые народники. Писатель трезво взглянул на крестьянскую жизнь и увидел как ее поэтические, так и бытовые, а порой и отвратительные стороны. Пьянство, убийство детей, казнь конокрадов, ложь священников, поиски «интеллигентных неплательщиков» – ничего не укрылось от глаз пытливого исследователя. Земля может спасти от нравственного падения, может оправдать даже преступление, караемое цивилизованным обществом, но она также способна и жестоко наказать и погубить тех, кто глух к ее зову. «Крестьянские циклы» отмечены особой поэтичностью – суровой и естественной. Писатель передает глубокий смысл былины о Святогоре-богатыре, красоту и мудрость «деревенского» дневника, неразрывную связь природных явлений и народного быта. В самой грандиозности авторского замысла, обреченного на незавершенность, кроется мысль о непознаваемости загадок крестьянской жизни, которая веками формировалась и «укладывалась».
Раздел № 4. Творчество Н.С. Лескова. Биография писателя. Начало творческого пути.
Цель лекции: рассмотреть биографию художника, обусловившую природу его дарования. Задачи лекции: 1. Сопоставить «многообразие» ситуаций в жизни Лескова и многообразие изображенных им событий. 2. Изучить теорию сказа. 3. Рассмотреть художественное своеобразие «Очарованного странника» и «Запечатленного ангела» Н.С. Лескова.
Содержание лекции. Н.С. Лесков (1831 – 1895) родился в небогатой семье, которая не смогла дать будущему писателю «систематического» образования. Отец умер рано, мать не имела возможности платить за детей в училище. С 15 лет Лесков поступает на службу писцом, а затем в уголовную палату (г. Орел). В 1849 г. молодой человек уезжает в Киев. Затем следуют частые поездки по служебной надобности, что позволило увидеть различные регионы России, узнать жизнь различных сословий. В Петербург Лесков переезжает в 1861 г., и в 30 лет начинается его писательская деятельность. Сын писателя, А. Лесков, так характеризует литературные интересы своего отца и темы его произведений: «О чем только не писал он: о борьбе с народным пьянством, о торговой кабале, о раскольничьих браках, о колонизационном расселении малоземельного крестьянства, о поземельной собственности, о народном хозяйстве, о лесосбережении и о дворянской земельной ссуде, о женской эмансипации, о народной нравственности, о привилегиях, о народном здоровье… ». Как видно, сама жизнь, тревожные и напряженные 1860-е годы подтолкнули Лескова к литературной деятельности. Для передачи разговорного стиля своих персонажей – как правило, людей из демократических низов, Лесков прибегал к сказовой форме повествования, которая сама по себе является полной и точной характеристикой того или иного героя. Сказ – это имитация разговорной речи. Эта форма повествования от первого лица активизируется в эпохи социального напряжения. Лесковский сказ, как и все творчество этого писателя, был обусловлен 1861 г. – временем реформ, важнейшей из которых была, конечно, реформа крестьянская. Следующий мощный виток развития сказа – эпоха гражданской войны и предшествующей революции 1917 г. Творчество М. Зощенко, А. Ремизова и многих других русских писателей характеризуется использованием и развитием сказовой манеры. В 1873 г. Лесков начинает работу над «Черноземным Телемаком» – так первоначально называлась замечательная повесть «Очарованный странник». Это произведение тяготеет к жанру повести: в нем есть начальное «задание», которое получает герой, композиция «Очарованного странника» линейна: все герои находятся в одной плоскости, они либо помогают Ивану Северьянычу Флягину, либо мешают ему, либо принимают непосредственное участие в его действиях. Однако данная повесть отличается от других произведений данного жанра тем, что в ней активную роль играют элементы других жанров: былины, жития, авантюрной повести. Такая полижанровая природа расширяет хронотоп данной повести, придает ей глубокое содержание. Незатейливое, на первый взгляд, повествование Флягина о своей полной приключений жизни становится исповедью русского человека о своих страданиях, духовных поисках, любви. Одним из выдающихся и интереснейших произведений Лескова является повесть «Запечатленный ангел» (1873), где писатель размышляет о вере в Бога и о том, что за этим кроется. Анализируя и художественно переосмысливая различные вероисповедания (например, староверчество, которым Лесков интересовался, и ортодоксальное христианство), писатель приходит к выводу, что главное – это не соблюдение законов и правил, а искреннее служение человечности и красоте. Замечательная икона, которую попытался испортить корыстный чиновник, стала пробным камнем, проверяющим всех персонажей повести «на прочность» и душевную отзывчивость.
Образ художника в произведениях Н.С. Лескова. Цель лекции: показать способы построения образов одухотворенных мастерством и творчеством людей. Задачи лекции: 1. Рассмотреть образ Левши. 2. Рассмотреть способы построения образа героя повести «Тупейный художник». Содержание лекции. В «Левше» Лесков показывает народный характер, раскрывая пред читателем его черты в «словесном фейерверке». Слова-перевертыши (студинг, долбица умножения, буреметр, керамида, двухсестная карета, куцапые пальцы, нимфозория, безрассудок, бюстры, Твердиземное море, Аболон Полведерский) передают стиль народной речи, создают образ народного мышления и народного характера. За забавными словами-шутками встают нешуточные проблемы – положения талантливого и несчастного русского народа, русской истории. В данном произведении изображены Александр I, Николай I, генерал Платов, говорится о Венском конгрессе, поражении России в Крымской войне, но главный герой – все же тульский оружейник, косой левша. Сила мастерства и искусства поднимает его на небывалую высоту. Патриотизм левши, даже в своем наивном выражении, делает героя трогательным и невероятно сильным одновременно. Левша, олицетворяющий народную стихию во все ее проявлениях (труде, пьянстве, покорности судьбе, покладистости) противопоставлен власти – лицемерной, грубой, равнодушной, хвастливой. За смехом, игрой, шуткой кроется невеселый вывод о незащищенности простого человека, даже если он невероятно талантлив. В «Тупейном художнике», также написанном в сказовой форме, создается очень яркий и явно любимый Лесковым образ человека из народа, наделенного даром создавать красоту. Главный герой данного произведения обладает способностью любить, защищать свою любовь, но человек в России поставлен в унизительное положение раба, и даже его талант (как и в «Левше») является собственностью помещика, грубого и властного. Характеры героев так же, как и в «Левше», проявляются в их слове – простом, наивном, но очень чистом и искреннем. Персонажи активны, они действуют (бегут, скрываются от погони, защищают друг друга), но над ними довлеет рок, слепая сила (героев разлучают, они гибнут), которая уничтожает их физически, но не морально. И сочувствие мальчика, няня которого прикладывается к «плакону», когда воспоминания особенно сильны, дает автору и читателю надежду на то, что ситуация все же когда-либо изменится к лучшему, и люди не будут так несчастны, как в повести «Тупейный художник».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы