Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тук-тук, кто в тереме живет?
Сидит царевна-лягушка, плачет горючими слезами. Спрашивает ее Иван-царевич: " Что ты плачешь, о чем печалишься? " — " Как мне не плакать, Иванушка, не разрешат тебе родители на мне жениться! " — " Не плачь, любимая, не горюй, я себе другую невесту найду! " Очень, очень синтоновское! Синтон изначально был задумал как психологический Клуб, что есть проект крайне рисковый. Поясню. Если у вас не Клуб, а Центр, то человек проходит тренинговую группу и Центр покидает, даря себя как произведение искусства снова своим близким. Своим продуктом мы кормим не себя, а других. А если у нас Клуб, то продукт нашей работы мы испытываем на себе. Клуб, община, называйте как хотите — это место, где мы питаемся продуктами своей же жизнедеятельности. Что себе (из себя) сделали — то и скушать придется. · Впрочем, достаточно скоро Синтон стал вкусным местом. Что в первую очередь давал людям Синтон? Синтон раскрепощал, давал силу и свободу и обучал разумным житейским навыкам. Вопрос воспитанности не вставал, по крайней мере центральным точно не был, и выпускники Синтона вполне могли оставаться людьми свободными и дикими. · Дикий человек, например, где кушает, там и какает. Ну или какает там, где кушают другие. Другое дело, что в Синтоне всегда собирался преимущественно качественный контингент, и когда раскрепощались они, то Синтон от этого только хорошел. Все нормально. Или почти все. Потому что, если приглядеться, то часть синтоновцев Синтон явно не красила, и особенно это бросалось в глаза новичкам. Они пришли туда, где мечтали найти свою сказку, они начинают посещать действительно толковые — и веселые — тренинги, но вдруг в Клубе встречают прошедшего все мыслимые клубные тренинги синтоновца-старичка, бесцельно в Клубе тусующегося и злословящего про Синтон. · Толковые люди, как бы им ни нравился Синтон, в нем обычно долго не задерживаются. У них есть чем заняться в жизни, они берут в Синтоне все, что им нужно, и, с самыми светлыми чувствами попрощавшись с Синтоном, возвращаются в жизнь заниматься делом. А бездельники в Клубе с удовольствием остаются. А чо, здесь клево! Можно сидеть и перед новенькими изображать человека, Синтон безусловно переросшего: " Ну, молодежь наивная… мы все это уже прошли…" И по возможности злословить. Кстати, очень странно: он на Синтон какает, но из Синтона не уходит. Ему сделали Синтон, ему в Синтоне хорошо, но если ему в Синтоне что-то кажется плохо — он начинает возмущенно предъявлять претензии тем, кто Синтон ему сделал. · Как любил озвучивать этих персонажей Аркадий Петрович Егидес: " Ну почему ты, сволочь, дал мне хлеб без масла? " Любой наезд на такого бездельника он воспринимает как злобный наезд на клубную демократию в целом. " Я в Клубе хочу жизни именно такой и я — полноправный член Клуба. Значит, вы обязаны считаться с моими желаниями. У нас — демократия. А если вы со мной и моими желаниями не считаетесь, значит, в Клубе нет демократии и вы — …" · далее текст не по Уставу. Так есть в Синтоне демократия — или нет? И как к этому относиться? Отвечаю. Клуб и демократия Демократия. Демос — народ, кратос — власть: власть народа. Люблю переводы с греческого! Самый первый Устав Клуба Синтон начинался словами: " Главным человеком в Клубе является член Клуба. Руководитель Клуба, администрация и прочие ведущие являются уважаемым, но вспомогательным персоналом. Все главные вопросы: что будет в Клубе и как ему жить — решает не руководство, а сами члены Клуба". · Вот так. Это было то, с чего я начинал. Я вообще был радикальным демократом. Например, в начале перестройки, когда на площадях поднимались плакаты " Партия, дай порулить! ", я горел Проектом: вот сделать такую специальную голосовательную газету, где собираются все важные вопросы про нашу жизнь. В ней будут обсуждаться все традиционно обсуждаемые важные вопросы: альтернативная служба, льготы депутатам, где строить гаражи и размер пенсии, а самая соль в том, что после всех умных и разных статей про плюсы и минусы в газете есть отрывные талончики: " Я за то" или " Я за это". Оторвать правильный талончик и опустить в почтовый ящик — на это у народа сил хватит, а в результате мы имеем мнение народа по всем вопросам и будем строить жизнь такую, какую хотим мы!!! Когда я с воодушевлением сформулировал этот свой проект Валерию Хилтунену (помните его гремевшую на всю Россию публицистику в " Комсомольской правде"? ), он отозвался коротко и без всякого энтузиазма: " Именно народ в свое время проголосовал за то, чтобы Сократ выпил чащу с ядом". Я, конечно, возмутился... но стал думать об этом внимательнее. Прошли годы. Что думаю я об этом сейчас? Сейчас меня мнение народа не интересует. Точнее, это то, за чем надо следить, чтобы делать его таким, каким надо: позиция совершенно такая же, как у любых разумных родителей к своим детям. Мало ли что хотят дети?! · " Мам, ну давай посмотрим мультики, а потом поиграем в железную дорогу! " — А мама только пришла с работы, ей еще готовить ужин и сегодня все постирать... Когда человек растет, он меняется: меняется и его кругозор, и его ценности. Желания ребенка отличаются от желаний уже подростка, интересы подростка — от интересов вступающего во взрослую жизнь молодого человека, а ценности зрелого взрослого — совсем третьи. Отвечать на то, что интересно сейчас, — это значит, как правило, держать человека на его сегодняшнем уровне. Как Л.С.Выготский формулировал закон опережения обучения: " Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития" [74], так и я формулирую закон опережения интереса: Клуб должен давать то, что будет интересно человеку на его следующем шаге душевного и духовного развития. Так чей же это Клуб? – Расплоди тараканов, — сказал отец, — и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе и будут петь о великой скорби тараканов, обреченных на гибель. Быть справедливым… — продолжал отец, — но сначала ты должен решить, какая справедливость тебе ближе: Божественная или человеческая? Язвы или здоровой кожи? И почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль? Добрый человек Антуан де Сент-Экзюпери Лет пять назад в Клубе исключительно актуальной была тема " Синтон и алкоголь". Кто помнит, когда-то на весенних синтоновских слетах было особенно весело, потому что у народа было и свободный народ пил. · Как и все, что делают синтоновцы — пил от души. Так вот, Козлов же почему-то решил, что массовые пьянки не входят в его представление о Синтоне, и сказал, что в Синтоне пить нельзя. Что тут было… что началось! Народ (ну, часть. Но — голосистая! ) как запищал, как заверещал: " В Синтоне кончилась демократия! Свободный Синтон умер! ", возмущенные синтоновцы устраивали гневные акции протеста и демонстрации, хлестко высмеивающие узость взглядов Козлова и непонимание им настоящего смысла свободной жизни. Прошли годы. И сейчас об этом уже как-то никто и не кричит. Пришло понимание, что Синтон и алкоголь — две вещи несовместные, любители алкоголя отсеялись, и Синтон ныне радует более осмысленную публику. Я понимаю, Синтон людям нравится, · это приятно и они хотят его иметь. · Ой, я вполне могу их понять. Мои детишки в детстве вели себя так же: что им понравится, они тоже хотели это себе иметь. Они считают, что Синтон — это их Клуб. Нет. Чей это Клуб, то есть под чьи интересы будет настроен Клуб, решает Козлов. Клуб принадлежит народу, но какому народу принадлежит Клуб, решает тот, кто этот Клуб создал. Сегодня меня мало интересует, что в своей массе хочет народ в Клубе, хотя бы потому, что я знаю, что эта масса хочет пока и потому что мне это нравится мало. Если в Клубе будет демократия и по строгой демократической процедуре мы проголосуем за то, что выберет народ (особенно при наличии еще свежих " необработанных" новичков), то Клуб " Синтон" превратится в: · Клуб знакомств, · Дискуссионный Клуб, · Психотерапевтическую Лечебницу и · Дискотеку без конца!!! Потому что это именно то, что хочет народ[75]. Потому что дети хотят конфеты и не всегда желают идти в школу. · А посуду за собой мыть — так это вообще фигушки! Поэтому у нас в Клубе демократии и прочего разврата не будет. У нас не Клуб всех желающих. У нас — Клуб Синтон, что значит Клуб с определенными ценностями и требованиями, которым ты можешь как соответствовать, так и нет. Естественно, мне по-настоящему интересны мнения и впечатления народа от тех тренингов и занятий, которые они прошли, и чем больше человек взял от Синтона, тем более мне важно его мнение. Потому что Синтон его уже воспитал и поумнел. Конечно, я за демократию. Просто что и как должно быть в Синтоне, должны определять люди, воспитанные Синтоном. И тогда — Да здравствует демократия воспитанных людей! Тревожный Остров Свободы Jesus has changed your life. Save the changes? Yes. No. Save as… Итак, Синтон изначально был задуман как островок свободы. Мы этот островок построили. Посмотрели — получилось неплохо. Но — не отлично. · Нужно ли это доказывать? Не думаю: придите в Синтон и увидите. Разные тут бывают люди: от очень (душевно) симпатичных до не очень. Мы получаем только то, что мы делаем, и если мы, работая с синтоновцами, заботились только об их раскрепощении, душевном благополучии и некоторых полезных для жизни навыках, · но не о толковости, не о порядочности, не о высокой внутренней культуре, то мы не можем ждать, что в каждом из них это будет. И, более того, в рамках Клуба требовать этого просто невозможно. В Клубе — свободные люди, которые берут себе только то, что им нравится, и если свободному (от всего) синтоновцу ты будешь давать то, что в его планы не входит, хотя бы тебе и другим этого очень от него хотелось, он всегда остановит тебя ленивым вопросом: " А мне это надо? " · Вот вы замотивируйте его, чтобы он порядочным человеком был не только под настроение, а — всегда! Заинтересуете его, сделаете ему это — он вам это даст. Нет — ваши проблемы. Да нет, в Синтон приходят не бандиты. Но ведь и уходят — не святые... Вот наполненное беспокойством письмо от Ольги Гурьевой, ведущей Синтона из Оренбурга: " Николай Иванович, я размышляю о той самой внутренней свободе. Понимаете, были у людей какие-то внутренние ограничители: вина, совесть, долг и привязанности, общественное мнение и т.д. С помощью Синтон-программы они освободились от многих из них, стали Свободными. Однако ответственность в них воспитана не была с детства. В качестве ответственности за свои дела и были совесть, вина и так далее. Теперь от угрызений совести они избавились, ничто их не наказывает и не мучает. А ума если и было, то маловато. И что в итоге? Кто же добровольно захочет заботиться о другом, если чужие переживания — это не твои проблемы (хочу — пришел в семью, не хочу — не пришел), если я всегда свободен, уравновешен и спокоен? Людей, изначально умных и заботливых (думающих не только о себе), у меня в группе (да и вокруг), к сожалению, маловато. Чаще это — обычные обыватели, которые берут только то, что приятно и сладко, особо не отягощаясь. И когда я вижу радость в их не особо умных глазах по поводу полного личного от всего освобождения, мне становится страшно..." Я думаю, что повышенную тревожность лучше всего лечить хорошей работой, чем мы все и занимаемся. Но вопросы к Синтону, естественно, остаются, и у меня их, возможно, более, чем у кого-либо еще. Конкретнее: у меня с каждом годом крепнет ощущение, что в рамках Клуба Синтон мы что-то существенное не доделываем. Чтобы вы меня понимали лучше, даю несколько картинок: портретов синтоновцев до и после Синтона, а вы — составьте свое впечатление. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы