Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной.
Стратегии ненасилия – это не благая мечта, а необходимость выживания человечества. Но она затрагивает всю систему ценностей техногенной цивилизации. Она означает пересмотр идеала силы и власти, господства над объектами, обстоятельствами, социальной средой, требуя критического анализа всей новоевропейской культурной традиции. В культуре техногенной цивилизации дух мужества и силы занимает доминирующее положение, и недаром современные феминистские течения отмечают необходимость пересмотра многих духовных традиций нашей цивилизации как условия подлинно равноправного отношения между мужчиной и женщиной в семье и обществе. Пока идеалы господства над природными и социальными объектами, идеалы власти, основанной на силовом преобразовании ситуаций природного и социального мира, остаются базисными ценностями современной цивилизации. Они формируют многообразие образцов, норм, программ поведения, жизненных смыслов, которые мы впитываем из культуры, часто не осознавая этого. И само утверждение новых идеалов, сегодня обсуждаемых в качестве философских проблем, при их превращении в реальные мировоззренческие основания человеческой жизни потребует новых образцов и норм человеческого действия. Предпосылки новых стратегий жизнедеятельности возникают не только в сфере социальных, политических и духовных отношений между различными социальными группами, странами и народами глобализируемого человеческого мира. Не менее важно, что эти предпосылки обнаруживаются в сфере самого научно-технического прогресса, который является сердцевиной существования и развития техногенной цивилизации. Эти предпосылки можно зафиксировать в качестве второй «точки роста» новых мировоззренческих ориентаций. Современная наука и техника, сохраняя общую установку на преобразование объективного мира, втягивает в орбиту человеческого действия принципиально новые типы объектов, которые меняют тип рациональности и характер деятельности, реализующийся в производственных и социальных технологиях. Речь идет о сложных саморазвивающихся системах, среди которых главное место занимают человекоразмерные, включающие человека в качестве своего особого компонента. Образцы таких систем – биосфера как глобальная экосистема, биогеоценозы, объекты современных биотехнологий, социальные объекты, системы современного технологического проектирования. Стратегия деятельности с саморазвивающимися человекоразмерными системами неожиданным образом наводит мосты между культурой западной цивилизации и древними восточными культурами. И это очень важно, если иметь в виду проблемы диалога культур как фактора выработки новых ценностей и новых стратегий цивилизационного развития. Наука и технология в новоевропейской культурной традиции в своем развитии согласовывались лишь с западной системой ценностей. Теперь выясняется, что современный тип научно-технологического развития можно согласовать с альтернативными, казалось бы, чуждыми западным ценностным мировоззренческими идеями восточных культур. Во-первых, восточные культуры всегда исходили из того, что мир природы, в котором живет человек, – это живой организм, а не обезличенное неорганическое поле, которое можно перепахивать и переделывать. Долгое время новоевропейская наука относилась к этим идеям как к пережиткам мифа и мистике. Но после развития современных представлений о биосфере как о глобальной экосистеме выяснилось, что непосредственно окружающая нас среда действительно представляет собой целостный организм. Эти представления уже начинают в определенном смысле совпадать с органическими образами природы, свойственными древним культурам. Во-вторых, объекты, которые представляют собой развивающиеся человекоразмерные системы, требуют особых стратегий деятельности. Этим системам свойственны синергетические эффекты, и в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. В точках бифуркации незначительное воздействие может радикально изменить состояние системы, порождая новые вероятностные траектории ее развития. Установка на активное силовое преобразование объектов при взаимодействии с такими системами уже не является продуктивной. При простом увеличении внешнего силового давления система может не порождать нового, а воспроизводить один и тот же набор структур. Но в состоянии неустойчивости часто небольшое воздействие в точках бифуркации (укол в определенном пространственно-временном локусе) способно вызвать формирование, в силу кооперативных эффектов, новых структур и уровней организации. Этот способ воздействия напоминает стратегии насилия, развитые в индийской культурной традиции, и принцип действия У-Вэй, разработанный в китайской культуре. Этот принцип выражен в известной древнекитайской притче: один мудрец, желая ускорить рост злаков, стал тянуть их за верхушки, а кончилось тем, что он просто-напросто вырвал их из грядки. В-третьих, в стратегиях деятельности со сложными человекоразмерными системами возникает новый тип интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностнорационального действия. Научное познание и технологическая деятельность с такими системами предполагают учет целого спектра возможных траекторий развития системы в точках бифуркации. Реальное воздействие на нее с целью познания или технологического изменения всегда связано с проблемой выбора определенного сценария развития из множества возможных. И ориентирами при этом служат не только знания, но и нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека эксперименты с системой и ее преобразованием. Вопросы для самоконтроля: 1. Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. 2. В чём заключается проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли? 3. Проблема природа и общество. Её неразрешимость. Тема3.5 Общество как система
План Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей.
1. Под «обществом» понимают совокупность людей, связанных общественными отношениями, складывающимися в обществе в их деятельности. Обществом можно считать социально – исторический механизм, находящийся в постоянном развитии. Это есть объективная реальность, форма существования бытия людей, обладающая внутренней структурой, целостностью и направленностью развития. Также существует представление об обществе, как сумме индивидов, каждый из которых определяет свою судьбу сам. Существуют следующие стороны общественного бытия. Объективная сторона, то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей, например, условия жизни, потребности, состояние экономики, природные факторы, все то, на что человек не может повлиять или влияет с большим трудом. Субъективная сторона – сознание и воля людей, их отношение к обществу, их личное стремление, их взгляды. Философов всегда волновали проблемы общества, так как философия всегда ответ на трудности и проблемы человеческой жизни. Это стремление дать ответ на главные проблемы человеческого бытия. Общество необходимо людям. Изначально для сохранения жизни, выживания, а затем для удовлетворения потребностей, для духовного роста и прогресса. Уже в древности философы признавали, что общество не может быть однородным, равным. В нем всегда будут богатые и бедные, счастливые и несчастные, больные и здоровые. Общество не в силах изменить глобальную историю человечества, но люди в силах изменить самих себя. Именно поэтому история каждого общества необычна и уникальна, ибо люди не замечают, как вершат каждый последующий день.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2328; Нарушение авторского права страницы