Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сикстинская капелла. Ватикан.



После падения республики от рас­правы его спасло лишь тщеславие Климента VII, мечтавшего увеко­вечить свой род руками величайше­го мастера. В условиях жестокого террора вернувшихся к власти Меди­чи, глубокого унижения Италии, ги­бели друзей и сподвижников в 1531 г. Микеланджело возобновил прерван­ную работу над созданием капеллы, которая принадлежит к числу его са­мых замечательных произведений. Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536— 1541 гг.). На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Гос­подствует трагическое чувство миро­вой катастрофы. Близится час воз­мездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Движе­ние гигантских толп развёртывается по кругу. Справа неумолимым пото­ком низвергаются в ад грешники. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Слева возносятся

к небесам праведники. В центре вы­сится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Грозный, не­преклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. По­никшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных че­ловеческих страданий. Святой Вар­фоломей — символ устрашающего отчаяния. В руках святого — содран­ная с него кожа, на которой Микеланджело изобразил в виде искажённой страданиями маски своё лицо.

Фреска была закончена Микеланджело в 1541 г. Для Италии это бы­ло время усиливающегося нажима Католической Церкви на гумани­стическую культуру. Высокие, свет­лые идеалы, которым мастер покло­нялся всю жизнь, ушли в прошлое. Творение шестидесяти шестилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Папа Павел IV Караффа счёл это произведение непристойным, так как в нём было множество обнажён­ных фигур. Микеланджело было предложено задрапировать неко­торые фигуры, на что художник ответил: «Скажите пане, что это де-

ло маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведёт в порядок, а картинам сообщить пристойность можно очень быстро». Даниеле де Вальтерра, преданный ученик Микеяанджело, внёс во фреску требуе­мые изменения, постаравшись, однако, уберечь её от сильного ис­кажения.

В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитекту­рой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё вре­мя, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказа­ло влияние на формирование прин­ципов барроко.

КАПЕЛЛА МЕДИЧИ

В ансамбле капеллы Медичи, идея которой — траги­ческое бессилие человека перед неумолимым быстро­течным временем, архитектура и скульптура образу­ют нерасторжимое единство. Замкнутая и тихая, перекрытая куполом капелла невелика. Её стены об­лицованы белым мрамором, а пилястры, тяги, карни­зы, обрамления окон — тёмно-серым, от яркого све­та он кажется почти чёрным. Лёгкая, хрупкая, словно в траурном обрамлении архитектурная конструкция за­полнена массивными, выразительными скульптурны­ми формами. По боковым стенам расположены гроб­ницы герцога Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского. В статуях герцогов нет портретного сходства. Меланхоличный, ушедший в размышление Лоренцо и в расцвете юности, внешне собранный, но словно утративший решительность Джулиано — это своего рода идеальные типы, они предстают в доспе­хах античных военачальников. Саркофаги украшены аллегорическими изображениями времён дня: на сар­кофаге Лоренцо помешены статуи «Вечер» и «Утро», на саркофаге Джулиано — статуи «Ночь» и «День».

Гробницам тесно в пределах отведённого им про­странства, статуям герцогов тесно в заключающих их нишах, аллегорические фигуры изображены в очень сложных позах на покатых и слишком коротких крыш­ках саркофагов. Это ощущение стеснённости, напря­жения входит в общий замысел капеллы, вносит в неё оттенок диссонанса.

Безрадостно пробуждение «Утра». С трудом сбра­сывает с себя молодая цветущая женщина бремя кошмарных сновидений; её лицо полно страдания. Что-то устрашающее есть в физической мощи «Дня», в по­вороте его головы. Лицо благодаря незаконченности производит впечатление жуткой таинственной маски. Погружающийся в сон «Вечер» окутан мягким движе­нием светотени. Мучителен сон «Ночи»: поникла по­гружённая в тень голова, в немолодом мускулистом те­ле ощущается бесконечная усталость. Глубокий, заключённый в образе «Ночи» смысл раскрыл сам Микеланджело, ответив поэту Джованни Строцци от имени статуи стихами:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,

О, в этот век, преступный и постыдный.

Не жить, не чувствовать удел завидный,

Прошу, молчи, не смей меня будить.

В центре алтарной стены, не завершённой масте­ром, помешена статуя Мадонны, которая кормит грудью Младенца. Предчувствие трагической судьбы сына словно отчуждает Её от всего окружающего. Но сдержанное душевное волнение Марии согрето боль­шой человечностью, в её образе нет того внутренне­го надлома, который господствует в других статуях.

Микеланджело Буонарроти. Саркофаг Джулиана Медичи. XVI в. Капелла Медичи. Флоренция.

ДЖОРДЖОНЕ

В историю искусства Высокого Воз­рождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продол­жался до середины XVI в. Особое ве­ликолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (I486— 1570). Напротив Дворца дожей он воздвиг монументальную библио­теку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав её с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил

небольшое изящное здание — Лоджетту, а в 1532—1537 гг. на Большом канале — нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде.

Наивысшего расцвета в XVI в. достигла венецианская живопись с её богатыми традициями, созданны­ми мастерами предшествующего столетия, и в первую очередь поэти­чески-созерцательным творчеством Джованни Беллини, учителя великих мастеров Джорджоне и Тициана.

С искусством Джорджоне венециан­ская живопись приобрела обще­итальянское значение, утвердив свои художественные особенности.

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорд­жоне (1476 или 1477—1510), родился в маленьком городке Кастельфранко, о его жизни сохрани­лись скупые сведения. Известно, что он, красивый и обаятельный че­ловек, обладал исключительным та­лантом живописца и был превос­ходным музыкантом. Джорджоне сформировался в среде венециан­ских гуманистов. Он писал картины для ценителей искусства и частных коллекций, однако его крупные ра­боты, выполненные по заказам, не сохранились.

Известно лишь несколько картин мастера, написанных маслом. Джор­джоне — художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Музыка, ме­ланхолия, созерцательное настрое­ние — естественное содержание его картин, в которых как будто нет сю­жета, нет и активного действия, но присутствует порой сложный под­текст. Вместе с тем творчество Джорджоне человечно, полно пле­нительной красоты, сохраняет веч­ную волнующую привлекательность. Главную роль в его живописи иг­рает колорит с многообразием то­нов и их мягкими переливами. Од­на из ранних работ Джорджоне — «Юдифь» (около 1502 г.) — посвяще­на подвигу библейской героини Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Она отпра-

Витторе Карпаччо.

Портрет рыцаря. XVI в.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь