Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этнический и конфессиональный состав населения



Этнический состав населения мира — результат длительного исторического процесса. Этот процесс включает и расселение человечества, и приспособление отдельных человеческих общностей к природным условиям конкретной территории, и взаимодействие между человеческими сообществами (торговля, военные действия, соседские отношения и прочее), когда происходил обмен культурными достижениями. Исторически сложились различия, отличающие одно человеческое сообщество от другого. Такими различиями являются прежде всего язык, историческая судьба, особенности хозяйствования, быта, традиции и морально-этнические нормы повседневной жизни. Общность территории и государственность, религия придают постоянство тому или иному сообществу и дают возможность определить его как явление, получившее название «этнос».
Этнос — устойчивая социальная группировка людей, которая возникла исторически, развивалась в определенной природной среде и в процессе развития приобрела присущие только ей черты.
Этнос всегда является неповторимым комплексом признаков, по которым можно определить этническую принадлежность любого человека. Это может быть манера одеваться, приветствовать, есть или спать, пользоваться определенным хозяйственным инвентарем или домашней утварью и т. п. То есть в основе каждого этноса лежат определенные стереотипы и нормы, которые наследуются, формируя определенный психический склад и поведение (ментальность). Эти отличия называют традиционной (пли этнической) культурой. Она складывается на протяжении исторического времени в процессе приспособления определенного человеческого сообщества к условиям окружающей природной среды. Потребности человека в пище, безопасности, тепле побуждают к поискам средств существования в природе, стимулируют создание орудий труда, оружия, транспортных средств, строительства жилья, его обустройства и т. д. Так формируется целый комплекс элементов материальной культуры, а постижение окружающего мира, закрепляясь в ритуалах и связанных с ними песнях, танцах, сказаниях, рисунках и т. п., формирует духовную культуру определенного этноса. Верования, религия закрепляют процесс формирования морально-этических норм, ценностей, стереотипов поведения, ментальности. Основой единства этноса является система этнокультурной информации между поколениями, зафиксированная в языке.
Сколько языков, столько и народов. Как правило, каждый народ разговаривает на одном — родном языке. Язык коренного (наиболее многочисленного в государстве) народа получает статус государственного. Двуязычие в многонациональных странах, где один из языков является государственным, а второй — родным этническим языком, на пример в бывших колониях, где статус государственного языка зачастую получает язык бывшей метрополии. Уже в современной истории человечества известны факты создания языка вследствие межэтнических постоянных контактов. Так, на основе английского, французского, испанского и языков местного населения сформировался креольский язык, распространенный среди населения Южной Америки, «лиджин-инглиш» (смесь английского и китайского), на котором говорят в городах Тихоокеанского побережья Азии.

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.

Православие

Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 - 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России - Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах страны. Вместе с тем эта церковь перестала быть единственной официально действующей православной организацией. В России сейчас имеются также православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 - Российская православная свободная церковь), образованная в 1989 из православных приходов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за границей. В 1995 Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за границей, хотя на территории России по-прежнему есть и приходы, оставшиеся в юрисдикции Русской православной церкви за границей. Приходы Российской православной церкви имеются в Суздале, Москве, Санкт-Петербурге, Шахтах, Тюмени, Уссурийске и некоторых других городах России, ряде сельских населенных пунктов, приходы Русской православной церкви за границей - в Москве, Санкт-Петербурге, Ишиме и прочих местах. Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские.

После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви - геннадиевская (или поздеевская), исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Краснодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России. По этнической принадлежности большинство из них русские.

Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: " правильный путь ко спасению", Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, " ревнители церкви", " козловское подполье", николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Брянской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татарстан, Коми, Адыгея. Большинство истинно православных христиан по национальности русские.

Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан (Старина), запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т.н. Русской православной церкви Киевского патриархата.

В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце 19 в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.

В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 секты - Церкви Божией Матери преображающейся (т.н. Богородичного центра ).

 

 

8. Социально-экономический и образовательный состав населения


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь