Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бенгалия Восточная и Западная



Бенгалия традиционно делится на Восточную и Западную. Отчасти это вызвано тем, что Восточная Бенгалия всегда была изолированной и труднодоступной местносью со множеством рек, а в прошлом ¾ и с непроходимыми джунглями. В «Шри Чайтанья Чаритамрите»13 Восточная Бенгалия называется Банга, а Западная — Гауда. В наше время Восточная Бенгалия ¾ это Бангладеш, а западная является индийским штатом Западная Бенгалия.

Хотя жители Восточной и Западной Бенгалии говорят на одном языке и имеют единую культуру, между ними всегда существовала разница. Это различие усилилось в результате разделения Бенгалии на Западную Бенгалию и Бангладеш под предлогом того, что подавляющее большинство населения Восточной Бенгалии составляли мусульмане (хотя во время раздела Индии в 1947 году мусульмане по численности превосходили индусов совсем на не много). Несмотря на постоянную миграцию из Восточной Бенгалии в Индию, начиная с 1947 года, в Бангладеш до сих пор живет очень много индусов — больше, чем в любом другом государстве, за исключением Индии.

Издавна индусы Западной Бенгалии в большинстве своем были шактами14, но в Бангладеш почти все индусы ¾ последователи движения санкиртаны15 Шри Чайтаньи Махапрабху, вайшнавской традиции поклонения Гаура-Нитаю16 и Радха-Кришне17 с мридангами18 и караталами19.

Традиционно Западная Бенгалия отличалась утонченной культурой, а Восточная ¾ культурой народной. В прошлом высокой культурой славилась только столица Восточной Бенгалии, Дакка. В остальных частях страны культурный уровень считался низким. В " Чайтанья Бхагавате" приводится описание того, как в юношестве Чайтанья Махапрабху подшучивал с друзьями над акцентом жителей Восточной Бенгалии, пытаясь им подражать. Даже в наши дни жители Западной Бенгалии склонны свысока смотреть на восточных бенгальцев, считая их неотесанными и простодушными.

Жители Бангладеш, как правило, более учтивы и гостеприимны, чем их собратья из Западной Бенгалии. Перейдя границу Западной Бенгалии и оказавшись в Бангладеш, можно заметить, что люди здесь менее церемонны и более приветливы.

Исконная бенгальская культура в Западной Бенгалии почти не сохранилась. Развитие промышленности, урбанизация и коммунистическая пропаганда с характерным для нее атеизмом и неприятием любых традиций — все это наложило сильный отпечаток на мышление западных бенгальцев. В Бангладеш, напротив, традиционная культура до сих пор продолжает оставаться образом жизни. Она пока не стала жертвой всемирного культурного переворота, инициированного западной промышленностью и средствами массовой информации.

 

Климат и времена года

Характерной особенностью Бенгалии является ее уникальный и непростой климат. Год делится на шесть сезонов, каждый из которых начинается в первый день каждого третьего месяца. Как это не удивительно, погода настолько постоянна, что почти всегда соответствует лунным месяцам.

Главным образом по этой причине здесь до сих пор широко используют бенгальский лунный календарь, месяцы которого начинаются и кончаются в середине обычных календарных месяцев. Грегорианский и мусульманский календари также в употреблении, однако для крестьян больше всего подходит бенгальский лунный календарь. Лунный месяц делится на два периода, соответствующих фазам убывающей и прибывающей луны. В силу своей зависимости от погоды, деревенские жители вынуждены следить за сменой этих фаз.

С каждой ночью периода прибывающей луны поля и дороги все больше освещаются мягким лунным светом. Ночью незадолго до полнолуния и после него поля залиты лунным светом. В такое время можно переправиться на лодке на другой берег узкого канала без светильника. В период убывающей луны, ночная тьма сгущается, открывая глазу величие Бога в виде фантастической космографии звезд. В ветренные ночи сезона дождей луна словно танцует в небе, то показываясь из-за облаков, то снова скрываясь в них. А в новолуние небо затягивается густыми облаками, и тьма становится такой непроглядной, что трудно разглядеть собственную руку, поднесенную к лицу.

У каждого сезона свое особое настроение. По окончании летней жары и сезона дождей чувствуется облегчение, а приятная зимняя свежесть приносит удовлетворение.

Времена года сменяются быстро. Сегодня ¾ еще весна с жаркими днями и приятной ночной прохладой, а завтра, глядишь, ¾ уже лето с жаркими ночами и палящим дневным зноем. Дожди начинаются в середине июня и льют непрерывно в течение четырех месяцев, по истечении которых все вздыхают с облегчением. Затем снова наступает жара, из-за высокой влажности еще более изнурительная, чем прежде, но природа в это время года необыкновенно красива — все утопает в зелени.

Конец сезона дождей и некоторое время после него называют сезоном шарат (осенью), он продолжается до середины октября. После этого наступает хеманта (сезон выпадения росы), который длится до середины декабря. Климат в это время года мягкий — ночью прохладно, днем тепло (до 30 градусов по Цельсию). Этот сезон отличается изобилием овощей и фруктов. По утрам бывает туман, иногда моросит дождь. Бывают и циклоны.

Затем наступает зима с прохладными днями и морозными ночами. Разумеется, это ¾ не сибирские морозы, и все же зимой люди ложатся спать сразу после наступления темноты, укутавшись в теплые одеяла.

К середине февраля дневное солнце снова начинает припекать, и все живут ожиданием настоящей жары. К этому времени из-за долгого отсутствия дождей земля высыхает и покрывается пылью. По мере того как весна вступает в свои права, становится все жарче, а в середине апреля, когда наступает лето, жара становится почти невыносимой.

Летом с наступлением полудня жизнь замирает. В городах закрываются лавки, улицы пустеют. Все прячутся по домам, плотно закрывают ставни, чтобы раскаленный воздух не проник внутрь, и спят, пока не спадет жара. Даже животные стараются отыскать тенистое место возле воды и там пережидают жару. Пчелы выбираются из своих гнезд и часами сидят в тени, омахивая себя крыльями. Птицы прячутся в кронах деревьев. Они молчат. Сейчас им не до песен — лишь бы выжить. Все смолкает, не слыхать даже ветра. Ближе к вечеру жара слегка спадает, и все оживает вновь.

Хотя ночью прохладнее, чем днем, иногда бывает так жарко, что уснуть невозможно. В деревнях, если нет ночного театрального представления или киртана, люди лежат во дворе на подстилках, омахивая себя веерами, и разговаривают, дожидаясь поздней ночи, когда будет достаточно прохладно, чтобы уснуть. Иногда поздно вечером мы шли на реку или к озеру, чтобы немного остыть. Омываться в течение дня было бесполезно ¾ тело моментально высыхало и вскоре снова становилось мокрым от пота.

Временное спасение от жары приходит в форме бойшаки джара20 ¾ вечерней грозы. Изнуряющий зной резко сменяется сильным ветром, вслед за которым на землю обрушиваются потоки ливня. Гроза длится не больше десяти минут, но иногда бывает очень сильной — ветер с корнем вырывает из земли банановые деревья и уносит все, что позабыли убрать в дом.

Однажды днем в сезон бойшак я сидел в тени во дворе одного дома. Вдруг вдалеке раздался едва различимый раскат грома. Старейшина рода сказал: «Болче ами асчи», — что означает, «Он говорит: «Я иду.» Сразу же все вокруг засуетились, стали заносить в дом все, что было во дворе — сушившиеся на солнце простыни, одеяла и бори21 из дала. Тем временем в ясном голубом небе не было ни малейшего намека на дождь — ни ветерка, ни облачка. Но «Он сказал: «Я иду», и через каких-то пятнадцать минут небо почернело, загромыхало яростными раскатами грома, озарилось молниями и обрушило на землю потоки дождя.

За бойшаком следует еще один летний месяц, в который от жары нет даже временного спасения. Солнце начинает палить, едва появившись на горизонте. Из-за отсутствия дождя и глубоких колодцев, питьевая вода становится дефицитом, что приводит к болезням людей и животных. Еще хуже, если гибнет урожай. А если, как часто бывает, после засухи случается наводнение, людские страдания только удваиваются.

Однажды меня пригласили обойти деревню с харинамой22. Лето в тот год выдалось на редкость жарким и затяжным, дождей все не было, и все живое страдало от зноя. Все утро мы, в сопровождении местной детворы, ходили от дома к дому и пели святые имена. Каждый раз, когда мы подходили к одному из домов, хозяева выливали во двор ведро драгоценной воды, и дети радостно валялись в образовавшейся грязи. Мне это показалось странным (хотя я уже начал привыкать к разного рода странностям). Спустя много лет я узнал, что такое шествие-харинама считается обрядом, призывающим дождь.

На исходе лета все живое живет ожиданием густых, черных облаков, которые превращают ослепительный полдень в сумерки. Наконец приходит долгожданная гроза. В небесном полумраке сверкают молнии, озаряя все вокруг. Из рокочущих туч на землю падают первые капли дождя, вслед за которыми обрушиваются мощные водяные потоки. Гроза в сезон дождей всегда начинается впечатляюще — и мир ликует.

С приходом дождей высохшая земля покрывается зеленью. Коровы радуются свежей молодой траве, которая прорастает повсюду. Лягушкам в это время тоже раздолье — по ночам их лягушачий хор, насчитывающий тысячи голосов, устраивает такую какофонию, что уснуть невозможно.

Однако радость, вызванная дождями, продолжается недолго, поскольку изобилие воды переносится еще труднее, чем засуха. Иногда дождь льет почти непрерывно на протяжении многих дней. Все вокруг становится липким и мокрым. Одежда не высыхает, и в домах стоит неприятный запах мокрой гниющей ткани. Земля, которая еще недавно была покрыта трещинами, в некоторых местах становится очень скользкой, а кое-где превращается в густое месиво липкой грязи, которая бывает такой вязкой, что ступив в нее, трудно вытащить ногу.

Сезон дождей ¾ время болезней. Насыщенная влагой атмосфера, постоянные дожди, частая смена температуры и влажности приводят к расстройству пищеварения и желудочно-кишечным заболеваниям. Смешиваясь с грязью, сточные воды попадают в реки и озера, питьевая вода загрязняется. Резко возрастает число комаров. Они постоянно кусают и преследуют повсюду, иногда образуя жужжащие облака. В некоторых районах вспыхивает эпидемия малярии. Кожная сыпь, от которой многие страдают летом, в сезон дождей распространена повсеместно. Сочетание жары, влажности и пота незбежно приводит к чесотке. Ей особенно подвержены маленькие дети, тела которых покрываются язвами. Одним словом, сезон дождей ¾ время суровых испытаний. Но люди сносят его терпеливо. Что им еще остается?

Но даже в сезоне дождей есть своя привлекательность. Особое очарование наблюдать грозу, сидя дома. Существуют даже традиционные раги, соответствующие настроению дождя.

В Бенгальском заливе зарождаются сильные бури, которые обрушиваются в первую очередь на Бангладеш, Западную Бенгалию и Ориссу. Особо тяжелая участь всегда постигала Бангладеш. Циклоны здесь возможны в любое время года, но, как правило, они характерны для сезона дождей. Смерть десятков тысяч людей в это время перестала быть редкостью. За последние двести лет в среднем за год случалось более одного сильного циклона, некоторые из которых уносили жизни сотен тысяч людей и огромного числа домашних животных, приводили в негодность огромные участки плодородных земель, а также разрушали бесчисленное число жилых домов и других построек.23

 

О реках и наводнениях

Большая часть Бангладеш расположена в дельте Ганги, где могучее русло реки разветвляется на многочисленные рукава. Здесь Гангу называют Падмой, и здесь в нее впадает Брахмапутра и еще несколько стремительных рек, которые с силой прокладывают себе путь через равнину к Бенгальскому заливу. В местах, где дороги пересекаются с реками, много паромов, хотя в последние годы строятся новые мосты. Реки сами по сути являются дорогами: протяженность судоходных путей почти равна протяженности автомобильных дорог. Путешествие на лодке или пароходе может продолжаться три, пять, двенадцать, а то и двадцать четыре часа. Добравшись до главной пристани, люди пересаживаются в лодку поменьше или идут до своей деревни пешком.

Бангладеш сильно отличается от засушливых районов субконтинента, таких как Раджастан. Хотя в некоторых районах Бенгалии земля в жаркий сезон высыхает, большая часть страны круглый год утопает в зелени. Почти вся территория Бенгалии едва возвышается над уровнем моря и представляет собой необычайно плоскую равнину. В сезон дождей все большие реки становятся полноводными. С большой силой они устремляются с гималайских вершин к морю через северную и северо-восточную Индию и равнины Бангладеш. Разлив рек совпадает с периодом обильных дождей, из-за чего ежегодно большая часть страны оказывается полностью или частично затопленной.

Если в сезон дождей вы посмотрите на Бангладеш из самолета, то увидите огромное озеро с раскиданными повсюду островками деревьев и деревень. Деревни строятся на возвышенностях. Если таковые в данной местности отсутствуют, жители совместными усилиями делают насыпь, где затем строят свои дома. Менее распространенная альтернатива ¾ строить дома из бамбука или дерева на бамбуковых платформах. Впрочем, такие хрупкие сооружения не могут долго противостоять сильным течениям. Для защиты деревень, городов и полей вдоль рек строятся оградительные дамбы. Хотя это дает какую-то безопасность, никакие человеческие усилия не могут противостоять гневу природы. Когда во время половодья реки выходят из берегов, жертвами стихии могут стать возделываемые поля, жилища людей, а иногда даже целые города.

Однажды во время сезона дождей я путешествовал в провинции Силхет на северо-востоке Бангладеш. Этот регион отличается ярко выраженным климатом: здесь самое жаркое лето, самая холодная зима и самый влажный сезон дождей. Мы плыли на лодке к городу Сачхна. Добраться туда можно было только по воде: дорогу так размыло, что она превратилась в непроходимое болото. Город возвышался над водой, подобно острову посреди океана, вокруг него простирались затопленные поля. Огромные волны захлестывали улицы на окраине города, словно желая его поглотить. Шел сильный ливень. В тот день мы провели киртан, сидя в храме перед божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.24 С собой у нас был огромный сундук с книгами, которые нам удалось сохранить сухими, несмотря на непрекращавшийся ливень. Бросая вызов дождю, один за другим стали приходить люди, чтобы посмотреть на садху, приехавших в их затопленный город. К концу дня мы продали все книги.

В сезон дождей образуются новые речушки. Мелкие реки становятся достаточно широкими для судоходства, а дороги превращаются в болота или полностью затапливаются. Образовавшиеся в результате разлива рек притоки можно преодолевать на весельных или моторных лодках. Если их ширина не позволяет использовать даже весла, лодки приводят в движение с помощью бамбуковых шестов. Стоя на корме, лодочник погружает шест в воду и, отталкиваясь им ото дна, продвигает лодку вперед.

Однажды мне и моим спутникам пришлось преодолевать по такой речушке несколько километров джунглей. От палящего солнца нас защищали густые кроны деревьев, сквозь которые кое-где пробивались якрие лучи света. Лодочник умело прокладывал путь по извилистому руслу, а мы помогали ему, отводя в сторону низко свисавшие ветви деревьев.

Путешествуя по реке можно по-настоящему насладиться красотой природы, в особенности сразу после дождя ¾ когда все утопает в зелени, на небе ни облачка, а высокая вода открывает взгляду великолепную панораму пышной растительности. По широким рекам курсируют самые разные суда: крохотные деревенские лодки, лодки побольше, с ветхими, но красивыми парусами, небольшие моторные катера и редкие пароходы.

Маленькие деревенские лодки часто оснащены полукруглым тростниковым навесом, открытым с обеих сторон, который защищает пассажиров от солнца и дождя. Под ним, когда работа окончена, укрывается и сам лодочник.

Незавидно положение тех, кому приходится в безветренную погоду тянуть парусные суда вверх по течению. Держа в руках длинные веревки, эти сильные, мускулистые мужчины с почерневшими и мокрыми от пота телами, тянут судно, сгибаясь под лучами беспощадного солнца, устремив вперед свои взгляды и тяжело дыша.

В силу того, что Бенгалия — страна с большим населением и ограниченными экономическими возможностями, перенаселенность и чрезмерная эксплуатация средств передвижения здесь в порядке вещей. Подобно автобусам и грузовикам, суда ¾ как пассажирские, так и грузовые ¾ как правило перегружены. Иногда груз намного превышает с размеры самого судна. Под его тяжестью судно так глубоко погружается в воду, что становится едва заметным. Такая картина особенно характерна при перевозках джутового волокна, огромные тюки которого размещают на лодках, по размеру намного их меньше. Неудивительно, что перегруженность часто заканчиваются трагически. В сезон дождей кто-то гибнет в воде почти каждый день. Иногда в таких несчастных случаях погибает от ста до двухсот человек.

Как-то раз мне довелось плыть по реке в сезон дождей. Когда я садился в лодку, она казалась достаточно надежной, но посреди широкой, бурлящей реки под натиском проливного дождя она стала крохотной и неустойчивой. По мере того как гроза усиливалась, команда начала терять над судном контроль. Тогда капитан отвел судно ближе к берегу, где течение было не таким сильным, и бросил якорь. Я укрылся под навесом, где было немного суше (хотя в такую грозу вода проникает повсюду). Один человек с типичной мусульманской бородкой повернулся к своему соседу и с блеском в глазах сказал: «Посмотри, как велика майа Аллаха». Для меня его слова прозвучали как откровение: я поразился, что человек, принадлежавший к другой, очевидно менее развитой религиозной традиции, имел такую непоколебимую веру в Бога и видел Его руку во всем происходящем.

В другой раз, когда мы путешествовали в сезон дождей по провинции Силхет, нам пришлось плыть вверх по реке в утлой деревенской лодке. Чем дальше мы плыли, тем сильнее становилось течение и ливень. Несмотря на отчаянную борьбу, лодочник больше не мог справляться с течением. А когда мы увидели плывущий навстречу труп, мы поняли, что пора остановиться.

Мы причалили к берегу возле ближайшей деревни. К счастью, в селении жили индусы (хотя я уверен, что и мусульмане встретили бы нас не менее гостеприимно.) Деревушка представляла собой возвышающийся над водой клочок земли с несколькими хижинами, который по мере пребывания воды становился все меньше. Мы заснули, рискуя быть смытыми в реку. К счастью, к утру дождь прошел. Со временем вода убыла, и мы продолжили свой путь.

 

Простая жизнь

В Бангладеш жизнь сосредоточена в деревнях. Деревенская жизнь способствует развитию гуны благости25. Поэтому она предпочтительнее, чем жизнь городская, которая, несмотря на все удобства, находится под влиянием низших гун. Бангладеш — самая густонаселенная страна в мире26. На клочке земли, чуть большем половины Британии, живут 120 миллионов человек, при этом большая часть населения сосредоточена в деревнях. В этом одна из причин, почему в Бангладеш сохранилась исконная культура: сельские жители далеки от современного образа жизни.

За прошедшие века жизнь бенгальской деревни почти не изменилась. Большинство дорог представляют собой две колеи. Обычно люди живут за много миль от ближайшей асфальтовой дороги. Им привычно преодолевать большие расстояния пешком или на велосипеде. Воздух здесь чистый. Редко встретишь товары промышленного производства. Дома строят в основном из глины, а крышу покрывают соломой. Повсюду растут банановые деревья, кокосовые пальмы и деревья бетеля. Бесчисленные лодки бороздят широкие реки, текущие под покровом небесной синевы. Кажется, что вот-вот из-за деревьев появится группа санкиртаны Господа Чайтаньи.

В то время, когда я жил в Бангладеш, в большинстве деревень не было электричества. А туда, где были проведены провода, электроэнергия поступала лишь на пару часов в день, да и то низкого напряжения. Большинству жителей страны современные удобства просто недоступны, что защищает от тлетворного влияния современной цивилизации.

Когтистая лапа средств массовой информации еще не дотянулась до деревень Бангладеш. Большинство людей живет слишком далеко от ближайшего кинотеатра, да и фильмы, которые там показывают, отличаются от тех вульгарных, изобилующих сценами насилия картин, которые оскверняют умы жителей современной Индии. Подобным воздержанием бенгальцы во многом обязаны исламу, который, несмотря на все недостатки, налагает на своих приверженцев благотворные ограничения.

Многие деревни находятся в такой глуши, что их жители даже не знают, что творится за их пределами. Для них все новости сводятся к местным происшествиям и сплетням. Многие слушают относительно безобидные радиопрограммы бенгальского радио по транзистору и таким образом узнают о жизни могучих держав. Однако спор о том, чья коза забралась в соседский огород, вызывает у деревенских жителей гораздо больший интерес.

Автор одной книги написал об некоем пожилом крестьянине, который работал в поле в День независимости Индии и не участвовал в праздновании.

«Почему ты не празднуешь? » ¾ спросили его.

«А что нужно праздновать? » ¾ последовал ответ.

«Сегодня британцев выдворили из страны! »

«Кого? » ¾ переспросил старик. Он о них никогда и не слыхал.

Только вернувшись в Дакку, я узнавал о том, что происходит в мире. Встречи на высшем уровне, кризис доллара, протесты против испытания ядерного оружия, выборы в Германии, стычки футбольных болельщиков — все это было чем-то нереальным, подобно обрывкам давно увиденного и почти забытого сна. То были отголоски мира далекого и потому неважного.

Будучи изолированной от современного технологически продвинутого общества, бангладешская деревня являет собой почти прямую противоположность сельской жизни на индустриализированном Западе. Деревенские жители в Бангладеш не знают, что такое совмещенные санузлы, автомобили и други бесчисленные «насущные потребности» современной цивилизации. Если кто-нибудь не расскажет им о необходимости этих вещей, они вполне будут обходиться и без них. Они никогда не слышали о стиральных машинах, туалетной бумаге, губках для мытья посуды, освежителях воздуха, консервированных и замороженных продуктах и даже о ножах и вилках.

Однажды в Дакке несколько деревенских мальчишек, привлекшись нашим киртаном, шли за нами до самого ашрама, располагавшегося в арендованном нами доме. Дом был оснащен всеми современными удобствами (какие только можно встретить в Бангладеш), такими как дверные ручки, водопровод, электричество и так далее. Мальчики cнова и снова открывали и закрывали дверь, завороженно наблюдая, как щелкает замок, включали и выключали свет, открывали кран и, не закрыв его, убегали. Возможно струя воды из крана казалась им чем-то вроде реки, которая течет сама по себе.

В другой раз в Дакке я попросил одного деревенского мальчика сделать ксерокопию и обнаружил, что он не имеет ни малейшего представления, что это такое. Несмотря на все мои объяснения, он так и не смог понять, о чем идет речь. Городские снобы сочли бы его за невежду, однако в том, что касается деревенской культуры, сами они такие же невежды. Ведь они ничего не знают о том, как вспахивать поле, шелушить рис и различать разные сорта злаков. Им неведомы названия деревьев, насекомых и птиц. Часто в разговоре с нами бенгальцы говорили о разных сортах риса, как будто мы о них что-то знали. А мы и понятия не имели о том, каких сортов бывает рис и какого качества, когда его нужно сажать, или как следить за здоровьем и чистотой домашнего скота. Деревенские жители, пожалуй, не смогут победить в крысиных бегах по джунглям из стекла и бетона. Однако городским пронырам тоже придется нелегко, окажись они в атмосфере деревенской жизни со всеми ее нюансами человеческих взаимоотношений.

Один австралийский преданный, который некоторое время путешествовал со мной по Бангладеш, удивлялся, как я, западный человек, мог вести такую аскетичную жизнь — жить в деревнях, где нет ни дорог, ни электричества, мыться водой из колодца и так далее. Я, однако, не видел в этом ничего аскетичного. Что особенного в том, чтобы рано утром подойти к колодцу, набрать ведро воды и вылить его на себя? Да и какая разница, где спать: в городском фешенебельном особняке или в деревенской глиняной хижине? Миллионны людей живут такой жизнью, даже не задумываясь об этом, так почему это невозможно для нас? Даже если в этом есть какая-то аскеза, в этом вся прелесть. Для молодого человека нет большего приключения, чем, оставив западную жизнь обывателя, странствовать и проповедовать в далеких краях.

 

Жизнь в согласии с природой

Так называемые тяготы деревенской жизни — вещь весьма относительная. Недостаток современных бытовых удобств более чем восполняется отсутствием связанных с ними проблем. По крайней мере, воздух в деревне чист и безвреден для здоровья. Загрязнение окружающей среды сведено к минимуму, а образ жизни людей можно назвать «экологически чистым» — хотя едва ли кто из деревенских жителей знаком с этим понятием.

Большинство людей едят из листьев и глиняных чашек, которые после однократного использования выбрасывают, и они естественным образом поглощаются экосистемой. Кухонную утварь чистят землей и травой или волокнистой шелухой кокосового ореха. Использование земли и песка — простой, естественный, эфективный и дешевый способ удаления жира и пятен и придания металлической посуде блеска. Нет никакой необходимости в гиганских предприятиях по производству моющих средств, загрязняющих окружающую среду. Воду берут из рек, озер, прудов и колодцев. Умение есть рукой устраняет необходимость в ножах и вилках.

Проблема бытовых отходов — одна из насущнейших проблем современного общества — просто не существует в бенгальских деревнях. Каждой вещи находится применение. К примеру, старую одежду не выбрасывают ¾ ее рвут на тряпки или делают из нее лоскутное одеяло, которое можно встретить в каждом бедняцком доме.

Деревенские жители почти не пользуются товарами промышленного производства ¾ они знают, как удовлетворять свои насущные потребности тем, что дает им природа, которая обеспечивает всем необходимым для простой жизни. Только посмотрите сколько применений находят кокосовой пальме. Из твердых стеблей делают щетки. Из щетины кокосовых орехов, как и из джута, вьют веревки. К скорлупе ореха прикрепляют деревянные ручки и используют ее в качестве черпака. Мякоть кокоса ¾ очень питательный продукт ¾ придает неповторимый вкус и питательность великому множеству сладких и соленых блюд. А масло, получаемое из мякоти кокоса, втирают в голову: оно делает волосы блестящими и производит охлаждающий эффект.

В Бангладеш выращивают несколько десятков сортов бананов. Некоторые едва ли достигают в длину трех сантиметров. Другие вырастают короткими, толстыми и полными семян. Есть такой сорт, который собирают неспелым и используют в пищу в качестве овоща ¾ такое блюдо очень полезного для желудка и печени. Кроме плодов, банановое дерево дает много других полезных продуктов. Так банановые листья считаются лучшим видом тарелки. Горячая пища, положенная на банановый лист, вызывает выделение на его поверхности особого вещества, которое способствует пищеварению. (Что на это скажут ученые-атеисты? ) Из древесины бананового дерева можно делать бумагу. Из мягкой сердцевины ствола готовят вкусное и питательное овощное блюдо, а из цветов некоторых сортов банановых деревьев получается изумительная приправа.

Бамбук также является неотъемлемой частью жизни бенгальцев. Многочисленные его разновидности растут повсюду, в особенности в южных прибрежных районах. Из молодого бамбука плетут простую мебель, корзины (что носят на коромысле через плечо) и широкие шляпы, которые защищают крестьян от солнца и дождя. Из бамбука повзрослее ¾ упругого и крепкого ¾ строят изгороди и временные сооружения, такие как строительные леса, а также мосты через многочисленные ручьи и речки. Из бамбука далеют также веера, спасающие от летнего зноя.

В наше время очень немногие в Бангладеш шьют одежду у себя дома. Тем не менее, производство тканей на ручном ткацком станке до сих пор является в Западной Бенгалии одним из наиболее распространенных ремесел. В большинстве деревень до сих пор есть кузнец, который делает ведра и кухонную утварь. Постепенно, однако, изготовленная вручную посуда вытесняется предметами массового промышленного производства.

Еще одна привлекательная особенность простой деревенской жизни состоит в том, что большую часть времени люди проводят на открытом воздухе, а не в четырех стенах. Омовение, стирка, справление нужды, беседа с друзьями или уединенное чтение — все, что в большинстве стран принято делать в помещении, в бенгальских деревнях делают на свежем воздухе. Даже вкушать часто предпочитают на веранде или во дворе. Тот, кому мила такая простота, поймет, почему Верховная Личность Бога в Своем высшем проявлении предпочитает царской роскоши деревенскую жизнь.

 

Утреннее омовение

Жизнь в деревне начинается рано утром. Большинство людей встают с восходом солнца, а то и раньше. Незадолго до рассвета из местной мечети доносится призыв к верующим на арабском языке прийти на молитву. Иногда за ним следует увещевание на бенгали: «Вставайте! Хватит спать! Молитва важнее сна! » Подъем в десять часов утра здесь посчитали бы странностью (хотя в крупных городах телевидение постепенно меняет образ жизни людей).

После пробуждения деревенские жители первым делом справляют естественную нужду. С ранних лет они приучены опорожнять кишечник сразу после подьема. В городах в каждом доме есть туалет (с унитазом, на котором сидят на корточках). В деревнях люди справляют нужду либо в поле, либо в деревенской уборной, которая представляет собой простые углубления в земле. Усиленный от жары запах испражнений и мочи привлекает миллионы мух и опарышей.

После опорожнения кишечника необходимо совершить омовение. Для этого люди идут к колонке или колодцу, набирают ведро воды и обливаются при помощи лоты27 или же моются в реке или пруде. По милости Кришны ранним зимним утром вода в колодцах теплая, словно ее подогрели, а в жаркий летний день, наоборот, ¾ прохладная. Причем, чем глубже колодец, тем больше согревается (или остужается) в нем вода. Когда после утомительной дороги, в самую жару мы приезжали в какую-нибудь деревню, кто-то из местных жителей энергично принимался набирать для нас одно за другим ведра прохладной колодезной воды, которые мы опрокидывали на себя. Нет ничего более бодрящего и освежающего в жаркий летний день, чем такое омовение.

Вырытые вручную пруды (называемые пукурами) являются важной частью жизни бенгальских деревень. Почти в каждой есть по крайней мере один, а то и несколько таких пукуров. Многие преуспевающие семьи имеют собственный пукур. Как правило, пукуры имеют квадратную форму. Их используют для купания, стирки одежды и мытья кухонной утвари, а некоторые предназначены исключительно для хранения питьевой воды. Для удобства по краям пукура сооружают ведущие в воду ступеньки из глины, камня или кирпича. Идеальными считаются пукуры большие и глубокие, которые не пересыхают летом и остаются относительно чистыми, даже если в них купается много людей. Наши преданные часто отдыхали в водах прохладного глубокого пукура, плавая и забавляясь с местной детворой.

Мужчины и женщины купаются в разных пукурах, а если пукур в деревне один, то в разное время или на разных его сторонах. Мужчины купаются в длинных гамчах28, называемых лунги, а женщины — в сари.

Часам к десяти утра на берег пукура или реки сходятся хозяйки и принимаются стирать белье. Повсюду слышно громкое «хлясь», «хлясь» — так они стирают, ударяя мокрым бельем по большим камням, расположенным у воды. Часто женщины, помыв в пукуре посуду, набирают из него воду для приготовления пищи.

Сразу после восхода солнца у пукура слышно, как мужчины весело переговариваются друг с другом, разжевывая веточки нима29 и натираясь горчичным маслом перед утренним омовением. Они также втягивают его носом, чтобы облегчить выделение слизи. Горчичное масло обладает согревающим свойством и помогает телу сохранить зимой тепло. Кроме того, оно богато витаминами и минеральными веществами, которые питают кожу и не дают ей высохнуть зимой.

 

Вечерние обязанности

С наступлением сумерек дома индусов неожиданно оглашаются боем гонгов, звуками раковин и улюлюканием женщин. Все эти звуки считаются благоприятными и призваны отвратить дурное влияние ночной темноты, когда активизируются приведения и злые духи. Все недоброе, что несут сумерки окончательно устраняется проведением арати (церемонии поклонения) семейным божествам, благодаря чему атмосфера в доме освящается.

После захода солнца в домах зажигают дхуну, ароматическую смесь, которую жгут в глиняном или медном потире вместе с щетиной кокосового ореха. Ароматный дым дхуны очищает дом, устраняет неблагоприятное влияние на тонком плане и защищает от полчищ комаров, которые к вечеру становятся активными.

Другой вечерней обязанностью является зажигание светильников. Они бывают либо самодельными (сделанными из использованных консервных банок), либо купленными (со стеклом). Даже в домах, где есть электричество, по вечерам зажигают лампаду, которая горит слабым огоньком, поскольку электричество часто отключают. Когда все в доме ложаться спать, одну или две лампады оставляют гореть, чтобы рано утром, до рассвета, можно было легко их найти.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь