Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заколотое зороастрийцами и им подобными



Мнения правоведов относительно дозволенности мяса, заколотого зороастрийцами, разделились. Большинство их запрещают употреблять это мясо в пищу, так как зороастрийцы являются язычниками. Другие же считают, что их мясо дозволено, так как Пророк (Мир ему) сказал: " Относитесь к ним так же, как вы относитесь к людям Писания" 1. Известно, что он принимал от зороастрийцев Хаджара джизью (подушную подать) 2.

……………………………………..

1. Передано Маликом и аш-Шафии. Что касается концовки этого хадиса: «не вступая в брак с их женщинами и не употребляя мяса их заколотых животных», то хадисоведы ее не подтверждают.

2. Передано аль-Бухари.

 

Ибн Хазм в своей книге " Аль-Махалля", в главе " Закалывание", пишет: " Они являются людьми Писания, и законы, применяющиеся по отношению к ним, должны во всем соответствовать законам, касающимся людей Писания". Нет сомнения в том, что мнение Ибн Хазма заслуживает уважения, так как он является непререкаемым авторитетом в области знания хадисов, истории народов и религий. Аль-Багдади в своей книге " Разногласия религиозных течений" пишет, что зороастрийцы считают Заратуштру пророком. Это подтверждают и некоторые современные исламские ученые, как, например, Абу аль-Кялям Азад, специализирующийся на изучении древних культур.

Согласно мнению Абу Ханифы, сабеи также являются людьми Писания. Некоторые исследователи нашего времени причисляют к зороастрийцам и других язычников: брахманов, буддистов и им подобных, считая, что они также являлись людьми Писания, которые с течением времени утратили ниспосланное им Писание1.

Правило: не расспрашивать о том, что нам неведомо (о скрытом)

Если животное было заколото мусульманином, даже если он невежествен или грешен, или кем-то из людей Писания, есть это мясо разрешено (халял). От мусульманина не требуется выяснять то, свидетелем чего он не был, например, как было заколото животное? Соответствует ли способ закалывания исламским требованиям? Было ли упомянуто имя Аллаха во время закалывания?

Мы уже пересказывали хадис, сообщенный аль-Бухари, в котором Пророка (Мир ему) спросили: " Люди приносят нам мясо, и мы не знаем, упомянули ли они имя Аллаха над ним или нет. Есть нам его или нет? " И Пророк (Мир ему) ответил: " Помяните имя Аллаха (над ним) и ешьте".

Относительно применения этого хадиса ученые говорят: " Это доказательство того, что действия и поступки людей считаются правильными и соответствующими норме, пока не будут приведены неопровержимые доводы в обратном".

_________________________________________________________________________

1. Мухаммад Абдо. " Тафсир аль-Манар", том 6, где комментируется аят: " Пища тех, кому было дано Писание, разрешена вам", в главе, посвященной пище идолопоклонников и женитьбе на их женщинах.

 

 

ОХОТА

 

Раньше многие арабы и различные народы жили за счет охоты. Поэтому в Коране и сунне уделено место этому вопросу. Мусульманские же законоведы посвящали этой теме специальные главы, где разъясняли, что разрешено (халял) на охоте и что запрещено (харам), что обязательно и что желательно.

Поскольку многие животные и птицы, мясо которых пригодно в пищу, являются дикими и недоступны человеку, подобно домашним, на них не возлагаются те условия закалывания, что на домашних животных (резать в области горла или верхней части груди). Достаточно небольших усилий для закалывания дичи, какие позволяют обстоятельства охоты. Люди всегда следовали своим правилам во время охоты, и Ислам не препятствовал тому, что естественно и общепринято, но он всего лишь устанавливает некоторые условия для проведения охоты, приводит ее, как и все другие дела мусульман, в соответствие с общими принципами веры.

Одни из этих условий относятся к охотнику, другие к дичи, а третьи - к орудию охоты.

Все эти правила касаются наземной охоты, относительно же касается ловли на воде, Аллах разрешает все без ограничений, как уже было упомянуто ранее: " Дозволено вам ловить морскую тварь и [другую морскую] еду" (Коран, 5: 96).

 

 

Требования, предъявляемые к охотнику

1. Требования, предъявляемые к охотнику, те же, что и к мяснику: он должен быть мусульманином, или представителем людей Писания, или равным по положению людям Писания, как зороастрийцы и сабеи.

Ислам учит, что охотник не должен охотиться ради забавы, лишая животного жизни без намерения съесть его или использовать на другие благие нужды.

Пророк (Мир ему) сказал: " Если кто-то убьет воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День: " О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды" 1.

В другом хадисе: " Того, кто убьет воробья или более крупную живность без права, Аллах призовет к ответу в Судный День". Слушатели спросили: " О Посланник Аллаха, а каковы условия (оправдывающие охоту)? " Он ответил: " Чтобы охотник заколол добычу и съел, а не для того, чтобы отрубить голову (добыче) и выбросить" 2.

1. Передано ан-Насаи и Ибн Хаббаном в его сборнике " Сахих".

2. Передано ан-Насаи и аль-Хакимом.

Другим условием охоты является то, что мусульманин не должен находиться в состоянии ихрама3, поскольку в это время он пребывает в состоянии полного миролюбия и умиротворенности, которое распространяется и на окружающих его животных и птиц. Даже если какая-то дичь появится прямо перед ним и он может без особых усилий поразить ее, ему запрещено это делать. Это испытание, воспитывающее у верующего силу воли и терпение. Как говорит Всевышний Аллах:

3. Ихрам - это состояние мусульманина, совершающего хадж или умру (перев.).

" О вы, которые уверовали! Конечно, Аллах будет испытывать вас добычей, которую получат на охоте ваши руки и ваши копья, чтобы узнать, кто боится Его втайне. А кто преступит после этого, тому – болезненное наказание. О вы, которые уверовали! Не убивайте дичи, когда вы в ихраме" (Коран, 5: 94, 95). " Но запрещена вам охота на суше, пока вы в ихраме" (Коран, 5: 96).

"... не дозволена вам охота, когда вы в ихраме" (Коран, 5: 1).

 

Требования, предъявляемые к дичи

2. Требованием, предъявляемым к дичи, является то, что это должно быть животное, над которым человек не в силах совершить закалывание, как это предписано, - в горло или в верхнюю часть груди. Если же человек может совершить такое закалывание, то он должен сделать это, так как такое действие (закалывание) является принципиальным.

Точно так же, если кто-то пустит стрелу в добычу или охотничья собака схватит ее, то охотник, подойдя к добыче, в которой еще теплится жизнь, должен заколоть ее, перерезав горло. Однако, если охотник не уверен, жива ли дичь, нет на нем греха, если он не заколет ее. Передают аль-Бухари и Муслим, что Пророк (Мир ему) сказал: " Когда вы пускаете собаку на добычу, произнесите имя Аллаха. Если она поймает дичь и вы подойдете к ней, пока она еще жива, то заколите ее (перерезанием горла)".

 

Требования, предъявляемые к орудиям охоты

3. Орудия охоты могут быть двух видов:

а) Поражающее орудие типа стрелы, сабли и копья, как указывается в аяте:

"... охотиться на добычу руками и копьями..." (Коран, 5: 94).

б) Животные, обученные охоте, такие, как собака, гепард или хищные птицы как сокол и ястреб. Всевышний Аллах говорит:

«Отвечай: " Вам дозволена прекрасная пища. Ешьте также то, что ловят для вас обученные хищники, которых вы научили тому, чему Аллах научил вас" » (Коран, 5: 4).

 

Охота с использованием оружия

Охота с орудием обуславливается двумя положениями.

Первое: должно наноситься проникающее ранение, в результате которого гибнет дичь, но недопустимо умерщвлять путем придавливания. Удай Ибн Хатим спросил Посланника Аллаха (Мир ему) о дичи, убитой оружием (мирад). Он сказал: " Если вы пронзите дичь орудием, то ешьте ее, а если поцарапаете (вследствие чего она умрет), то оставьте ее (не ешьте)" 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Этот хадис является доказательством того, что прием в пищу дичи разрешен лишь в случае, если тело дичи пронзено, даже если гибель была тяжелой. Соответственно, дичь, убитая из ружья, пистолета или другого огнестрельного оружия, является разрешенной, так как пуля поражает тело сильнее, чем стрела, копье или сабля.

Имам Ахмад передал следующий хадис: " Не ешь того, что убито при помощи бандука (ядро), а ешьте только заколотое".

А в хадисе, переданном аль-Бухари со слов Ибн Умара, животное, убитое бандуком, то же самое, что убитое ударом (мертвечина). Следует заметить, что под бандуком здесь подразумевается высохшее глиняное ядро для метания. Пророк (Мир ему) также запретил во время охоты метать камни, он говорит: " Это (метание камня) не будет считаться у вас охотой, и вы не поразите этим врага, а только выбьете зуб или глаз (покалечите)" 1.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом

 

Второе: необходимо, чтобы было упомянуто имя Аллаха во время применения орудия охоты, как Пророк (Мир ему) научил Удая Ибн Хатима. Переданный им хадис является основным в этом разделе.

 

Охота с помощью собак и других животных

Во время охоты, к примеру, с собакой или соколом требуется следующее:

во-первых, животное должно быть обучено;

во-вторых, оно должно ловить дичь для своего хозяина, как указано в Коране, а не для себя;

в-третьих, следует упомянуть имя Аллаха, посылая за дичью охотничье животное.

Об основах этих условий говорит аят:

«Они будут спрашивать тебя о том, что им дозволено. Отвечай: " Вам дозволена прекрасная пища. Ешьте также то, что ловят для вас обученные хищники, которых вы научили тому, чему Аллах научил вас, но только поминайте над этим [дичью] имя Аллаха..." » (Коран, 5: 4).

 

1. Под понятием дрессировки понимается то, что человек приручает охотничье животное подчиняться своему хозяину: бежать или следовать за ним и выполнять все его команды. У законоведов имеются некоторые расхождения в определении условий (дрессировки). Но главное, чтобы охотничье животное было выдрессировано по обычаю людей.

2. Поймать дичь для своего хозяина означает, что обученное животное не станет есть пойманную дичь. Пророк (Мир ему) сказал: " Если вы пустите свою собаку за дичью и она съест часть дичи, не ешьте ее, так как собака поймала ее для себя. Но если вы пустили собаку и она, убив дичь, не тронула ее, то ешьте, так как собака поймала дичь для своего хозяина" 1.

1. Передано Ахмадом и также имеется у аль-Бухари и Муслима.

 

Некоторые законоведы делают различие между охотничьими животными, такими, как собака, и охотничьими птицами, такими, как сокол. Они считают, что если дичь, которая была частично съедена птицей, разрешена, то частично съеденная собакой - запрещена.

Смысл вышеперечисленных двух условий, касающихся дрессировки, заключается в сохранении человеком своего достоинства. Людям непристойно питаться объедками животных. Охотничьи животные призваны служить человеку, быть их орудием на охоте, подобно луку и копьям.

3. Упоминание имени Аллаха в момент, когда собака пускается на дичь, подобно упоминанию во время пускания стрелы, метания копья или нанесения удара мечом.

Предписание Корана: " Поминайте над ними имя Аллаха" - также имеется в достоверных хадисах, переданных Удаем Ибн Хатимом.

Обязательность этого условия была продемонстрирована тем фактом, что если рядом с дичью будет обнаружена другая собака, то дичь есть нельзя. Удай спросил Пророка (Мир ему): " Что делать, если я пустил свою собаку (на дичь), а рядом с дичью обнаружил другую собаку, и я не знаю, какая из собак поймала дичь? Пророк (Мир ему) ответил: " Не ешь ее, так как, произнеся имя Аллаха над своей собакой, ты не произнес Его над другой" 1.

Тем не менее, если человек забывает упомянуть имя Аллаха во время использования орудия или охотничьей собаки, он может упомянуть Его во время еды, ибо Аллах прощает забывчивость и ошибки в Своей умме, как об этом разъяснялось в разделе о закалывании.

Мы не будем повторяться, разъясняя важность упоминания имени Аллаха над закалываемыми животными, поскольку это было сделано в предшествующем разделе.

 

Если дичь найдена мертвой

Случается так, что пораженную стрелой дичь находят мертвой спустя несколько дней. В таком случае дичь разрешено употреблять в пищу при следующих условиях:

1. Если она не найдена в воде. Пророк (Мир ему) сказал: " Если вы пустите стрелу и найдете дичь убитой, то ешьте ее. Кроме той, что найдена в воде, так как вы не знаете, она умерла от воды или от вашей стрелы" 2.

1, 2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

2. Если на ней нет других следов, ставших причиной смерти, кроме нанесенных вашей стрелой.

Удай Ибн Хатим спросил Пророка (Мир ему): " Что делать, если я пустил стрелу и нашел дичь, пораженную моей стрелой, на следующий день? " Пророк (Мир ему) ответил: " Если ты знаешь, что именно твоя стрела убила ее, и ты не обнаружил на ней следов других зверей, то ешь" 3.

3. Передано ат-Тирмизи.

 

3. Чтобы дичь не начала тухнуть. Здравомыслящий человек брезгует тухлятиной, которая может нанести вред здоровью. В хадисе, переданном Муслимом, сказано, что Пророк (Мир ему) сказал Абу Салябу аль-Хашани: " Если, пустив стрелу, ты найдешь дичь через три дня, то ешь ее, пока она не протухла".

 

4. ОПЬЯНЯЮЩИЕ НАПИТКИ - ХАМР

 

Хамр – алкогольное вещество, вызывающее опьянение.

Ни для кого не секрет, что алкоголь наносит вред человеку: его разуму, телу, религии и жизни. Он разрушает семейный уклад, неся горе его домочадцам. Он также несет угрозу обществу, как в материальном, так и в духовно-нравственном плане.

Один из исследователей верно заметил: " Человечество не переживало большего бедствия, чем пристрастье к алкоголю. Чтобы убедиться в этом, можно собрать все статистические данные обо всех пациентах в больницах, которые из-за алкоголя страдают от умственного расстройства, нервных срывов. К этому можно добавить статистику о самоубийствах, убийствах, банкротстве, лишении имущества и разорении, связанных с употреблением алкоголя. Количество таких случаев настолько ошеломляюще, что в сравнении с ним все призывы и увещевания против алкоголя показались бы совсем незначительными".

Во времена джахилийи арабы очень сильно увлекались вином и устраивали попойки. Это пристрастие к вину отражено в их языке, в котором вино имеет около ста названий, и в их поэзии, которая воздает хвалу вину, кубкам и застольям.

Чтобы искоренить это распространившееся зло в обществе, Ислам избрал мудрый метод, запрещая его поэтапно. Вначале Аллах разъяснил людям, что в нем греха больше, чем пользы. Затем Он предписал не вставать на намаз в состоянии опьянения. И наконец, Аллах ниспосылает аяты в суре " Аль-Маида", где полностью запрещает хамр:

" О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам – скверные деяния [, внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы [эти непристойности]? " (Коран, 5: 90, 91).

В этих двух красноречивых аятах Аллах запрещает алкоголь и азартные игры, поставив их в ряд с жертвенниками и стрелами (используемыми для языческих гаданий), и объявляет их риджесом (мерзость, скверна) - термин, которым Коран называет только особо непристойное и отвратительное. Он относит их к деяниям Сатаны, так как его деяния - скверна и зло. Ислам призывает верующих воздерживаться от этих деяний, и это есть путь к успеху. Затем Всевышний Аллах заявляет о вредном воздействии алкоголя и азартных игр на общество, они способствуют разрыву отношений, вражде и ненависти, разрушают духовные ценности, препятствуя исполнению религиозных предписаний. В конце аята Аллах требует удержаться от этих деяний: " Прекратите ли вы? " И когда Пророк (Мир ему) закончил цитировать эти аяты, сподвижники провозгласили: " О Господи, мы прекратили! "

Эти аяты совершили чудо с верующими. В этот момент некоторые люди сидели и пили, но, как только услышали ниспосланный аят, вылили остатки вина на землю и разбили большие глиняные кувшины, в которых бродили другие напитки.

Многие современные правительства во всем мире знают о пагубном влиянии алкоголя на личность, семью и общество, некоторые страны, как Америка, даже пытались запретить алкоголь, но тщетно. Лишь Ислам смог добиться успеха в борьбе с этим злом.

Священники разошлись во мнении, как христианству относиться к вину (хамру). Некоторые исходят из Евангелия, где говорится: небольшое количество способствует пищеварению. Но даже если это и так, лучше воздержаться от малого, поскольку малое количество ведет к большему, один бокал за другим приводит к алкогольной зависимости.

Позиция Ислама заключается в запрещении алкоголя и всего, что способствует его потреблению.

 

Все опьяняющее – хамр

Первое, на что обращал внимание Пророк (Мир ему), было не вещество, из которого изготавливается хамр, а его опьяняющее воздействие. Все то, что опьяняет, является хамром, независимо от того, как его называют и из чего его изготавливают, будь это пиво или любой другой подобный напиток.

У Пророка (Мир ему) однажды спросили о напитках, приготавливаемых из меда, пшеницы и ячменя, которые в процессе брожения становятся алкоголем. Посланник Аллаха (Мир ему), наделенный даром красноречия, кратко ответил: " Все опьяняющее - хамр, а всякий хамр запретен" 1.

А Умар объявил с минбара (место выступления имама) Пророка: " Хамр - это то, что затуманивает разум" 2.

1. Передано Муслимом.

2. Передано Аль-Бухари и Муслимом.

 

То, что опьяняет при употреблении в больших количествах, - харам и в малых количествах

Ислам также решительно заявляет, что не имеет значения количество употребляемого хамра, большое или малое. Стоит человеку ступить на этот путь, как он скатится вниз и сам того не заметит.

Вот почему Пророк (Мир ему) сказал: " То, что опьяняет в большом количестве, запрещено (харам) в малом" 3.

3. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

 

И далее: " Если опьяняет полный бурдюк, то его глоток - тоже харам" 4.

4. Передано Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

 

 

Торговля хамром

Пророк (Мир ему) не ограничился запретом на употребление хамра, будь то в больших или малых количествах, он также запретил им торговать, даже для немусульман. Мусульманину не разрешается импортировать или экспортировать алкогольные напитки, а также продавать их в своем магазине или работать в таком месте. Говоря об алкоголе, Пророк (Мир ему) проклял десять категорий людей, связанных с хамром: " … производителей и заказчиков, пьющих и таскающих, кому приносят и кто разливает, кто продает и получает прибыль (от хамра), кто покупает и кому покупают …" 1.

1. Передано ат-Тирмизи и Ибн Маджой.

 

Когда вышеупомянутый аят из суры " Аль-Маида" был ниспослан, Пророк (Мир ему) сообщил: " Поистине Аллах запретил хамр. И кто услышал этот аят, а у него [есть] что-то из напитков (хамра), пусть не пьет и не продает их". Передавший этот хадис сообщил: " И люди взяли все, что у них было (из хамра), и вылили на улицы Медины" 2.

2. Передано Муслимом.

 

Поскольку целью Ислама является перекрыть все пути, ведущие к хараму, для мусульманина является также запрещенным продавать виноград человеку, зная, что он будет делать из него хамр. Хадис гласит:

" Если кто-то, собирая виноград во время уборки, вознамерился продать его иудею, христианину или кому-либо еще (даже если он мусульманин), производящему хамр, тот прыгнет прямо в Ад с открытыми глазами" 3.

3. Передано ат-Табарани в книге " Аль-Аусат". Имам аль-Хафиз в книге " Булуг аль-Марам" классифицировал этот хадис как «хасан» (достоверный).

 

Мусульманин не дарит хамр

Так же, как мусульманину запрещена продажа алкоголя и получение от нее прибыли, точно так же недопустимо дарить его кому-либо, пусть это будет христианин, иудей или любой другой человек. Алкогольные напитки не могут быть получены или преподнесены мусульманином в виде подарка, поскольку Ислам является благом и мусульманин дарит только благое и не принимает ничего, кроме благого.

Пересказывают, что один человек преподнес Пророку (Мир ему) бочонок вина в подарок. Пророк (Мир ему) сказал ему, что Аллах запретил это.

-А можно его продать? - спросил человек.

-Тот, Кто запретил это пить, также запретил это продавать, - ответил Пророк (Мир ему).

-А можно подарить это иудею? - спросил человек.

-Тот, Кто запретил это, также запретил дарить это иудею, - сказал Пророк (Мир ему).

-Тогда что мне делать с ним? - спросил человек.

-Вылей его на землю, - ответил Пророк1.

1. Передано аль-Хамиди.

 

Игнорирование застолий с хамром

В таком же духе мусульманину наказано воздерживаться от застолий со спиртным. Умар передал, что он слышал, как Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: " Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, не сядет за стол, где стоит хамр" 1.

1. Передано Ахмадом, это высказывание можно найти в таком же значении и у ат-Тирмизи.

 

Мусульманин обязан искоренять увиденное зло, однако если он не в силах этого сделать, то должен отдалиться от того места и тех людей, которые совершают подобное деяние.

Передают, что праведный халиф Умар Ибн Абдуль-азиз наказывал плетями пьющих и тех, кто сидел с ними, не притрагиваясь к хамру. Когда однажды халифу донесли о группе выпивавших людей, он приказал выпороть их. Ему сообщили, что среди них был постившийся. Он повелел: " Начинайте с него! Разве вы не слышали, что Аллах сказал:

" Аллах прежде предписал вам в Писании, чтобы вы, внимая знамениям Аллаха, избегали садиться вместе с теми, кто отрицает эти [знамения] и издевается над ними, пока они не заговорят о другом. В противном же случае вы подобны им" (Коран, 4: 140).

 

Хамр - недуг, а не лекарство

Всеми своими ясными знамениями Ислам ведет бескомпромиссную борьбу с хамром, стремясь отдалить мусульманина от алкоголя, создавая всевозможные препятствия его употреблению и не оставляя даже маленькой щели для его проникновения.

Мусульманину не позволяется принимать алкоголь ни в большом, ни в малом количестве. Ни под каким предлогом, будь то продажа или покупка, подарок или производство. Ему не разрешается продавать его или держать дома, подавать на праздниках и по другим случаям, предлагать гостям из немусульман, а также смешивать с пищей и питьем.

Остается еще один вопрос, который задают некоторые люди: можно ли хамр применять в качестве лекарства? На этот вопрос ответил Пророк (Мир ему), когда один человек сказал ему, что делал вино в качестве лекарства. Пророк (Мир ему) произнес: " Это не лекарство, а болезнь" 1.

1. Передано Муслимом, Ахмадом, Абу Даудом и ат-Тирмизи.

 

Он также сказал: " Аллах ниспослал болезни и лекарства, создав для каждой болезни свое лекарство, и лечитесь им. И не лечитесь запретным (харам)" 2.

2. Передано Абу Даудом.

 

Говоря об опьяняющем действии алкоголя, Ибн Масуд говорил: " Аллах не лечит вас тем, что Он вам запретил".1

Неудивительно, что Ислам запрещает лечиться хамром и всем тем, что Он запретил. Как объяснял имам Ибн Кайим, 2 запрещение чего-либо означает, что необходимо воздерживаться и отдаляться от этого продукта всевозможными способами. Если брать запретное в качестве лекарства, оно становится желанным и необходимым, а это противоречит предписаниям Законодателя.

Ибн Кайим сказал: " А также, если бы (хамр) был разрешен для лечения, в то время как люди предрасположены к нему, они оправдывали бы свое влечение и наслаждение им тем, что он полезен им, так как избавляет от болезни и излечивает их".

Ибн Кайим обращает внимание на психологическую сторону вопроса, говоря: " Важным моментом для излечения больного является его вера в эффективность данного лекарства и в то, что Аллах даст через него ему Свое благословенное излечение. В сознании мусульманина запретное несовместимо с понятиями пользы и благодати, и он не может воспринимать запретное лекарство. Чем богобоязненнее человек, тем отвратительнее ему это лекарство и эффект для него от его применения будет обратным" 3.

1. Передано аль-Бухари, как комментарий к хадису.

2. Ибн Кайим аль-Джаузия. " Задуль Маад", т. З, стр. 115-116.

3. Там же, т. З.

 

Вместе с тем шариат предусматривает исключительные случаи. Допустим, что для спасения жизни человека понадобился хамр либо то, что включает его в состав лекарства, и нет ему замены, хотя я сомневаюсь, что такое может быть. Тогда необходимо, чтобы квалифицированный и богобоязненный врач дал добро на применение этого лекарства, так как шариатские правила предусматривают снисхождение. Однако это разрешение должно быть максимально ограничено: " Если же кто-либо будет вынужден съесть [вышеупомянутое] без умысла, не будучи нечестивцем и преступающим [предписание], то, воистину, твой Господь – Прощающий, Милосердный! " (Коран, 6: 145).

 

НАРКОТИКИ

 

" Хамр - это то, что затуманивает разум". Эти слова, высказанные Умаром Ибн аль-Хаттабом с минбара Пророка (Мир ему), дают определение слову хамр и рассеивают все вопросы и сомнения вокруг его понимания. Все, что перекрывает разум и выводит человека из нормального состояния, является харамом, запрещенным Аллахом и Его Посланником до Судного Дня.

Наркотики, типа гашиша, кокаина, опиума и им подобных, искажают нормальное восприятие окружающего мира, делая близкое - далеким, а далекое – близким. Человек под наркотическим воздействием теряет контроль над собой и находится в иллюзорном мире. Такой человек отключается от всего: самого себя, своей религии и бытия.

Это не только порождает физическую вялость, нервное расстройство и ухудшение здоровья, но и падение духа, морали, воли, чувства долга. В итоге увлечение наркотиками превращает человека в больного члена общества. Более того, склонность к употреблению наркотиков приводит к разрушению семьи и толкает человека на преступление в погоне за приобретением зелья.

В связи с этим вспоминается императив " запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и вредностью", исходя из которого у нас не возникает сомнений в запретности того, что порождает физический, психологический, моральный, социальный и экономический вред.

Во все времена мусульманские законоведы единодушно запрещали подобные мерзости. Одним из выдающихся законоведов был Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, сказавший: " Гашиш, независимо от того, вызывает опьянение или нет, запретен... Грешные люди курят его, так как находят, что он вызывает восторг и наслаждение, эффект, подобный опьянению алкоголем. Тогда как вино делает человека, пьющего его, буйным и вздорным, гашиш вызывает вялость и апатию, более того, его курение расстраивает разум и изменяет нрав, вызывает постыдные влечения. Это большее зло, чем пьянство. Наказание за курение гашиша, независимо от того, в малом или большом количестве он употребляется, такое же, как за употребление хамра, восемьдесят или сорок ударов плетью".

Потребляющий гашиш подобен пьющему хамр, и наказание за это равнозначное.

Он продолжает: " Согласно шариатскому правилу, запретные действия, совершаемые с вожделением, такие, как употребление вина или прелюбодеяние, подлежат наказанию. Тогда как за невожделенные запреты, такие, как употребление мертвечины в пищу, полагается осуждение - та'зир2. Гашиш является вожделением для наркомана, от которого ему трудно отказаться. Запрещающие тексты Корана и сунны относятся как к наркотикам, так и к другим подобным вещам" 3.

2. Что касается видов преступлений, наказание за которые не оговорено в Коране или хадисах, мусульманские законодатели могут установить за них те виды наказания, которые они считают целесообразными, например наложение штрафов или тюремное заключение. Такие виды наказания носят название «та'зир» (перев.).

3. «Фетвы Ибн Таймийи», т. 4, с.262; см. также его труд " Ас-Сийсату-аш-Шарыйа".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь