Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Можно ли принести в жертву одно животное за двух близнецов?



 

 

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если женщина родит двойню, то желательно совершить за каждого ‘акыку”. См. “Фатхуль-Бари” 9/12.
А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр приведя слова аль-Лейса ибн Са’да: «Если женщина родила двоих, то следует совершить ‘акыку за обоих», сказал: “Я не знаю кого-либо из учёных, кто противоречил бы этому”. См. “ат-Тамхид” 9/297.

Можно ли объединить удхия и ‘акыку?

 


Среди ученых есть два мнения по этому поводу. Мнение многих ханафитов, а также это одно из мнений ханбалитов, состоит в том, что это дозволено. Одни считали, что суть обоих жертвоприношений – это пролитие крови жертвенного животного для приближения к Аллаху.
И из числа саляфов этого мнения также придерживались Къатада, Мухаммад ибн Сирин и аль-Хасан аль-Басри, сказавший: “Если удхия будет совершена от имени ребенка, то это заменит собой и ‘акыку”. Ибн Абу Шейба 5/534. Иснад достоверный.
Это же мнение выбрал и шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” 6/159.
Однако некоторые сторонники этого мнения ставили различные условия, как, например, совпадение времени. Сказал аль-Бухути: “Если совпали время ‘акыки и удхии, как это, скажем, седьмой день или какой-то из дней, в которые совершаются жертвоприношения, то если совершать жертвоприношение с намерением на ‘акыку, то этого будет достаточно и для удхия. А если заколоть животное с намерением для удхия от имени ребёнка, то достаточно и для ‘акыки. Это как если бы совпал день ‘Ида и пятницы, и человек искупался для одной из причин”. См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 1/617.
Что же касается других ученых, среди которых маликиты и шафииты, а также это второе мнение ханбалитов, то они считали, что это не дозволено, поскольку речь идет о двух жертвоприношениях по двум совершенно разным причинам. Ведь, несмотря на схожесть ситуации, ученые не дозволяли приносить в жертву одного барана, скажем, за двух близнецов, а что говорить о совершенно разных причинах жертвоприношения? См. “Тухфатуль-маудуд” 68, “Тухфатуль-минхадж” 9/371.

Можно ли человеку совершить ‘акыка за себя, если родители не совершили за него ‘акыку при его рождении?

 


Что же касается совершеннолетнего человека: следует ли ему совершить ‘акыку за себя или нет, если он знает, что за него ее не делали, то в этом вопросе есть два мнения. Одни ученые считали это неприемлемым. Другие же считали это дозволенным, и среди тех, кто об этом говорил, был имам аш-Шафи’и, и это также одно из мнений Ахмада, и этому мнению отдали предпочтение имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. Те ученые, которые считали это приемлемым, опирались на хадис от Анаса, который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил за себя ‘акыку после того, когда Аллах его послал с пророчеством”. ‘Абду-р-Раззакъ 4/329, аль-Баззар 1237 и др.
Но ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса, и большинство имамов считали этот хадис слабым. Однако у этого хадиса есть и другие версии, усиливающие его. Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “У этого хадиса есть другие пути, в которых нет серьезных проблем”. См. “Тарх ат-тасриб” 5/210.
Хафиз аль-Хайсами называл передатчиков версии этого хадиса, что приводит ат-Табарани, надежными. См. “Маджма’у-ззауаид” 4/59.
Также этот хадис усилил хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили в “аль-Ахкам”.
И шейх аль-Альбани, разъяснив подробно все плюсы и минусы этого хадиса, назвал его достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2726.
Этот хадис также усиливается и мнением некоторых саляфов. Так, например, Мухаммад ибн Сирин говорил: “Если бы я узнал, что за меня не совершили ‘акыку, то я совершил бы ее за себя”. Ибн Аби Шейба 8/235. Иснад достоверный.
Также говорили аль-Хасан аль-Басри и ‘Ата. См. “аль-Мухалля” 8/322, “аль-Мугъни” 13/396.

Когда следует совершать ‘акыку?

 


Что касается срока ‘акыки, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.
Это и есть самое лучшее время для Жертвоприношения.
Однако, если человек не успел или не смог совершить ‘акыку на седьмой день, то он может сделать это на 14 или 21 первый день после рождения ребенка. От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Акыка совершается на седьмой, на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребёнка)» . аль-Байхакъи 9/303. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» 4132.
Относительно достоверности этого хадиса были разногласия среди ученых. Но даже если этот хадис и слабый, нет проблем в соблюдении упомянутых в нём чисел, ибо на это опирались многие имамы. Салих – сын имама Ахмада, рассказывал: “Сказал мой отец относительно ‘акыки: «Следует принести в жертву животное на седьмой день, а если не получилось, то на четырнадцатый, а если нет, то на двадцать первый»”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 2/210.
Также аль-Маймуни рассказывал: “Я спросил у Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада): «Когда следует совершать ‘акыку? » Он ответил: «Что касается ‘Аиши, то она говорила: “На седьмой день, на четырнадцатый и на двадцать первый”. См. “Тухфатуль-маудуд” 86.
‘Ата говорил: “За мальчика следует принести в жертву два барана, а за девочку одного, что следует совершать на седьмой день, если есть на это возможность. Если же нет, то на четырнадцатый, а если нет, то на двадцать первый”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” № 62. Исследователь этой книги назвал иснад достоверным.
Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Ученые считали желательным совершение ‘акыки на седьмой день. Если же это не получилось сделать на седьмой день, то на четырнадцатый. Если же не получилось и на четырнадцатый, то на двадцать первый”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 5/115.
Но если человек не учёл эту конкретизацию, и сделал не на 14-ый или 21-ый, а скажем на 8-ой или 12-ый день, то нет в этом проблем. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Если человек не смог совершить жертвоприношение на седьмой день, то нет ничего страшного в том, чтобы он совершил это после. И не является обязательным совершать ‘акыку именно по прошествии каждых семи дней”. См. “аль-Истизкар” 15/375.
Ибн аль-Къайим сказал: “Конкретизация седьмого дня указывает лишь на желательность этого. В ином случае, если он совершит Жертвоприношение на восьмой, или десятый или иной день – это будет засчитано”. См. “Тухфатуль-маудуд” 89.
Однако все же лучше, если человек не сможет совершить ‘акыку седьмого числа, соблюдать указанные числа и совершить жертвоприношение на 14-ый или 21-ый день от рождения ребёнка.
Маликиты говорили, что нельзя совершать жертвоприношение раньше, чем на седьмой день, и это говорил Ибн Хазм, а также ас-Сан’ани, поскольку это противоречит велению Пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “аль-Мухалля” 6/234, “Субулю-с-Салям” 1/181.
И это мнение является правильным, поскольку Шариат установил время для этого деяния, а ничего исключающего на этот счет не передается. Следовательно, совершение ‘акыка до седьмого дня неправомочно. См. “аль-Мунтакъа” 4/201, “Субулю-с-Салям” 1/181.
Что касается вопроса: «Какой именно день считать седьмым? », то среди ученых на этот счёт есть разногласие. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова в хадисе — «на седьмой день»; нужно ли считать их с момента рождения? Сказал Ибн ‘Абдуль-Барр: «Малик сказал, что первый из семи дней начинается после дня, когда родился ребенок, если только он не родился до восхода солнца». То же самое передал аль-Бууейты от аш-Шафи’и. Но ар-Рафи’и передал два мнения и отдал предпочтение тому, что первый день его рождения учитывается”. См. “Фатхуль-Бари” 9/489.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Сунной является совершать Жертвоприношение на седьмой день после рождения ребенка. Если, например, ребенок родился в субботу, то жертвоприношение совершается в пятницу, за день до дня, в который он родился. Таково правило. Если же он родился в четверг, то ‘акыка совершается в среду, и т.д.”. См. «Шарх аль-мумти’» 7/538.
Также и комментатор сборника ат-Тирмизи – шейх аль-Мубаракфури отдал предпочтение тому, что первым днем считается день родов. Это же мнение поддержал и шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, комментируя сборник «Сунан Аби Дауд». Он сказал: “Если ребенок родился в пятницу, то пятница и есть первый день. Следовательно, седьмым днем будет четверг”.
Таким образом, тому, кто желает совершать ‘акыку за ребенка на седьмой день, следует учитывать первый день, в который родился ребенок.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь