Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западная философия XXв., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика.



 

1. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования.

Идеи:

1) идея изучения жизни, отдельного человека и важности ее анализа;

2) идея продвижения от свободного разумного человека к человеку, жестко детермированному экономикой, политикой, религией. Кроме сознания, у человека есть подсознание. Сознание и разум – объекты манипуляции со стороны государств, партий;

3) идея двух разных линий знаний – научного и философского.

Направления философии:

1) Феноменология. Эдмунд Гуссерль. Главные цели – построить науку о науке и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу познания, в том числе научного. Начинать изучение жизненного мира и науки нужно с исследования сознания, так как реальность доступна людям через него. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии. Главная характеристика сознания – его постоянная направленность на предметы, называемая интенциональностью. Жизненный мир – предпосылка культуры и цивилизации. Он наполнен смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия состоит в том, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вторичные образования жизненного мира и из них черпаем понятия науки.

2) Философия жизни (Шелер, Плеснер, Гелен).

Работа Гелена «Положение человека в космосе». Человек, в отличие от животных может освободить себя от давления биологических потребностей. Человек отличается от животных не наличием интеллекта, он может выйти за пределы заданной ему природой вечной биологической программы. У него есть внутреннее Я, самосознание и духовность. Инстинкты, психические философии, духовность могут гармонизироваться в человеке. Человек может дистанцироваться от своего тела, противопоставляя его самосознанию, то есть ощущать себя как мыслящую плоть.

3) Экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов).

Для всех экзистенциальных учений характерно убеждение в том, что единственной действительностью является бытие человека. Это бытие – начало и конец любого знания. Человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире, свою сущность. Сущность человека следует искать невне его, а в нем самом, ибо он хочет быть таким, а не иным. Человеку кажется, что мир рационален, в нем есть законы. На самом деле мир абсурден, бессмыслен и такова вся человеческая жизнь. Бытие человека – это драма. Свой собственный выбор определяет суть бытия отдельной личности. Это не значит, что человек свободен от общества. Его существование возможно только в обществе. Но он одинок, находится в пустоте. Кьеркегор считал, что человек проходит три стадии: 1) эстетическая (бытие его определяется внешним миром); 2)этическая (человек делает сознательный по долгу); 3) религиозная (человек глубоко осознает свое призвание).

4) Прагматизм – философское направление, имеющее целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решить их конкретные жизненные задачи на практике. Основатели: Ч. Пирс, Д. Дьюи, У. Джеймс.

Эффективность научной теории не сопрягается с ее истинностью. Истина всегда связана с верой. Наука – коллективная вера в истины своей эпохи. Истина должна быть полезна человеку. Любая идея проверяется практикой. Ценности науки должны улучшить социальную жизнь.

5) Неопсихоанализ или неофрейдизм. Последователи З. Фрейда: А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм.

А. Адлер. В основе действий человека, его гиперактивности и психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, человек желает его компенсировать, занимаясь искусством, бизнесом, политикой.

К. Юнг. Жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия, переводится не в индивидуальное, а во всеобщее бессознательное – архетипы. Архетипы – безличные образы, код вытесненной энергии, схожие у всех людей (сны, образы, мифы).

Э. Фромм. Бессознательное – первичные позывы жизни и смерти, агрессивных комплексов, комплексов одиночества.

6) Позитивизм – направление философии, которое опирается на достоверные научные знания. (Огюст Кант). Философия должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, освободиться от оценочной роли и руководствоваться научным арсеналом средств. Направления: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

7)Неопозитивизм или аналитическая философия (Б. Рассел, Р. Карнап). Философия должна заниматься логическим анализом языка науки обыденным языком и языком философии. Это анализ текста языков, понятий их связей.

Современная религиозная (теологическая) философия.

Направления:

Персонализм (Лукруа, Д. Ройс, Мунье), христианский эволюционализм (Тейяр де Шардек), неопротестантизм (Ж. Моритен, Э. Нильсон, А. Швейцер), неотомизм (последователи Ф. Аквинского).

Основной предмет исследования – творческая субъективность человека. Человек – всегда личность, сутью которой является душа. Люди впадают в крайности эгоизма или коллективизма. Чтобы избежать этого, нужно понимать себя неповторимой, уникальной субъективностью.

Неопротестантизм. Основные вопросы – вопросы познаваемости Бога и своеобразие христианской веры. Учение о Боге выступает в форме познания о человеке. Человек может существовать как подлинный – верующий и не подлинный - неверующий. Неверующий человек живет в «видимом мире», его жизнь проникнута страхом. Вывести его из этого состояния может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом и приобщает его к высшему миру. Ведь Бог – первооснова мира, его глубина.

Неотомизм – учение, построенное на философии Ф. Аквинского. Получило официальное признание католицизма. Главные идеи: гармония веры и разума, веры и знания, религии и науки.

Герменевтика – искусство понимания, истолкование текстов, памятников прошлого. Основатели: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль. Все знания человека о мире можно рассмотреть как текст, то есть жизнь человека, которую и стоит понять. Понимание – проникновение в механизм жизни, познание ее. Герменевтический треугольник – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные направления западноевропейской философии: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика.

2. Каковы основные положения теории психоанализа З.Фрейда и «архетипов» К. Юнга?

 

 


 

Раздел 3. Систематический курс

Тема3.1 Учение о бытии

 

План

Основы философского учения о бытии. Онтология — как философское учение о Бытии.

Законы диалектики

Категория «бытие» и многообразие его определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия.

Уровни бытия. Своеобразие бытия человека

 

1. Понятие Бытия, его соотношение с понятиями «действительность», «реальность», «существование». Онтология — как философское учение о Бытии.

Категории онтологии

Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Не следует путать понятия быт и Бытие (примеры их «Петербурга» А. Белого.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир зависит от него.

В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

В экзистенциализме, например, под Бытием подразумевается человеческое бытие Dasein — Вот-Бытие (Хайдеггер) — именно в человеке бытие обретает свой язык и форму выражения. Великое предназначение человека — «сказать Бытие», и человек делает это с помощью языка, так как «язык - дом бытия».

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия: Бытие — то, что существует вне сознания человека. Бытие — все, что существует во взаимосвязи Бытие - как человеческое бытие.

Бытие — основной предмет онтологии.

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» — как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий — симулякров — слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)

Законы диалектики

Категориальные структуры, выражающие универсальные связи бытия, могут рассматриваться как совокупность наиболее общих закономерностей реального мира и тем самым принципов его познания, осмысления. Разграничение диалектических законов, закономерностей, принципов, категориальных соотношений весьма условно. Познание, философское осмысление диалектической закономерности проходит различные этапы - от первичной, иногда наивной догадки к более зрелой, оформленной в соответствующих понятиях (соотношение категорий) и опытно подкреплённой идее, далее к системно-теоретическому знанию и, наконец, к разрабатываемым на его основе методологическим принципам, познавательным приёмам и процедурам. Навык, умение, порой даже искусство применения таких приёмов очень важны в диалектике. Здесь нельзя ограничиваться простой констатацией той или иной диалектической связи лишь в виде знания-результата.Диалектические соотношения категорий служат концептуальными орудиями уяснения всё новых и новых предметных областей, решения многообразных проблем. Материалистическая диалектика представляет собой теоретический философский образ мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии.

Существует несколько наиболее важных законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей - это всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности, под которыми понимаются такие моменты, которые:

1) находятся в неразрывном единстве;

2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении;

3) взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей.

Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей - абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний “ источник ” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.

Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счёте как производные от внутренних.

Закон отрицания отрицания был впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Он выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория “ отрицание ” означает превращение одного предмета в другой при одновременном “ уничтожении ” первого. Но это такое “ уничтожение ”, которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Иными словами, во всём существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицание отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные есть всеобщий закон развития, который констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент приводит к существенным коренным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Развитие науки в любой области знания, а также всемирный исторический опыт социальных преобразований подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных.

Качество - такая определённость предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определённости предмет перестаёт быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов.

Количество - это характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемая в величинах и числах. «Уравнивание» качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение.

Диалектика - открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать всё новые и новые реалии, проблемы, ситуации с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Диалектику мало выучить по книжкам. Каждая диалектическая позиция требует практического её освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа.

Диалектика выступает в качестве мировоззрения и метода, максимально соответствующего творческому духу и гуманистическому характеру современной науки и культуры. Сегодня она служит основой нового мышления и познания.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2866; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь