Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Использование одежды для хвастовства и тщеславия
Для того чтобы еда, питье и одежда были благом, необходимо воздерживаться от расточительства и тщеславия. Расточительство есть перерасход того, что дозволено. Тщеславие больше связано с внутренним устремлением (намерением) человека, чем с внешним его проявлением. А целью его является возвысить себя в лице других. В Коране же сказано: " Ведь Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов" (Коран, 57: 23). Пророк (Мир ему) сказал: " Кто волочит одежду (по земле) из тщеславия, на того не взглянет Аллах в День Воскресения" 1. 1. У аль-Бухари и Муслима данный хадис сообщен в идентичной форме.
Чтобы избежать даже намека на тщеславие, Пророк (Мир ему) запретил мусульманам носить одежду для показа, т.е. одежду, которую носят с целью произвести впечатление на других и которая вызывает нездоровую конкуренцию, является показной, рассчитанной на чисто внешний эффект. В хадисе сказано: " В День Воскресения Аллах оденет носящего одежды славы в одежды унижения" 2. 2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджой.
Один человек спросил у Ибн Умара: " Какие одежды мне носить? " Ибн Умар ответил: " Такие, чтобы не вызывать презрения у глупцов (из-за убогости одеяния) и упреков благоразумных (из-за чрезмерности в одеянии)" 3. 3. Передано ат-Табарани.
О чрезмерном приукрашивании, приводящем к изменению творений Аллаха Ислам осуждает чрезмерное самоприукрашивание, которое приводит к изменениям сотворенных Аллахом форм. По этому поводу в Коране цитируется изречение Сатаны, говорящего о своих последователях: " И велю им так, что изменят они творение Аллаха" (Коран, 4: 119).
Запрещение татуировок, обтачивания зубов и пластических операций Запрещены татуировка и обтачивание зубов (для красоты) 1. " Посланник Аллаха (Мир ему) проклял татуировщиков и того, кому делают татуировку, того, кто обтачивает зубы, и того, кому их обтачивают" 2. 1. Обтачивание зубов было обычаем арабов периода джахилийи. 2. Передано Муслимом.
Татуировки обезображивает лицо и другие части тела голубым пигментом и непристойными рисунками. У некоторых арабов, особенно женщин, существовал обычай татуировать значительные части тела, а люди, принадлежащие к некоторым религиозным сектам, делали татуировки на теле с изображением своих божеств или религиозных ритуалов. Ко всем этим мерзостям добавляются боль и мучение, которые испытывает человек от многочисленных уколов иглой. И Аллах проклял тех, кто делает татуировку, и того, кому ее делают. Посланник (Мир ему) запрещал обтачивание зубов, а также проклял женщин, рисующих татуировки, и тех, на теле которых их рисуют, при этом больше обвиняя за такие деяния мужчин. Пророк (Мир ему) также запретил расширять промежутки между зубами и проклял женщин, которые делают это в целях украшения, изменяя таким образом творение Аллаха1. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Масуда.
У некоторых женщин с рождения имеются щели между зубами. Также есть женщины, у которых нет таких щелей, но они хотели бы их иметь. Для этого они стачивают зубы, делая щель между ними. Это есть не что иное, как обман и вмешательство в природу человека, сотворенную Аллахом. Из вышеприведенных достоверных хадисов становится понятно, как следует относиться к пластическим операциям. В мире материальных ценностей, фаворитом которых сегодня является западная цивилизация, в погоне за своими страстями, без крайней надобности много женщин и мужчин тратят большие деньги, чтобы изменить форму носа, груди или того, что, по их мнению, имеет неправильную форму, данную им их Создателем. Такие действия не что иное, как пустая растрата озабоченного своей внешностью человека, утратившего духовный ориентир. " Некоторые люди имеют необычные физические недостатки, которые причиняют им различные страдания, особенно когда они находятся в обществе. Нет ничего зазорного в том, что человек устранит этот недостаток и таким образом облегчит свою жизнь. Аллах в своих религиозных предписаниях не желает для нас затруднений" 1. 1. Аль-Бахи аль-Хули. " Женщина дома и в обществе", 2-е издание, с. 105.
Возможно, что хадис, в котором проклинаются женщины, вытачивающие межзубные щели для своей привлекательности (что является не чем иным, как ложным украшением), не относится к тем, кто устраняет свои физические недостатки, дабы они не причиняли им боль и страдания. Но Аллах знает лучше.
Выщипывание бровей К чрезмерному приукрашиванию, запрещенному Исламом, относится выщипывание бровей (намз), то есть удаление волосков с бровей путем их выщипывания, чтобы сделать брови тоньше или придать им иную форму. Пророк (Мир ему) проклял женщин, которые выщипывают брови, и тех, у которых выщипывают (по их просьбе) 1. 1. Передано Абу Даудом.
Запрет ужесточается, когда выщипыванием бровей занимаются порочные женщины. По мнению некоторых ученых-ханбалитов, с одобрения мужа допускается удалять волосы на лице (кроме бровей), а также использование пудры, кремов и других косметических средств, ибо они являются предметом женского туалета (используются для украшения). Ан-Навави более строг в этом отношении, считая удаление волос на лице запретным, относящимся к намзу (выщипыванию бровей). В противоположность этой точке зрения мы, тем не менее, можем упомянуть утверждение Абу Дауда в его сборнике хадисов " Сунан", что намз - это выщипывание бровей с целью сделать их тоньше, из чего можно заключить, что к намзу не относится удаление волос на других частях лица. Ат-Табари передает, что жена Абу Исхака посетила Айшу, которая была юной и стремилась к красоте, и спросила ее: " Что если женщина удаляет волосы со лба для того, чтобы понравиться своему мужу? " Айша ответила: " Удаляйте с себя по возможности все, что вредит вам" 1. 1. Из книги Ибн Хаджара аль-Аскалани " Фатхуль-Бари", где разъясняется хадис, приведенный со слов Ибн Масуда, глава " Выщипывающие свои брови", раздел " Одежда". Присоединение1 к волосам (парики и шиньоны) В категорию запретного для женщин входит и использование чужих волос в качестве украшения, независимо от того, используются настоящие или искусственные волосы. Здесь имеется в виду ношение париков или шиньонов. Вот что пересказал аль-Бухари, со слов Айши, ее сестры Асмы, Ибн Масуда, Ибн Умара и Абу Хурайры: " Посланник Аллаха (Мир ему) проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют". Присоединяющими являются те, кто присоединяет к себе, т.е. использует парик или шиньон - сам или при помощи кого-либо. Кому присоединяют - это та или тот, кто просит, чтобы к нему что-либо присоединили (парик или шиньон). Еще больше запрет на присоединение волос касается мужчин, будь он стилист (мужской или женский парикмахер) или тот, кто хочет использовать другие волосы – так сегодня поступают женоподобные, длинноволосые молодые люди (типа " хиппи" ). 1. Под присоединением подразумеваются любые формы добавления других волос к имеющимся у человека, как, например, парик, шиньон, привязанная коса и т.д. (перев.) Пророк (Мир ему) боролся с таким видом обмана, даже женщинам, у которых по болезни выпадали волосы, или невесте на выданье он не разрешал добавлять других волос. Аль-Бухари приводит рассказ Айши о девушке из Медины, которая вышла замуж и впоследствии заболела, в результате чего у нее выпало много волос. Ей хотели добавить другие волосы, но вначале спросили об этом Пророка (Мир ему), а он им ответил: " Аллах проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют" 1. 1. Передано аль-Бухари в его сборнике: глава " Одежда", раздел " Добавление других волос к своим".
Аль-Бухари передает слова Асмы, которая сказала: " Женщина спросила Пророка (Мир ему): " О Посланник Аллаха! После того как моя дочь переболела корью, у нее выпали волосы, а я собираюсь выдать ее замуж. Можно мне добавить (пряди волос)? " И Пророк (Мир ему) ответил: " Аллах проклял присоединяющих (волосы) и тех, кому присоединяют" 2. 2. Передано аль-Бухари.
Саид Ибн аль-Мусайб передал, что Муавийя1, выступая перед народом во время своего последнего визита в Медину, взял прядь волос и сказал: " Я не видел, чтобы кто-нибудь, кроме иудеев, пользовался этим (имея в виду добавление волос). Ведь Пророк (Мир ему) называл это фальшью". 1. Муавийя – первый халиф династии Омейядов. По другим источникам, он говорил жителям Медины: «Где ваши ученые? Я слышал, как Пророк (Мир ему) запретил пользоваться этим (добавлением волос) и сказал: " Сыны Израилевы были погублены, когда их женщины стали использовать это" ». То, что Пророк (Мир ему) назвал это деяние фальшью, объясняет причину его запрета. Присоединение волос есть обман, фальшь и подлог, а Ислам осуждает обман, будь то в материальном плане или моральном и отмежевывается от тех, кто практикует это: " Тот, кто обманывает (нас), тот не из нас" 1. Аль-Хаттаби сказал: " Суровое наказание уготовано за свершение таких поступков, ибо они строятся на обмане и подлоге. Стоит только разрешить одну из разновидностей обмана как это явится причиной разрешать другую. Более того, это предполагает изменение черт, данных Богом. Как упомянуто в хадисе, переданном Ибн Масудом, неверны поступки " изменяющих то, что создано Аллахом" 2. В хадисах указано, что запрещено добавлять какие-либо волосы к своим, будь они натуральные или искусственные, так как в этом заложены фальсификация и обман. Но если к волосам добавляются не волосы, а, к примеру, ткани, нитки или другие материалы, вплетенные в волосы человека, то это не запрещается. Саид Ибн Джубаир передает, что по такому поводу Пророк (Мир ему) сказал: " Нет ничего предосудительного в этом" 3. Здесь имеется в виду использование нитей шелка и шерсти при заплетении кос. О разрешенности этого говорит также имам Ахмад Ибн Ханбал4. 1. Об этом сообщила группа сподвижников Пророка. 2. Аль-Аскалани. " Фатхуль-Бари", глава " Добавление волос". 3. Там же, со слов Абу Дауда. 4. Там же.
Крашение волос Одним из способов украшения внешности является крашение волос на голове или на бороде. По преданию, люди Писания из иудеев и христиан воздерживались от крашения волос, считая такое украшение внешности несовместимым с набожностью и религиозностью и не приличествующим раввинам, священникам и монахам. Пророк (Мир ему) запретил своим последователям подражать и следовать за такими народами, чтобы мусульмане отличались от них во всем. Аль-Бухари пересказал Абу Хурайру, который сообщил, что Посланник Аллаха говорил: " Иудеи и христиане не красят волосы, поэтому отличайтесь от них" 1. 1. Передано аль-Бухари в его сборнике: глава " Одежда", раздел " Крашение волос".
Тем не менее, это не указ, а лишь рекомендация, что видно на примере сподвижников Пророка. Абу Бакр и Умар обычно красили свои волосы, а Али, Убай Ибн Каб и Анас не делали этого2. ____________________________________________________________________________ 2. Аль-Аскалани. " Фатхуль-Бари", пояснения по данному поводу в главе " Крашение волос".
Возникает вопрос, какой краситель использовать для крашения волос и должен ли их цвет быть черным или можно использовать другие цвета? Если это человек в возрасте почтенного старца с совершенно седыми волосами и бородой, то непристойно ему окрашиваться в черный цвет. В день покорения Мекки Абу Бакр привез своего пожилого отца Абу Кахафу к Пророку (Мир ему). Увидев белоснежные волосы Абу Кахафы, Пророк (Мир ему) сказал: " Измени этот цвет, но не используй черного" 1. Однако, если мужчина не настолько стар, как был Абу Кахафа, нет греха в том, что он покрасит волосы в черный цвет. В этом отношении аз-Зухри говорил: " Мы красили наши волосы в черный цвет, когда лицо выглядело молодым, но отказывались от этого, когда лицо стало морщинистым, а зубы выпали" 2. Некоторые из ранних мусульман, включая и некоторых сподвижников, таких, как Саад Ибн Абу Ваккас, Укба Ибн Амр, аль-Хасан, аль-Хусайн, Джарир и другие, разрешали использовать черный краситель. Кое-кто из ученых, однако, считает, что можно краситься в черный цвет только во время битвы, чтобы устрашить врага на поле боя, создав видимость того, что войско мусульман молодо. Абу Зарр напомнил следующий хадис: " Лучше всего красить волосы хной и басмой" 3. Хна окрашивает волосы в рыжий цвет, в то время как басма, растение, произрастающее в Йемене, окрашивает их в черный цвет с рыжим оттенком. 1. Передано Муслимом. 2. Передано Ибн Абу Асимом в его книге " Крашение волос". 3. Приведен в книге " Фатхуль-Бари". Анас передает: " Абу Бакр красил свои волосы хной и басмой, а Умар красил лишь хной".
Отращивание бороды Теперь разъясним тему об отращивании бороды. Аль-Бухари пересказал от Ибн Умара, что Пророк (Мир ему) сказал: " Отличайтесь от многобожников, отращивая бороды и подстригая усы". Хадис требует отличаться от язычников, под которыми в данном случае имелись в виду зороастрийцы, поклоняющиеся огню, которые либо отрезали бороды, либо сбривали их. Указание Пророка (Мир ему) быть отличными от них направлено на то, чтобы воспитать в мусульманине независимую личность, отличающуюся от других как внешне, так и внутренне, как по содержанию, так и по форме. Борода является физиологическим отличием мужчины от женщины, придает и подчеркивает в человеке мужественность. Отращивание бороды не означает, что она должна разрастаться до безобразных форм, создавая дискомфорт. Ее необходимо поправлять по длине и ширине, как об этом говорится в хадисе, переданном ат-Тирмизи. Более того, мусульмане первых поколений поступали именно так. По словам Кады Айада, " непристойно брить или отрезать бороду, необходимо ее поправлять по длине и ширине, что достойно похвалы" 1. 1. Кады Айад - автор широко известной книги об отличительных чертах характера и особенностях Пророка, жил в ХII веке.
Абу Шама сказал: " Более известно, что зороастрийцы брили бороды, а не укорачивали" 1. Приходится констатировать, что большинство мусульман стали брить бороды, подражая врагам их религии и колонизаторам своих стран по принципу: побежденные всегда подражают своим завоевателям. Мусульмане сегодня пренебрегают повелениями Пророка (Мир ему) не походить на неверных и не подражать им. " Кто подражает какому-то народу, сам является частью его" 2. 1. Аль-Аскалани. " Фатхуль-Бари", глава " Отращивание бороды". 2. Хадис пересказан Абу Даудом от Ибн Умара.
Многие законоведы запрещают сбривать бороды, основываясь на указаниях Пророка (Мир ему). Изначально предписание по отращиванию бороды мотивировалось отличием от немусульман, поскольку сохранение этого отличия - долг мусульманина. До нас не дошла информация, чтобы кто-либо из ранних мусульман пренебрегал этой обязанностью. Однако некоторые современные ученые, находящиеся под влиянием перемен и общественного мнения, разрешают сбривать бороды. Они аргументируют это тем, что отращивание бороды было принято во время Пророка (Мир ему) и не являлось предписанием или религиозным обязательством. Но правда состоит в том, что отращивание бороды обязательно не только потому, что Пророк (Мир ему) носил бороду, а потому что он дал четкие указания носить бороду, чтобы отличаться от неверующих. Ибн Таймийа утверждал, что целью Законодателя было сделать мусульман отличными от немусульман, ведь внешняя похожесть мусульман порождает в них привязанность, любовь и дружбу, так же как внешнее сходство вызывает любовь в сердце. Это то, с чем мы сталкиваемся в жизненной практике. Ибн Таймийа говорит: " Коран, сунна и иджма (единодушное решение ученых) предписывают мусульманам во всем отличаться от немусульман. Все, что ведет к разладу в скрытой и неопределенной форме, относится к этому вопросу и также запрещено. Подражание внешнему виду неверующих приводит к перенятию их нравов, недостойных поступков и даже подражанию их вероисповеданию. Такое влияние не проконтролировать. Его нелегко распознать и поэтому становится трудно или даже невозможно искоренить. А все, что ведет к разладу, Законодатель запретил" 1. 1. Из труда " Китаб Иктида ас-Сиратуль-Мустаким".
Итак, можно сделать вывод, что существует три мнения относительно сбривания бороды. Согласно первому, это запрещено, как в приведенных аргументах Ибн Таймийи и других. Второе мнение ведет к тому, что это макрух, его придерживается судья Кады Айад (взято из книги " Фатхуль-Бари" ). И третье утверждение, которого придерживаются некоторые современные ученые заключается в том, что это разрешено. Возможно, средний, т.е. второй взгляд, оценивающий это как макрух, ближе всего к истине и более приемлем. Необходимость в отращивании бороды аргументируется желанием отличаться от немусульман, также как и в вопросе окрашивания седых волос (чтобы отличаться от иудеев и христиан). Известно, что некоторые сподвижники не красили волос, что свидетельствует всего лишь о желательности такого действия. До нас не дошли сведения о том, что кто-либо из ранних мусульман сбривал бороду. Возможно, в этом не было надобности или же отращивание бороды было обыденной традицией.
В ДОМЕ МУСУЛЬМАНИНА
Жилище или дом - это место обитания человека, где он расслабляется и отдыхает от своих повседневных дел. Вот почему Всевышний Аллах, упоминая о благах, которые Он даровал Своим рабам, говорит: " Аллах положил вам жить в домах" (Коран, 16: 80). Пророк (Мир ему) предпочитал просторный дом и считал это одной из составляющих счастья человека в этой жизни. Он говорил: " Четыре [вещи] относятся к счастью - это благочестивая жена, просторное жилище, благочестивый сосед и благородное животное для верховой езды" 1. Он часто просил Аллаха: " О наш Господь! Прости мне мой грех, сделай мое жилище просторным и благослови мою долю". Ему сказали: " О Посланник Аллаха! Ты ничего столько не просишь (у Аллаха), сколько высказываешь эту (мольбу)! " Он спросил: " А разве я что-то упустил? " 2 1. Передано Ибн Хаббаном. 2. Передано ан-Насаи и Ибн ас-Сунни со слов ряда достоверных пересказчиков.
Пророк (Мир ему) побуждал людей содержать свои дома в чистоте, чтобы они символизировали чистоту, поскольку Ислам - это религия чистоты. Отличительной чертой мусульманина является чистоплотность, которая приближает человека к Всевышнему. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: " Поистине, Всевышний Аллах - Благий и любит благое, Чистый и любит чистоту, Благородный и любит благородство, Щедрый и любит щедрых. Держите в чистоте свои жилища и не походите на иудеев" 1. 1. Передано ат-Тирмизи.
Проявление роскоши и язычества Нет ничего плохого в том, что мусульманин облагораживают свой дом разнообразными цветами, расписными покрывалами и другими дозволенными украшениями: «Скажи [, о Мухаммад]: " Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам Своим, – запретны? " » (Коран, 7: 32). Разумеется, что мусульманин свободен в выборе украшений для своего дома, в ношении элегантной одежды, обуви и всего остального, что связано с его внешностью. Однажды Пророк (Мир ему) сказал: " Тот, у кого в сердце имеется хоть частичка гордыни, не попадет в рай". Его спросили: " А тот, кто любит носить красивую одежду и обувь? " Пророк (Мир ему) ответил: " Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное" 1. Из другой версии этого хадиса: наряженный мужчина подошел к Пророку (Мир ему) со словами: " Я люблю, когда все красиво. Мне была дарована красивая одежда, которую ты видишь на мне, но мне не нравится, когда у кого-то есть более красивая пара сандалий, чем у меня. Это гордыня, о Посланник Аллаха? " Пророк (Мир ему) ответил: " Нет! Гордыня - отрицать правду и смотреть на других людей с презрением" 2. 1. Передано Муслимом. 2. Передано Абу Даудом.
Тем не менее, Ислам не одобряет излишеств, и Пророк (Мир ему) не был доволен мусульманином, заполнившим свой дом предметами роскоши и расточительства, осужденными Кораном, или предметами, относящимися к язычеству, с которыми религия Единобожия борется всеми силами.
Золотая и серебряная утварь В соответствии с тем, что было изложено выше, Ислам запретил пользоваться золотой и серебряной утварью, а также постелями из чистого шелка. Пророк (Мир ему) предостерегал, что любого, кто ослушается этого, ждет суровое наказание. Муслим пересказал слова Умм Саламы о том, что Пророк (Мир ему) говорил: " Тот, кто ест и пьет из золотой или серебряной утвари, - наполняет свой желудок огнем из ада". Аль-Бухари также передал со слов Хузайфы, что Посланник Аллаха (Мир ему) запретил нам пить и есть из золотой или серебряной посуды, а также носить шелковую одежду или сидеть на шелковой ткани. Он сказал: " Это для них (неверующих) в этом мире, а для нас в будущем" 1. То, чем запрещено пользоваться в быту, нельзя использовать в качестве сувениров и украшений. 1. Передано аль-Бухари.
Запрет на использование вышеперечисленных предметов распространяется как на мужчин, так и на женщин. Смысл такого предписания в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши. Ибн Кудама доходчиво разъясняет суть данного предписания: «Запрещение в хадисе равно относится как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих. Ношение золота и шелка было разрешено женщинам с тем, чтобы они могли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не распространяется на другие предметы. Кто-то может сказать: " Если причина, которую вы привели, верна, тогда утварь, сделанная из рубина и других драгоценных камней, также должна быть запрещена, т.к. они еще более дороги (чем золото и серебро)", а мы ответим на это: " Малоимущие не знакомы с такими вещами, и их чувства не будут оскорблены, даже если они увидят, что богатые пользуются ими. Более того, редкость таких вещей не делает их общедоступными, из-за чего не ведется разговор об их запрете» 2. 1. Ибн Кудама. " Аль-Мугни", т.8, с.323.
Ранее мы упоминали об экономической целесообразности, заключающейся в запрете на ношение мужчинами золота. В жизни мы видим яркое тому подтверждение. Золото и серебро - это универсальные денежные единицы, которые Аллах сделал в качестве стандарта для оценки стоимости товара по справедливости. И это есть дар Аллаха для людей, чтобы золото и серебро находились в свободном обращении, а не копились дома в виде монет или предметов быта в качестве украшений. В отношении этого прекрасно сказал имам аль-Газали в своей книге " Воскрешение наук о вере": «Любой, кто использует дирхамы и динары для покупки утвари из золота или серебра, - неблагодарен к щедротам Аллаха. И хуже те, кто копит эту утварь (из золота и серебра). Они подобны правителю страны, который шьет одежду, убирает улицы или выполняет работу простого люда, в то время как должен править страной. Тюрьма менее оскорбительна для него. Материалы из фарфора, железа, свинца и меди сполна заменяют золотую и серебряную посуду, но фарфор и металлы не могут заменить функцию денег. Если человек не может понять этого (посредством своих рассуждений и познаний), мы процитируем ему слова Посланника Аллаха (Мир ему): " Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет свой желудок огнем ада" » 1. 1. Абу Хамид аль-Газали. " Воскрешение наук о вере", т. 4, глава " Благодарность и терпение".
Не надо думать, что этот запрет ограничил мусульманина в возможностях облагораживать свое жилье, так как в разрешенном благе безграничный выбор. Что может быть прекрасней посуды из фаянса, стекла, фарфора, меди и многих других материалов! И что может быть лучше постелей и подушек из хлопка и льна! Ислам запрещает статуи Ислам запретил мусульманину иметь в своем доме статуи, под которыми подразумеваются образы, 1 имеющие телесную форму и являющиеся предметом почитания. Ангелы, символизирующие милость и довольство Всевышнего Аллаха, избегают дома со статуями. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: " Поистине, ангелы не войдут в дом, где находятся статуи (или изображения)" 2.
1. Здесь под словом «образ» подразумевается любой предмет или изображение, имеющий вид или облик чего-либо или кого-либо. 2. Передано аль-Бухари и Муслимом. Ученые разъясняют: в дома с образами не входят ангелы, так как они подобны жилищам неверных, которые держат эти образы для почитания их, что не приемлют ангелы и избегают таких мест. Мусульманину также запрещено заниматься изготовлением статуй, даже если он делает их для немусульман. Пророк (Мир ему) сказал: " Среди людей, которые получают самое суровое наказание в День Воскресения, - ваяющие (или изображающие) подобные образы". Или по другой версии: " … которые, создавая (образы), подражают Творцу" 1. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
Он также сообщает: " В День Воскресения у создавшего чей-то образ потребуют вдохнуть в него дух, но он никогда не сможет этого сделать" 2. Имеется в виду, что его попросят оживить то, что он изваял или изобразил, чтобы тем самым упрекнуть и осудить его.
2. Передано аль-Бухари и другими.
Смысл в запрете статуй а) Неправильно думают те, кто считает, что запрет связан исключительно с сохранением единобожия и с желанием не походить на идолопоклонников, которые пишут картины и ваяют статуи, а затем освящают их и предстают перед ними смиренно (преклоняются). Безусловно главным является то, что Ислам стремится сохранить веру в единобожие. И действительно, эта предусмотрительность и обеспокоенность вполне оправданны. Исследования подтверждают, что поклонение идолам возникло не сразу, а началось с изваяния образов умерших праведников для их поминания. Постепенно, через поколения люди начинали почитать и освящать их, пока они не превратились в божества, у которых люди просили помощи, боясь их гнева и моля их о благословении. Наглядным примером этого является народ, поклоняющийся таким языческим богам: Вадда, Сува, Йагуса, Йаука и Насра1. 1. Имена древних языческих богов, которые упомянуты в Коране (71: 23)
Неудивительно, что религия, стремящаяся остановить распад в обществе, обязана перекрыть все пути, через которые языческие элементы (ширк), явные или скрытые, могут проникнуть в умы и сердца людей. Среди таких путей - подражание идолопоклонникам или последователям других религий, которые чрезмерно почитают своих святых. Более того, исламское законодательство предназначено не только для одного или двух поколений, но для всего человечества во всех уголках мира и до Судного Дня. То, что может показаться невероятным в одной среде, может стать приемлемым в другой, а то, что кажется невозможным в одно время, может стать реальностью в другое. б) Другая причина этого запрета относится к создателю скульптур и портретов, которого переполняет гордыня от созданной им работы. Как будто он создал нечто из ничего или произвел жизнь из земли. Однажды один скульптор, изваяв статую, на создание которой он потратил много времени, стоя с восхищением перед своей работой, любуясь ее изящными линиями и чертами, переполненный чувством гордости и величия, обращаясь к статуе, воскликнул: " Говори! Говори! " По этому поводу благородный Посланник (Мир ему) сказал: " Тех, кто создает образы, постигнет наказание в День Воскресения. Им скажут: " Вдохните жизнь в то, что вы сотворили" 1. 1. Передано аль-Бухари и Муслимом.
А в хадисе-кудси Всевышний Аллах говорит: " Кто может быть более дерзким, чем тот, кто пытается творить подобное Моему творению! Пусть создадут крупинку! Пусть сотворят ячменное зерно! " 2 2. Передано аль-Бухари и Муслимом.
в) Те, кто занимается таким искусством, не останавливаются ни перед чем, изображая обнаженных женщин или эротические сцены, а также божества или ритуалы различных верований. Мусульманину недопустимо перенимать такую порочную практику. г) Наконец, статуи были и остаются символами великосветской и роскошной жизни. Люди, занимающие высокое положение, украшают свои дворцы, залы и комнаты статуями, сделанными из разнообразных материалов. Неудивительно, что Ислам противостоит роскоши во всех ее видах (из золота, серебра и шелка) и запрещает мусульманину иметь статуи в своем доме.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы