Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 10. масленичная неделя. Основные темы масленичных песен. Похороны Масленицы.
Время от святок до масленицы- мясоед. Разрешены все увеселения. Это время свадеб. Восьмая неделя от пасхи к назад- масленица. Масленичная неделя- сырная т.к мясо в преддверии поста есть нельзя, а сыр и др.молочные продукты можно. Пн-встреча Вт-заигрыш Ср-лакомка Чт-широкая масленица Пт-посиделки Сб-золовкины посиделки Вс-проводы, прощанья Масленица — один из важнейших общинных праздников. В разряде крупных (по народной терминологии — больших) общинных праздников масленица выделялась рядом особенностей. Во-первых, она была единственным и в большинстве восточнославянских районов многодневным нецерковным праздником, молчаливо признанным церковью (как карнавал в странах католического вероисповедания). В системе церковного календаря она наложилась на сырную неделю (последнюю перед Великим постом) и в народном календаре практически отождествилась с нею, приняв название сырная, которое бытовало и как заменитель термина „масленица“ (белорус, сырна нядзеля), и как его параллельный православный вариант. Последнее воскресенье перед Великим постом получило в народе название прощёное, прó ща. Во-вторых, слившись с сырной неделей, масленица оказалась в системе подвижной Пасхалии, т.е. лунного календаря, что косвенным образом свидетельствует о ее более архаической „лунной“ связи. Следы последней проявлялись в поздней культуре в народном календарном счете: от времени нарождения месяца на Рождество (до или после него) определялась продолжительность зимнего мясоеда (великого заговенья), с тем, чтобы на масленичную неделю обязательно пришлось новолуние. От рождественского новолуния зависела также продолжительность петровского поста на рубеже летнего солнцеворота. Таким образом, в лунном календаре масленица занимала срединное положение по отношению к обоим солнцеворотам. Но если о связи масленицы с зимним солнцеворотом кое-что и говорится (главным образом о том, что масленица — конец зимнего периода календарного цикла), то смысл ее соотношения с ритуалами весенне-летнего рубежа специально не рассматривался. В-третьих, масленица по своему значению (а в ряде русских областей и по ритуальной насыщенности) превосходила два ритуальных цикла солнцеворотов, закрепленных в стабильной структуре гражданского/церковного календаря за датами христианских событий: Рождество-Крещение Христа (зимние святки), Рождество Иоанна Крестителя — Купало-Петров день (зеленые святки). Развитие многозначности русской масленицы получило дополнительный стимул в раннее средневековье, когда новый год начинался с 1 марта: поздняя масленица приходилась именно на 1-ю неделю этого месяца. Масленичный цикл у восточных славян эволюционировал по-разному у отдельных народов и внутрирегионально. Пн- наряжали масленицу и устанавливали. С Чт- ряженые Встреча масленицы «посыпая сыром», но и ругая ее за то, что пришла на неделю всего. Проводы зимы и встреча весны. Катания с гор. Масленица- праздник женатой молодежи. Им пели величания., катали с горки. При всех они должны были целоваться. Свою плодородную силу молодые должны были сообщить земле, разбудить ее материнское начало. «на горку» приходили незамужние девушки в лучших своих одеждах. «Смотр»- выбор невест. Ритуальное обжорство. Кулачные бои. Взятие снежного городка. Ярмарки. Балаганы. Блины- обязательная ритуальная и поминальная еда. Первый блин на окне или на могилу- умершим предкам. С четверга не приветственные, а прощальные песни. Сжигание чучела. Прощеное воскресенье Чистый понедельник- отмывались перед великим постом. Пропп. Уничтожение масленицы 1 уничтожение зимы 2 продуцирующий обряд Ивлева. Масленичное ряжение- процессия, а не хаотичная толпа. В отличие от святочного ряжения, для этих окрутников характерно дневное время отправления. Не соглашается с проппом, что масленичное ряжение перенесено со святок. Бернштам. Конец мира---очищение. Билет 11. закликание весны. Веснянки. Егорьевский цикл весенней обрядности.
Кончилась масленица- семь недель великого поста. Запрещены увеселения, даже петь нельзя. Посиделки только с рукоделием. Чтобы весна пришла, ее нужно позвать, выкликнуть. Это был своеобразный речитатив, наполненный внутренним ритмом.. под вечер девушки забирались на крыши сараев и оттуда закликали весну. Закликали в разных регионах в разные дни марта. Птицы возвращались, по поверьям они приносили весну. Ускоряли: пекли фигурки птиц, подбрасывали их в воздух. Прикрепляли к деревьям, засовывали под сараи.остаток- скоту. Чтобы живительные силы природы коснулись и детей, и животных На благовещение выпускали на волю живых птиц. 25 марта. 7 апреля- день сорока мучеников. Семантика: участники. Бабушки и женщины пекут. Дети бегают. Девушки закликают: звонкий голос и могут залезть высоко. Пропп. Тесто. Продуцирующий обряд в том числе. Закликание-магия подобия, подражание звукам весны
Егорьев день. 23 апреля. День св Георгия Победоносца. Егорий вешний, зеленый Юрий. Покровитель скота. Первый выгон скота. Мужской праздник, в первую очередь праздник пастухов. В ночь группа парней во главе с пастухом обходила деревни и окликала Егория. У окликальщиков, как и у колядовщиков был свой мехоноша.. Утром скотину выгоняли вербочкой: передача живительной силы. Магическое значение. Пастух и обходчик. В руках: решето, в которое насыпали зерно, ставили иконку св.георгия и свечу, крашенные яйца, замок. Обходчик, обходя, произносил заговор Окуривали скот. Корове вымя, например. «наряжается как баба на юрья» На егорьевской росе катались, чтобы взять ее силу 1 мая-чествование святого Макария, им заканчивалась егорьевская неделя.
Вербное воскресенье. Вербная неделя-последняя неделя перед пасхой. «Без вербы- не весна» Ла зоревская сб-канун вербного вс- освещали вербу в церкви. Целительная сила сережек- от лихорадки. Дети бегали и хлестались вербой. Пропп: магия соприкосновения.
Пасха. И пробуждение сил природы, и окончание поста. Крестный ход. Утром христосование и обмен крашеными яйцами. Обход дворов молодежью- волочебные песни. Введение 2.обращение к хозяину, чтобы тот пригласил или одарил. 3 величание хозяину. В колядках же наоборот: 2 и 3 в ином порядке Волочебные- от волочиться=ходить.
Красная горка. (первое вс после пасхи) молодежь катала яйца. Величание молодоженов этого года. «Вьюнишные песни» Качели. Съезжие праздники. Ярмарки невест. Хороводные песни.
Билет 12. похороны кукушки. Обряды семика и троицы. Русальная неделя.
От пасхи до троицы молодежь водила хороводы. 7 и 8 недели были особенными. Их называли зеленые святки. Это второй цикл весенних обрядов, приветствование зелени деревьев. Цикл из ряда обрядов: 1.внесение в село березки Завивание венков Кумление Похороны кукушки, Костромы, русалки Две недели: семикская и троецкая. В центре обрядов- березка. Обладает особенной силой роста. Похороны- явления одного плана. Назначение: проводить весну и обеспечить урожай. В семик, чт перед троицей, девушки собирали продукты, тайно шли со снедью в лес. Там завивали венки. Снимали кресты- кумление. Яичница- ритуальная еда. Яйцо-символ плодородия. Кукушка закапывалась с песней. Бросали в воду венки. В троицу на кладбище поминали родных Хороводы вокруг березок. Иногда срубали и приносили в деревню. Пропп. Сила роста в верхушках---кольцо как способ сохранения этой силы сила из леса земле, людям. Девушки забирают силу, женщины отдают(жнивные катания по полям) Березу уничтожали, чтобы силу передать посевам. Прощание с березкой, бросали в реку Яйцо-знак воскресения из мертвых.
Восьмая неделя, вторая половина зеленых святок- Троицкая, русальная или гряной. В эту неделю из воды выходят русалки, если заманить их и прогнать на поля, то они обеспечат влагой на все лето. Русалка в виде куклы, страшного чучела. С ней ходили по полям, потом уничтожали. Похороны русалки часто сочетались с похоронами Костромы: сноп рядили, потом уничтожали. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы