Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 17. причитание: общая характеристика жанра. Функции причитаний в составе переходных обрядов.
Адоньева С.Б. Прагматика причитания \\ Прагматика фольклора Изменение социальной позиции предполагает смену стереотипов и смену картины мира. Психологически такое событие для человека предполагает определенное переживание: неведомая прежде часть мира вторгается во внутреннее жизненное пространство и преобразует его, приводя в соответствие с новой картиной мира. Такое психологическое изменение предполагает дедуктивную фазу- взрыв. Одна из функций переходного ритуала состоит в том, чтобы преобразовывать одну проекцию жизни в другую. Габитус- стиль жизни, говоря о статусе. Переход от одного габитуса к другому- переживания. Одна из функций переходного обряда состоит в том, чтобы превращать одну проекцию жизни в другую. Причитания есть там, где есть переходная ситуация. Рекрутские проводы Похороны свадьба Причитание- сугубо женский жанр. Женщины причитают по своим родственникам и свойственникам. Причитать умеет каждая женщина, но наиболее способные считают своим долгом попричитать не только у своих, но и у дальних родственников. Первый раз в жизни--- когда узнают горе: похоронят родителей. Вдовство, смерть кого-нибудь из детей. С этого срока женщина перестает петь: это неприлично. Сиротство – особый статус. Особое положение. «идти по миру» сирота в лексике причитания не то, что в разговорной речи. В причитании это человек, чье положение меняется в результате похорон. Сноха, чей статус не меняется, не использует определения сиротинушка. Сироты и вдовы обладают большей свободой в плане пересечения чужой территории. Сироты причитали по своим родителям, но это сокровенное действо, а не публичное, тогда как на похоронах публичность обязательна. Причитание- лирика женской души. «горе»употребляется во множественном числе. Это не чувство, а определенный опыт. Способность к плачу связана с познанием горя: » горе есть, так плакать станешь, пройдет-так все забудешь». Причитаниям не учат. «украли причет»- другая женщина начинает причитать первой, тем самым «крадет голос» т.е у события первого плача есть особый статус.
Исполнив причитание в первый раз, женщина становится полноправной участницей всех последующих похоронных ритуалов. Сироты и вдовы знают о мире мертвых. Причитающая рассказывает умершему, что его ждет в загробной жизни. Ей это уже открыто, а ему еще неизвестно. Умерший не слышит обычной речи, он слышит причетную.. смерти как не бытия нет, т.е причитание- способ говорения с загробным миром. Невеста причитает, ибо она в переходной фазе, она не имеет возможности говорить прямо со своей родней, т.к они не «свои» уже. При читание- инструмент посвящения, речевое действие, объектом кот является лиминальная персона или посвящаемый. Причитание создает вербальную оболочку противоречия, которое возникло между реальной жизнью и ее соц проекцией. Рекрутские причитания: Зачин Укор Сетования Наказы Заклинания Свадебные причитания: Невеста ходит по родственникам и причитает. Иногда с ней ходят «подголосницы». Лицо закрывали платком. Спрашивала причитанием у замужних родственниц, как им живется в замужестве. Похоронные причитания: Причитают те, чей статус меняется. Дети---сироты Жена---вдова Состояние переживания заключено в причитании. Ситуация должна быть пережита, а новый статус получен.
Билет 18. сказочные жанры. История собирания и изучения. Классификации. В устной прозе выделяется два раздела: Сказочная проза Несказочная проза В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и событиям как правде. Пропп: «сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность»\\ «фольклор и действительность» Сказка-явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки делят на следующие жанры: О животных Волшебные Кумулятивные Новеллистические или бытовые Основной художественный признак сказок- сюжет
Пропп «русская сказка». Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, котораяпередается путем письма и чтения и не меняется. Литературная сказка может попасть в орбитуру народного обращения и передаваться из уст в уста, тогда она тоже подлежит изучению фольклориста. Сказка отличается специфической для нее поэтикой. Сказка и миф. Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка. Сказка имеет развлекательное значение, а миф-сакральное. Миф- рассказы первобытных народов, которые признаются реалиями высшего порядка, хоть и не всегда выдаются за действительность. Они обладают священным характером.С появлением в человеческом сознании и в культуре богов миф становится рассказом о божествах и полубожествах Быль, быличка, бывальщина. Под быличками понимаются рассказы, действующие лица которых лешие, водяные, русалки и проч. Т.е демонические существа добрые и злые. Предметом этого рассказа может быть и природа, обладающая сверхъестественными силами. Быличка- рассказ религиозного содержания, причем религия здесь языческая. Сказка- рассказ художественный, не имеющий религиозных функций. Легенда. Легенда имеет своим содержанием верование. Только в отличие от былички, христианское. Отличается от сказки не только набором действующих лиц, но и отношением к рассказанному. Ее цель не развлекательная, а нравоучительная. Многие из легенд имеют книжное происхождение и перекликаются с апокрифами. Сказание, предание. Сказания- рассказы, относящиеся к историческим местам или событиям. Исторических же сказок быть не может. Народная книга. Возникла как продукт городской культуры средних веков, когда печатный станок овладевает циркуляцией фольклорных жанров и преобразует их во вкусе среднего сословия. Анекдот. Сущность анекдота сводится к неожиданному остроумному концу краткого повествования Анекдоты, в отличие от вышеперечисленных жанров, могут относиться к области сказки, но есть анекдоты, которые нельзя причислять к таковым. Классификация сказок. Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок.первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид.во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически. Сказки о животных Волшебные Былинные Исторические сказания Новеллистические или бытовые Былички Народные анекдоты Докучные Прибаутки За вычетом недостатков получается стройная классификация: Сказки о животных Сказки о людях: Волшебные новеллистические Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок. Волков 15 сюжетов. Но принципы деления разные--- хаос. Финская школа. Сюжеты. Более дробная систематизация была предложена финским ученым Анти Аарне. Сю жеты в его понимании-нечто органически цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно. Сказки о животных Собственно сказки Анекдоты Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно. Веселовский. Сюжет- последовательность неких единиц. Мотив- неразлагаемая единица повествования. Но мотив не одночленен( Бердье Постоянные и переменные элементы сказок. История собирания. В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки. перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел ее в лит и общ-научный обиход. Жуковский, Гоголь, Ершов. Два направления:: Тенденция к изданию литературно обработанных сказок Стремление к изданию подлинно народных текстов Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные. Авдеева- собирательница и издательница. Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты. Худяков, Прыжов, Садовников, Ончуков, Никифоров.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы