Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1: Философия, ее предмет и роль в обществе.



КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Дисциплина Основы философии

 

Специальность 38.02.06 Финансы (базовая подготовка)

 

Краткий курс лекций составлен в соответствии с ФГОС по специальности: 38.02.06 Финансы базовой подготовки, по дисциплине Основы философии предназначен для студентов СПО, обучающихся по данной специальности. Рассмотрены основные определения, сведения, необходимые для получения основных знаний по дисциплине Основы философии

 

 

Автор: Арефьева Галина Валерьевна

 

Рассмотрено и согласовано на заседании

предметной (цикловой) комиссии

социально-экономических дисциплин

и рекомендовано к использованию

Протокол № ____от__________2015г.

Председатель ________ /Г.В. Арефьева/

 

Содержание

Раздел 1. Введение

Тема 1: Философия, ее предмет и роль в обществе………………………………..5

Раздел 2. Историко-философское введение.

Тема 2. Зарождение философии. Философия Античного времени………………10

Тема 2.2: Философия Средних веков……………………………………………….14

Тема 2.3 Философия эпохи Возрождения………………………………………….18

Тема 2.4 Философия эпохи Нового времени и Просвещения……………….......22

Тема 2.5 Немецкая классическая философия…………………………………........27

Тема 2.6 Марксистская философия………………………………………………....33

Тема 2.7 Русская философия………………………………………………………...45

Тема 2.8 Современная западноевропейская философия………………………….48

Раздел 3. Систематический курс

Тема 3.1 Учение о бытии…………………………………………………………….52

Тема 3.2 Происхождение и сущность сознания…………………………………...62

Тема 3.3 Теория познания…………………………………………………………...65

Тема 3.4 Природа как предмет философского осмысления……………………...69

Тема 3.5 Общество как система……………………………………………………..74

Тема 3.6 Проблема человека, сущность и содержание…………………………..87

Тема 3.7 Исторический процесс. Проблемы типологии истории………………..90

Тема 3.8 Проблемы и перспективы современной цивилизации………………….96


Раздел 1. Введение

Тема 1: Философия, ее предмет и роль в обществе.

План

Основные категории и понятия философии. Проблематика основного вопроса философии

Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.

Материализм и идеализм – основные направления философии

 

1. Слово «философия» происходит от сочетания двух слов «филио»- любовь и «софия»- мудрость. Первым кто употреблял это слово, был античный философ Пифагор. В древности философия считалась высшей ступенью познаний к одной из главных добродетелей культурного человека.

На протяжении многих лет до появления научных знаний люди жили в своём особом мире фантазий, эмоциональных переживаний и грёз. Они существовали в мире, который был им не понятен и часто враждебным. Стремление проникнуть в тайны этого мира и обосновало зарождение и развитие философии и философского мировоззрения.

Первой формой человеческого мировоззрения было мифологическое мировоззрение.

Первой формой философского мышления и представления о мире было мифологическое мировоззрение.

Миф (сказание, предание) объяснял человеку всё, к чему он стремится в своём познание, то чего он не понимал.

Мифологическим мировоззрением называется то мировоззрение, которое основывается не на теоретических знаниях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях. В мифах человек впервые ставит перед собой вопросы и находит ответы, с которых и начинается философия. Что есть добро и зло? Что есть человек? Что есть мир? Каково истинное предназначение человека?

Вслед за мифологическим приходит религиозное мировоззрение, которое даже ближе к философии, чем мифологическое, поиск высших целей и смыслов жизни, желание найти уверенность и спокойствие, стремление ответить на волнующие жизненные вопросы, есть основа любой философской системы. И поэтому религиозное мировоззрение является основой для формирования иных видов мировоззрения и является первой философской системой для человека. Религия отвечает на те же вопросы, что и философия, только мерилом всего сущего является бог. Именно с религиозного мировоззрения начинается развитие тех или иных философских систем.

Специфика философского мировоззрения. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества.

Специфика философии как науки выражается в её многогранности, в её бесконечном развитии и стремление к совершенному знанию в её особенном взгляде на окружающий человеком мир. Философия – это, прежде всего, учение о месте и роли человека в окружающем мире. Оно то «волшебное зеркало», в котором человек видит себя как существо духовное, вечное, именно поэтому предметом философии является отношение человека к миру, его отношение самому к себе и другим людям. Главная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшим знанием, открыть путь к свершенной истине.

Философия – наука элитарная, она не может быть доступна каждому простому смертному, она не устаревает никогда, так как не устаревает мир и человек.

Философия ищет ответы на вечные вопросы бытия, однако её уникальность в том, чтобы получить однозначный ответ на них невозможно и с каждым новым этапом жизни общества, ответы на эти вопросы меняются. Как говорит английский философ Рассел: философия – это «ничейная земля», так как с одной стороны это наука, с другой глубоко прочувственное эмоциональное знание о мире и человеке.

 

Философия - наука о мудрости, учение о правильной и разумной жизни. Философия - основа или ядро любого мировоззрения, так как философия размышляет над жизненными ценностями и жизненной ориентацией человека и общества.

Во все времена философы объясняли проблемы бытия и всего сущего на земле, поэтому философская мысль - это мысль о вечном, о вечных проблемах, происходящих в душе каждого человека и в жизни любого общества.

При этом философия изменчива, так как она постоянно развивается и обогащается новыми знаниями и новым содержанием.

Как сказал А. Шопенгауэр « дар философии - это особый дар соединить в себе мудрость старца с наивностью и непосредственностью ребёнка, не потерявшего способности искренне удивляться миру и человеку».

Из этого знания выходят основные функции философии:

1) Описательная - это функция, представляющая собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложение данных и их характеристик.

2) Аналитическая - выявление предельных оснований, составляющих условий возможности всех видов теоретического и практического опыта.

3) Теоретико-познавательная - эта функция заключается в познании мира, вырабатывании новых знаний.

4) Мировоззренческая – это функция формирования осознанного мировоззрения человека, принципов его жизни, ценностей и ориентиров, понимание моральных и этических ценностей.

Структура философии, как учения о мудрой и правильной жизни состоит из нескольких частей знания (так учили античные философы):

1) Физика - наука о природе и природных явлениях.

2) Логика - учение о правильном построении мыслей.

3) Этика – учение о правильном поведении и манерах.

В дальнейшем появилась новая трактовка философского познания, кроме вышеперечисленных частей философии стали выделять эстетику, эпистемологию (учение о научном знании и познании), диалектику (учение о всеобщей связи и развитии всех явлений мира), социальную философию (учение об обществе), а также отдельные отрасли в области философии такие как философская культуры, религии, науки.

Философия 19 века разделила философское учение на 3 большие части:

1) Онтология – учение о бытии

2) Гносеология – учение о познании

3) Антропология – учение о человеке.

Философия – наука об универсальных законах и принципах бытия, учение об общих закономерностях бытия и познаниях, о мести и отношения человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Раздел 2. Историко-философское введение.

Тема 2. Зарождение философии. Философия Античного времени

План:

Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм

Первые философы и проблема начала всех вещей

Философское учение Сократа и Платона. Содержание философии Аристотеля

1. Философия Античности занимает продолжительный период с 6 века до нашей эры по 6 век нашей эры. Вся античная философия построена на поиске ответов на вопросы бытия, познания, человека и его роли в обществе, борьбе добра и зла, смерти и бессмертие человеческой души. Это созерцательная философия.

Таким образом, античная философия поставила все главные вопросы, которые определили развитие философии с течением времени. Колыбелью античной философии считали древнюю Грецию, где философия проходит становление расцвет, и от которой берёт своё начало римская философия.

Первый период античной философии – это натурфилософия или философия природы. Природа есть главный абсолют, высшая цель познания и цель человека прийти к гармонии с природой, слиться с ней. Боги в древней Греции также олицетворяли силу природы и человек свободен от их власти и кары, если он живёт по разуму и по закону природы. Кроме того у греков была идея космоцентризма. Космос есть вечный и бесконечный мир, противный хаосу, в котором человек может существовать вечно, так как душа его бессмертна, это мир полный гармонии с природой.

Философское учение Сократа и Платона. Содержание философии Аристотеля

Сократ. С его именем связан поворот философии от изучения природы к изучению человека. Его интересуют проблемы морали, добродетели, права, гражданских знаков, вопросы войны мира, отсюда главный принцип философии Сократа: «Знание есть добродетель». Человеку достаточно правильно показать дорогу, научить его и открыть ему путь к истине и знанию, и он станет добродетельным. Счастье это благо для людей, но только добродетельный человек будет счастлив и будет нести благо другим. Сократ считал, что основными качествами в человеке являются: умеренность, справедливость и храбрость, но всё это надо воспитывать в человеке.

Платон - ученик Сократа, его интересовала проблема первооснова мира. Платон создал знаменитую теорию идей, так как он был объективным идеалистом, он полагал, что идея есть проявление некого высшего разума, и она несёт в себе образ той или иной вещи, мир полон идеями и вещь существует только до тех пор, пока в ней есть идея.

Пирамида идей: идеи эталоны, идеи природы, идеи живых существ, идеи предметов.

Аристотель - ученик Платона. Изучал естественные науки, медицину, был поэтом, оставил много трудов по теории государства и права. Центром его следований была философия как наука о причинах и началах.

Что делает возможным существование вещи? – спрашивал Аристотель. Существует 4 причины существования вещи:

- это вещество или материя, из которой вещь создана;

- форма, выражающая сущность и назначение предмета;

- деятельное начало или человек, который ту вещь создал;

- цель, ради которой она создаётся.

Этим Аристотель пытался объяснить, что всё имеет своё начало и свой конец. Формы и материи достаточно, чтобы объяснить сущность вещи, но только деятельное начало и цель показывают развитие и существование вещи в динамике. Любой предмет может быть бесконечен и изменяться множество раз, если так захочет человек, который его создаёт или бог, которая есть чистая мысль и цель всякой деятельности. Только бог вкладывает в человека все идеи, даёт ему в руки материю, чтобы он создавал и творил бесконечно.

Таким образом, античная философия внесла вклад в мировую цивилизацию. Во все времена и даже сегодня, европейская наука, культура, философия возвращается к античной философии, как к своему источнику.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Главные направления восточной философии?

2. Охарактеризуйте проблемы Античной (греческой) философии?

3. Первые философы и проблема первоначала?

4. Философское учение Сократа, Платона, Аристотеля. В чем особенность их взглядов?


План

Учение Ф.Аквинского

1. Средневековая философия занимает периодс середины 7 века до 15 век нашей эры. Философия средневековья носит характер иррациональной мистической философии, так как философия, которая была основана не на знании и понимании, а на мистическом откровении проблем окружающего мира и тайн высшего загробного мира. «Философия есть служанка богословия», поэтому её задача – глубокое прочувствование бытия и объяснения принципов и догм христианского религиозного мировоззрения. Главное отличие Средневековой философии от античной в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии.

Черты средневековой философии:

1. Тесная связь философии со священным писанием (Библией), которое считалось универсальным, уникальным знанием о мире и о человеке.

2. Монотеизм – вера в существование одного, единственного бога Иисуса Христа.

3. Креационизм – творение. Подлинным бытием обладает только бог, который творит мир из ничего. И творит человека по образу и подобию своему.

Этапы Средневековой философии:

1) Патристика – «учение отцов церкви», философское учение о мире, о боге и о человеке, имеющее главной целью защиту и обоснование христианской религии как истинной религии мира.

2) Апологетика – философское учение, которое закрепляла и поясняла христианское мировоззрение, защищало христианство от его многочисленных врагов. Главная проблема этого периода – отношение человека к языческой философии и культуре. Одни философы полагали, что язычество – это порождение дьявольской сущности, другие доказывали совместимость христианства и языческой мудрости.

Вторая проблема – это человек. Человек есть «колыбель греха и печали» и он нуждается в постоянном божественном руководстве. Если человек создан по образу и подобию бога, то почему в земной жизни человек становится слабым грешным и порочным существом.

3) Схоластика – философское учение, которое стремилось рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Философы Средневековья:

Ф. Аквинский, А. Блаженный, Боэций, А. Кентерберийский, Е. Кесарийский, У. Оккам, И. Жерсон, И. Златоуст, Александрийский.

В схоластической философии учёные стремились не просто объяснить сущность мироздания с точки зрения религии, но и обоснованно доказать существование бога.

Учение Ф.Аквинского

Философ Фома Аквинский (книга «Сумма теологии») привёл 5 доказательств существования бога:

1) Всё в этом мире имеет своё начало и свой конец. Для того, чтобы начало возникло нужна некая первая причина или некий толчок. Поскольку мы имеем дело с разными вещами и предметами, а также с человеком, который творит этот мир, то единственным и разумным первотолчком является бог, так как ни одно живое существо не может им являться. Ничего в этом мире само по себе не рождается и не умирает. Поэтому единственным высшим независимым первоначалом может быть только бог.

2) Ничто не может начать движение само по себе, для этого необходим первоначальный источник движения. Двигаясь по цепи источников, мы доходим до первопричины, которая может быть только бог. Что – то произвело первое движение, и этим чем-то может быть только бог.

3) Должно было быть такое время. Когда физических объектов не существенно, но поскольку в настоящее время они существуют должна быть некая не физическая сущность, эта сущность и есть бог.

4) Всё в мире различно, существуют различные степени, скажем благодати или совершенства. Мы судим о степенях, только сравнивая их с абсолютным механизмом. Человеческой природе свойственно как хорошее так и плохое, поэтому человек не может обладать абсолютной благодатью. Поэтому в качестве образуя совершенства должен существовать другой абсолютный максимум благодати – этот максимум Бог.

5) Существующие в мире объекты. А особенно живые организмы производят впечатление созданных с определённой целью. Ничто нам известное не выглядит намеренно сотворённым, если оно не сотворено. Соответственно, существует творец, и имя ему Бог.

В средневековье большое значение имела теория двойственной истины, согласно которой истины разума и веры независимы друг от друга, а являются равноправными формами постижения божественной сущности мира. Позднее средневековье не отрицало, что помимо религиозных откровений существуют ещё и научно обоснованные теории, строение мира и человека, тем не менее, многие учёные средневековья так и не смогли пробиться сквозь толщу религиозных запретов и догм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные черты и главные направления философии Средневековья?

2. Что означает понятие теоцентризм?

3. Каковы основные проблемы средневековой философии и периодизация (патристика и схоластика).

4. Учение Ф.Аквинского. Перечислите доказательства существования Бога?


План

План

Тема 2.7 Русская философия

 

План

План

Тема3.1 Учение о бытии

 

План

Законы диалектики

Категории онтологии

Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Не следует путать понятия быт и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир зависит от него.

В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык - дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия: Бытие — то, что существует вне сознания человека. Бытие — все, что существует во взаимосвязи Бытие - как человеческое бытие.

Бытие — основной предмет онтологии.

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)

Законы диалектики

Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления. Разграничение диалектических законов, закономерностей, принципов, категориальных соотношений весьма условно. Познание, философское осмысление диалектической закономерности проходит различные этапы - от первичной, иногда наивной догадки к более зрелой, оформленной в соответствующих понятиях (соотношение категорий) и опытно подкреплённой идее, далее к системно-теоретическому знанию и, наконец, к разрабатываемым на его основе методологическим принципам, познавательным приёмам и процедурам. Навык, умение, порой даже искусство применения таких приёмов очень важны в диалектике. Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной диалектической связи лишь в виде знания-результата.Диалектические соотношения категорий служат концептуальными орудиями уяснения всё новых и новых предметных областей, решения многообразных проблем. Материалистическая диалектика представляет собой теоретический философский образ мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии.

Существует несколько наиболее важных законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей - это всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности, под которыми понимаются такие моменты, которые:

1) находятся в неразрывном единстве;

2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;

3) взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей.

Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей - абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний “ источник ” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.

Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.

Закон отрицания отрицания был впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Он выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория “ отрицание ” означает превращение одного предмета в другой при одновременном “ уничтожении ” первого. Но это такое “ уничтожение ”, которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Иными словами, во всём существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицание отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные есть всеобщий закон развития, который констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент приводит к существенным коренным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Развитие науки в любой области знания, а также всемирный исторический опыт социальных преобразований подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных.

Качество - такая определённость предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определённости предмет перестаёт быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов.

Количество - это характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемая в величинах и числах. «Уравнивание» качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение.

Диалектика - открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать всё новые и новые реалии, проблемы, ситуации с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Диалектику мало выучить по книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического её освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа.

Диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода, максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому характеру современной науки и культуры. Сегодня она служит основой нового мышления и познания.

 

План

Тема 3.3 Теория познания

План

План

План

Общество и его структура.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. -производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

· производительные силы— люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

· производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

· политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

· политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

· политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

· политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

 

Духовная культура общества

Культура — система исторически развивающихся небиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности; поведения и общения людей. Они обеспечивают воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей.

Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства, и все, что является результатом производства, будет являться вещественной формой культуры. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Культура неотделима от человека. Накопление культурных ценностей связано с передачей от поколения к поколению духовного опыта, традиций и основных достижений человечества. Оно наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре.

В рамках определенной исторической эпохи существует различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Когда культура характеризуется с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни, то выделяются следующие формы культуры:

Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в обществе.

Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье.

Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки.

Политико-правовая культура касается сферы деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами.

Экологическая культура предполагает признание единства системы «человек—природа», причем определяющим является не только воздействие на развитие общества географической среды и народонаселения, но и обратное влияние человека на природную среду.

Бытовая культура — это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры.

Физическая культура, в центре которой помещена потребность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества и др.

Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют специальной подготовки, — это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом спора среди искусствоведов и критиков.

Национальная культура отражает особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур.

Совокупность непосредственных отношений и связей, складывающихся между различными культурами, их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений и составляют сущность диалога культур. Выделяют следующие уровни диалога культур:

1) личностный, который связан с формированием или изменением человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций и норм;

2) этнический, присущий для отношений между различными локальными социальными общностями, зачастую в рамках единого социума;

3) межнациональный, характеризующийся разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований, их политических элит;

4) цивилизационный, базирующийся на встрече принципиально различных типов социальности, систем, ценностей и форм культурного творчества.

В процессе диалога культур принято выделять культуру-донора, которая больше отдает, чем получает, и культуру-реципиента, которая выступает принимающей стороной. В течение длительных исторических периодов времени эти роли могут меняться в соответствии с темпами и тенденциями развития каждого из участников.

Духовная жизнь общества: характеристика, структура

Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 8772; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь