Обряды, связанные с рождением ребёнка
Каждый мусульманин должен знать, что Ислам установил наилучшие и самые красивые обряды, связанные с рождением детей. И эти обряды включают в себя благодарность Аллаху в виде жертвоприношения, в котором есть польза, как для самого новорожденного ребёнка, так и для других мусульман, которые не остаются безучастными в этом благом деле, ведь и им достается часть жертвенного животного, как и милостыня, подаваемая на вес волос новорожденного. Поэтому, пусть каждый мусульманин стремится совершать эти красивые обряды, возрождая тем самым Сунну нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), ведь в достоверном хадисе сказано: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения! » Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Этот хадис имеет несколько путей передач, усиливающих друг друга. И его достоверность подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.
О том, что желательно радовать родителя новостью о рождении ребёнка, а также поздравлять его в связи с этим и обращаться за них с мольбами
Рождение ребёнка – это радостная весть для родителя. И Всевышний Аллах, радовавший этим известием Своих посланников, именует это важное событие «радостной вестью» во многих аятах Корана. Так, Аллах сказал: «Когда он (Закария) стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: “Аллах радует тебя вестью о Яхье”» (Али ‘Имран 3: 39).
Также Всевышний Аллах сказал: «Мы сообщили ей (жене Ибрахима) радостную весть об Исхакъе, а вслед за Исхакъом – о Я’къубе» (Худ 11: 71).
Поэтому, пусть тот, кто узнал, что у мусульманина родился ребёнок, поспешит обрадовать его этой радостной вестью. К тому же, радовать верующих – это одно из наилучших деяний пред Аллахом, ведь передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самое любимое деяние пред Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину». Ибн Аби ад-Дунья в “Къада аль-хауаидж” 36, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2/452, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/209. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2291, «Сахих аль-джами’» 176.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Желательно радовать того, у кого родился ребёнок, и поздравлять родителя”. См. “Тухфатуль-маудуд” 32.
Следует обращаться с мольбами за новорожденного, как отцу, так и тем, кто его поздравляет. Му’ауия ибн Къурра, сын сподвижника Къурры аль-Музани (да будет доволен ими Аллах) рассказывал: “Когда у меня родился Ийяс, я пригласил некоторых сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и накормил их. Они обратились с мольбами к Аллаху, и я сказал им: «Вы обращались с мольбами, и да благословит вас Аллах в том, что вы просили! И поистине, я тоже хочу обратиться с мольбами, а вы говорите на мои слова «Амин». И я стал много обращаться с мольбами к Аллаху за сына, прося за его религию и за его разум”.[4] аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1255. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Если человек опоздал с радостной вестью о рождении ребёнка, то ему желательно поздравить родителя. Разница между этими вещами в том, что в первом случае – это сообщение родителю радостной вести, а во втором – это его поздравление и обращение за него с мольбой о благе после того, как он уже узнал об этой новости. По этой причине, когда Аллах принял покаяние сподвижника Ка’ба ибн Малика и его сторонников, к нему прибежал тот, кто принес эту радостную новость. А когда он пришёл в мечеть, то люди уже подходили и поздравляли его”. См. “Тухфатуль-маудуд” 33.
Что же касается известных слов поздравления в связи с рождением ребенка, которые передаются от аль-Хасана аль-Басри, которые приводятся в книге «аль-Азкар» имама ан-Науауи и в книге «Крепость мусульманина» аль-Къахтани: “Да сделает Аллах для тебя благословенным того, кто был дарован тебе, да воздашь ты Дарителю благодарностью. И да достигнет новорожденный полной зрелости и да будет тебе дано увидеть проявления его почтительности”, — то это сообщение является слабым.
Однако имам ат-Табарани в своей книге «ад-Ду’а» в главе, которую он назвал «Как следует поздравлять с рождением ребенка», привел следующее сообщение: “Однажды у одного человека, который часто находился в обществе аль-Хасана аль-Басри, родился сын, и тогда один из людей поздравил его словами: «Поздравляю тебя с рождением всадника! » На это аль-Хасан сказал: «Откуда тебе знать, что он будет всадником? Быть может он будет плотником или портным». Тогда тот человек спросил: «А как мне говорить? » На что аль-Хасан ответил: «Говори: “Пусть Аллах сделает его благословенным для тебя и для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)”». ат-Табарани в “ад-Ду’а” 945, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-“Ияль” 1/363. Исследователь книги «ад-Ду’а» назвал иснад хорошим.
(ج َ ع َ ل َ ه ُ ا ل ل َ ّ ه ُ م ُ ب َ ا ر َ ك ً ا ع َ ل َ ي ْ ك َ و َ ع َ ل َ ى أ ُ م َ ّ ة ِ م ُ ح َ م َ ّ د )
/Джа’аляху-Ллаху мубаракан ‘алейк, уа ‘аля уммати Мухаммад/.
Также со слов Хаммада ибн Зайда сообщается: “Когда Айюб (ас-Сахтияни) поздравлял с рождением ребенка, то говорил: “Пусть Аллах сделает его благословенным для тебя и для общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха”. ат-Табарани в “ад-Ду’а” 945, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-“Ияль” 1/363. Исследователь книги «Усуль аль-амани би-усуль ат-тахани» назвал иснад хорошим.
Мольба в связи с рождением ребёнка не установлена от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но это не означает, что нельзя произносить за новорожденного определенные мольбы. И именно данный вид мольбы передаётся достоверно от двух известных таби’инов (последователей сподвижников).
О желательности совершения ат-Тахник для новорожденного
Что такое ат-тахник?
Тахник – практикующееся по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разжёвывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба новорожденного, с последующим попаданием ее в желудок, сразу после рождения или вскоре после этого. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 150, “Фатхуль-Бари” 4/12.
Законность совершения тахника
Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который назвал его Ибрахимом. Он сделал ему тахник фиником и призвал на него благословение, а потом отдал его мне” . аль-Бухари 6198.
Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Новорожденных детей обычно приносили Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он призывал на них благословения Аллаха и протирал прожеванным фиником их нёбо” . Муслим 2147.
Имам ан-Науауи говорил: “Учёные сошлись в желательности тахника для ребёнка сразу после того, как он родился”. См. “Шарх Сахих Муслим” /122.
Также ан-Науауи говорил: “Необходимо, чтобы совершающий тахник был из числа праведных людей, и даже если это не мужчина, то чтобы была праведная женщина”. См. «аль-Маджму’» 8/443.
О желательности совершения тахника также говорили имамы Ибн аль-Къайим, ас-Сан’ани и др. См. “Тухфатуль-маудуд” 43, “Субулю-с-Салям” 4/195.
Тахник может сделать любой праведный мусульманин. И тому, кто делает тахник для ребенка, следует обратиться к Аллаху за него с мольбой по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и призвать на него благословения Аллаха.
Мудрость совершения тахника
—
Здесь необходимо разъяснить мудрость в совершении тахника. Ученые высказывали два мнения относительно того, по какой причине сподвижники носили своих детей к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он делал их детям тахник. Некоторые ученые говорили, что причина этого состояла в том, чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, была слюна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого Всевышний Аллах создал благословенным.
Второе мнение заключается в том, что мудрость этого состояла в том, чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, было нечто сладкое, а в частности финик, плод дерева которое Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил с верующим. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Это делалось для того, чтобы подготовить новорожденного к принятию пищи, чтобы тем самым укрепить его”. См. “Фатхуль-Бари” 4/12.
Нет сомнения в том, что в тахнике, который совершал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) новорожденным присутствовали обе вышеназванные причины.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Тахник делался для снискания благодати посредством слюны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы первым, что попадет в желудок ребенка, была его слюна. Сподвижники, когда у них рождались мальчики или девочки, приходили к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со своими детьми и с финиками, чтобы он сделал тахник. Для чего делался тахник: чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, была слюна Посланника (мир ему и благословение Аллаха), или же чтобы был первым финик, что попадет в желудок ребенка? Если мы скажем, что смысл этого в первом варианте, то тогда тахник – это лишь особенность Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто не может делать тахник после него, поскольку нельзя искать благословение посредством слюны или пота кого-либо, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Если же мы скажем, что мудрость тахника во втором, т.е. чтобы первым, что попадет в желудок новорожденного, был финик, то тогда мы скажем: «Тахник следует совершать каждому ребенку»”. См. “Шарх Рияду-ссалихин” 1/271.
Таким образом, если тахник совершается с целью снискать благословения для ребёнка посредством совершающего тахник, кем бы он ни был, помимо Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), то это не дозволено! Имам аш-Шатыби передал единогласное мнение сподвижников, что после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя искать благословение посредством какого-либо человека. Сказал аш-Шатыби: “Нельзя искать благословение посредством кого-либо после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а тот, кто будет делать это, подражая Пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот совершит нововведение! Это все равно, что если бы человек взял в жены больше, чем четыре жены, говоря, что он следует в этом примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха)! ” См. “аль-И’тисам” 2/11.
Если же тахник совершается с намерением поступать в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы первым, что попало в желудок младенца, был финик, то в таком случае поступать так желательно, о чем говорили имамы ан-Науауи, Ибн аль-Къайим и др.
И то мнение, что тахник не был особенностью лишь Пророка (мир ему и благословение Аллаха), является более сильным. Ведь Умм Сулейм (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Когда я забеременела ‘Абдуллахом, я родила его ночью. И я не желала, чтобы кто-либо сделал ему тахник прежде, чем это сделает Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Ахмад 3/105. Хадис достоверный, и основа его есть у аль-Бухари и Муслима.
В этом хадисе ясное указание на то, что сподвижники не ограничивали тахник лишь Пророком (мир ему и благословение Аллаха), однако они предпочитали, чтобы именно он делал его их детям из-за его благословения.
Также сообщается, что когда родился аль-Хасан аль-Басри, то тахник ему сделал ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). См. “аль-Бидая уа-ннихая” 9/303.
Также сообщается, что когда у имама Ахмада родила жена, он велел ей взять финики, разжевать их и сделать новорожденному тахник. См. “Тухфатуль-маудуд” 40.