Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тициан. Венера Урбинская. XVI в. Галерея Уффици, Флоренция.



тёмно-красной одежде неудержимо и плавно поднимается ввысь в золо­тистом токе воздуха; широк, одухо­творён жест Её воздетых к небу рук, Она оставляет на Земле смятённых, взволнованных апостолов.

В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г.) возрос интерес художника к народным типам, де­талям быта. Всё это, однако, не вы­ходило за пределы общей направ­ленности его искусства. Картина «Введение во храм» (1534—1538 гг.) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице. Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью. Облокотившись на подушки, она непринуждённо раскинулась на ложе со спящей со­бачкой в ногах в просторной двор­цовой комнате, где на дальнем пла­не служанки достают платье из большого сундука. Кажется, что Венера спустилась на землю, чтобы принять облик привлекательной и женственной венецианки. С тон­чайшим мастерством живописец пе­редал нежность и теплоту её обна­жённого тела. В эти годы он создал немало изображений золотоволо­сых красавиц — мифологических героинь. 40-е гг. отмечены расцве­том портретного искусства Тициана. В последний период творчества, начиная с 50-х гг. (это уже эпоха позднего Возрождения), Тициана волновала трагическая сторона жиз­ни, зрелище человеческих страда­ний. Он написал картину «Бичева­ние Христа», где освещённые во мраке пламенем факелов фигуры палачей, полных бессмысленной ярости, противопоставлены нрав­ственной силе Христа. В картине «Святой Себастьян» герой, пронзён­ный стрелами, по не сломленный, возникает из хаоса Вселенной. Ок­ружающий его мир охвачен гроз­ным движением. Колорит теряет яркость красок, становится почти монохромным, широкие свободные

Тициан. Даная. XVI в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

мазки сглаживают чёткость очерта­ний, и живописная поверхность как будто вибрирует.

Последняя большая алтарная кар­тина Тициана — «Оплакивание Хри­ста» (1573—1576 гг.). В сумеречном свете, на фоне грязной каменной ниши, группа близких застыла у те­ла Христа в безмолвной скорби. С криком отчаяния выбегает навстречу зрителю рыжеволосая Магдалина, жестом стремительно поднятой ру­ки она словно призывает весь мир разделить безмерное горе.

Тициан пережил крушение ренессансных идеалов, творчество масте­ра принадлежит уже позднему Воз­рождению. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, сохраняет своё величие.

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ

Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрожде­ния наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе. Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провёл детство и годы уче­ния в родном городе. В 1558 г. мас­тер получил приглашение принять участие в украшении Дворца дожей в Венеции, где он быстро просла­вился. Красота Венеции, её рос­кошная жизнь и художественные сокровища произвели на молодого живописца неизгладимое впечат­ление. Художник-монументалист, он создал великолепные декора­тивные ансамбли стенных и пла­фонных росписей с множеством персонажей и занимательных дета­лей. Блестящий мастер колорита, Веронезе писал в светозарной гам­ме насыщенных звучных цветов и тончайших оттенков, объединённых общим серебристым тоном.

*Плафон —потолок, украшенный живописным или скульптурным изображением.

 

Одна из лучших работ молодого Веронезе — росписи потолка церк­ви Сан-Себастьяно в Венеции (1556— 1557 гг.), посвящённые истории биб­лейской героини Эсфири. Мастер использовал эффект «прорыва» по­толка, в результате чего перед зрите­лями «открывалось» голубое небо. Фигуры были изображены в голово­кружительных ракурсах. В компози­ции «Триумф Мардохея» вздыблен­ные кони, всадники и воины, развевающиеся одеяния и знамя, вознесённый в высоту фрагмент ар­хитектурного сооружения с много­людной толпой за балюстрадой — всё создаёт впечатление действи­тельно триумфального торжества. Сочетание холодных серебристых и голубых тонов, горячие вспышки пурпура, оранжевого, контрасты чёр­ного и розового бесконечно радуют глаз. Роспись Веронезе принесла ему шумный успех в Венеции.

В годы творческого расцвета Ве­ронезе украсил росписями виллу Барбаро-Вольпе в Мазере (1560— 1561 гг.), построенную Андреа Палладио. Эти фрески стали одним из крупнейших достижений монумен­тально-декоративной живописи.

Центральное место в станковой живописи Паоло Веронезе занима­ют его знаменитые монументаль­ные холсты на евангельские сюже­ты, которые художник, черпавший вдохновение в общественной жиз­ни Венеции, наполнил впечатле­ниями от многолюдных и ярких венецианских празднеств. Эти про­изведения известны под общим на­званием «Пиры Веронезе». К ним от­носятся, в частности, картины «Брак в Кане» (1563 г.) и «Пир в доме Левия» (1573 г.).

РОСПИСИ ВИЛЛЫ БАРБАРО-ВОЛЬПЕ В МАЗЕРЕ

В 1560—1561 гг. Веронезе расписал за­лы на втором этаже виллы. Наиболее знаменит Зал Олимпа, в центре свода которого находится восьмиугольная композиция с изображением богов Олимпа. На боковых прямоугольных фресках предстают фигуры четырёх стихий, в люнетах — времена года. Нижние части свода оформлены в виде иллюзорных балконов. На одном из них хозяйка виллы и служанка, на дру­гом — сыновья хозяйки и идущая по ба­люстраде ручная обезьянка. В изобра­жённую открытую дверь входит молодой охотник, заглядывают слуга, девочка. Эти жанровые мотивы и изящные пей­зажи, составляющие часть росписей, вносят в них ощущение непосредствен­ной живости и занимательности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь