Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет теории государствам права.



Предмет теории государствам права.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. В качестве предмета ТГП можно назвать:

1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Предметом ТГП будут выступать основные государственно-правовые закономерности:

· возникновение государства и права;

· смена их исторических типов;

· развитие их сущности;

· эволюция форм государства и права;

· построение системы органов государства и системы права;

· осуществление функций государства и права;

· развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

· соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

· развитие самой юридической науки.

2) Система основных понятий юриспруденции. К таким понятиям относятся: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, подотрасль и отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридическую практику и правонарушение, законность, и правопорядок, юридическую ответственность и наказание, правовую политику и правовую жизнь и т.д.

Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

 

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Научные дисциплины условно можно подразделить на:

1. технические (механика);

2. естественные (физиология);

3. гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки относятся к гуманитарным наукам, можно подразделить на виды:

· ТГП;

· историко-правовые науки (ИГП, история политических и правовых учений);

· отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, уголовное право);

· прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология).

Теория государства и права тесно взаимодействует с философией, активно используя ее методы и категории. ТГП дает материал о государстве и праве для философских обобщений.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие: что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п.

По отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Во-вторых, исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, правонарушение). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Особенность ТГП как науки состоит в том, что она является:

· гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (отличается от технических и естественных наук);

· политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (отличается от других гуманитарных наук);

· теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (отличается от других юридических наук).

Функции теории государства и права.

Обычно выделяют :

С помощью онтологической функции познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий.

С помощью эвристической функции открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов.

Прогностическая функция проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности.

Будучи фундаментальной наукой, выполняет и методологическую функцию создает систему понятий и категории, применяющуюся во всех иных юридических науках.

Осуществляя идеологическую функцию приводит в систему идеи о государстве и праве.

Организационно-прикладная функция проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни.

Методология теории государства и права.

Методология – учение о научном методе познания;

Методы познания – это принципы, способы, приемы познания.

Принципы познания — это те исходные, отправные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета.

Существуют философские, общенаучные и частныеметоды изучения государства и права.

Философские методы составляют методологическую основу ТГП. Говорят на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

Диалектико-материапистический метод изучает все, что доступно знанию. Осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Идеалистический метод (существование государства и права либо с объективным разумом, либо с сознанием человека, его переживаниями):

· прагматизм — философское учение;

· интуитивизм —направление в философии;

· аксиологический подход — анализ государства и права как специфических ценностей.

Общенаучные методы применяются на отдельных стадиях научного познания:

· методы анализа и синтеза (анализ — метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо; синтез—метод исследования какого-нибудь явления в его единстве);

· метод формализации (позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы;

· методы индукции и дедукции (индукция —умо­заключение от фактов к некоторой, дедукция—цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

· системный метод изучает государство и право, государственно-пра­вовые явления с позиции их системности;

· функциональный метод (выяснение функций государства и права и их элементов);

· герменевтический метод (текст нормы есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому):

Частные методы изучения государства и права используются в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знание по вопросам государства и права.

Специальные неюридические методы :

· статистические (позволяет получить объективные знания на основе объективных фактов);

· методы структурного анализа (строение, внутреннее устройство);

· общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы);

· кибернетические (об общих закономерностных процессах управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе);

Специальные юридические методы :

· формально-логические или догматические (догма — мнение, учение, постановление;

· сравнительный метод (в государственно-политической и правовой практике невозможно без сопоставления сходных объектов познания;

· исторический (основной способ познавания права и государства, политических и правовых учений.

 

Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Общая характеристика власти

Общество возникло гораздо раньше государства. Начальным этапом исторического процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств.

Первобытнообщинный строй был самым длительным – этапом истории человечества.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

· наличие примитивных орудий и неспособность человека без помощи выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Экономически все были равны;

· экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала чертами:

1. базировалась на семейных отношениях, основой организации общества был род (родовая община). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его, волю и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (субъект и объект власти совпадали);

3. опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4. органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Происхождение государства.

Государство политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Причины возникновения государства:

· в теологической (божественная сила);

· в договорной (сила разума, сознания);

· в психологической (факторы психики человека);

· в органической (биологические факторы);

· в материалистической (социально-экономические факторы);

· в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

во-первых , на процесс происхождения влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, и т.п.);

во-вторых , мыслители жили в разные исторические эпохи и, разумеет­ся, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

в-третьих , ученые брали для иллюстрации своих идей регионы, в которых они проживали, - игнорируя другие регионы;

в-четвертых , мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, не замечали влияния на развитие общества других факторов;

в-пятых , на взгляды авторов влияли их философские и идеологические пристрастия.

 

Происхождение права.

Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:

1. превращение мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование государством;

2. правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов);

3. формирование судебного права, состоящего из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов).

Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, постепенно складывались в единую и внутренне согласо­ванную правовую систему конкретного общества.

Обычаи содержались в сознании людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

 

Унитарное государство.

Унитаризм — государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием самостоятельных государственных образований, Франция, Италия.

Признаки унитарного государства:

· один центр властных полномочий;

· единственная система законодательства;

· единая судебная система;

· единая система сборов налогов;

· имеет исключительно административно-территориальное деление (Франция, Италия);

· каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства;

Виды: от степени централизации унитарные государства делятся на:

централизованные (в бюрократическом государстве во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления);

демократические (формы допускают большую степень самостоятельности в выборных органах государственной власти в решении их региональных вопросах);

децентрализованные (центральные органы власти имеют ограниченные права вмешательства в решении местных проблем; местные органы, избираемые населением, обладают значительным объемом автономии).

 

Федеративное государство.

Федерация —разновидность формы государственного устрой­ства, когда властные полномочия разделены между центром и другими частями государства (соединенное, союзное государство).

Признаки:

· территория федерации состоит из территории ее субъектов;

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

· компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией;

· субъекты федерации имеют свои конституционные, высшие законо­дательные, исполнительные и судебные органы;

· высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов феде­рации и палата, населения всей страны).

· две системы суда (федеральный и верховный);

· двуканальная система налогов.

Виды федерации:

· территориальная (США, Мексика, ): а) государ­ственные образования, составляющие данный вид федерации, не явля­ются суверенными образованиями; б) субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях; в) уста­новлен запрет одностороннего выхода из союза; г) управление вооружен­ными силами осуществляется федеральными органами.

· национальная (Индия): а. субъекты – национально-государственного образования; б. субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности; в. гарантированность суверенитета больших и малых наций; г. утверждение права наций на самоопределение.

· жесткие и мягкие (имеют право выхода, Канада, СССР);

· с точки зрения правового статуса субъекта: а. асимметричные (у одних субъектов прав больше, а обязанностей меньше); б. симметричные (равны в правах).

 

Государство и личность.

Правовой статус – это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе прав и обязанностей.

Правовой статус фиксирует, по сути дела, фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

Элементы структуры правового статуса личности:

1.Права и обязанности

2.Законные интересы

3.Правосубъектность

4.Гражданство

5.Юридическая ответственность

6.Правовые принципы

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают собой отношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение и т.д.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и коллектив охотников или игроков в карты. Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. Корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации. Отличительным признаком является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются меры воздействия - исключение из коллектива.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Ответственность за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Соц. нормы м. б. классифицированы по различным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридические.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные, эстетические и правовые нормы.

3. По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

 

Понятие и признаки права.

Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права.

1) Нормативность. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами.

2) Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.

3) Системность. Право –система норм или правил поведения. Это строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения.

4) Связь с гос-вом. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5) Интеллектуально - волевой характер. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждением : заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться мерам.

7) Общеобязательный характер. Н епременность выполнения всеми членами общества.

 

Право и свобода.

Любой индивид наделен определенной степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов - таких же членов общества как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида до определенной степени. В данном случае встает вопрос: как соблюсти баланс интересов всех индивидов общества при оптимальном ограничении степени свободы? Регулятором в данной сфере выступают социальные нормы, значительную долю которых составляют нормы права.

Таким образом, мы видим, что право и свобода категории соотносимые и взаимосвязанные. В этом контексте мы их рассмотрим.

Свобода - способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определенную независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако свобода как свойство личности не бывает абсолютной и всегда носит относительный характер, то есть ограничивается определенными рамками.

С позиции правоведения человек свободен, но в определенных правовых рамках.

Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это всегда ограничение свободы личности.

Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.

Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.

Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем демократичнее и справедливее данное государство. Таким образом, право выражает определенное представление общества о справедливости. Поэтому право - это официальная мера свободы и справедливости.

Право и справедливость.

Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости. Не случайно слова " правильное", " правда", " справедливость" и " право" имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий " jus" (право) и " justitia" (справедливость).
Сущность права состоит в том, что оно - способ (инструмент, форма) установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований. Только этот момент является мерилом (критерием) соответствия писаного (позитивного) права любой страны общей природе и сущности права как такового. Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от " своего" интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: " справедливость, не поддержанная силой, немощна" (Блез Паскаль).
Однако, подчеркнем еще раз, хотя принудительность и является объективным свойством права, не она, а справедливость определяет его сущность. Право, таким образом, опирается на справедливость, а не на силу. На силу опирается произвол.
Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель. Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость - это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба. Это как бы инструмент соблюдения меры между ущербом и выгодой каждой из сторон.
Распределяющая справедливость признает справедливым как равное, так и неравное распределение между различными лицами в зависимости от их вклада в общественное благо.
Дальнейшее развитие идея справедливости получила у юристов Древнего Рима, в том числе и у Цицерона. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: " право есть искусство добра и справедливости"; " в праве нужно в максимальной степени обращать внимание на справедливость"; " предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное". Как отметил один из современных отечественных философов А.И. Новиков, " именно в Риме понятие справедливости было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых формул".
В средние века связи права и справедливости разрабатывались с переходом к широкому изучению римского права, в частности школой глоссаторов. Этим вопросам серьезное внимание уделялось передовыми мыслителями XVII-XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах), в немецкой классической философии (Кант, Гегель), в теории марксизма.
Среди работ современных отечественных правоведов, посвященных данной проблематике, можно указать на монографии Г. В. Мальцева (1977 г.) и А.И.Экимова(1980г.).
В основе справедливости еще с древних времен (Аристотель) лежат идеи сочетания " справедливого равенства" и " справедливого неравенства". Как отмечает проф. Г.В. Мальцев, справедливость представляет собой " диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства", то есть справедливость выражается в равном отношении к равным людям и в неравном отношении к неравным людям. Проф. А. И. Экимов определяет справедливость как " нравственно обоснованный критерий для соизмерения действий субъектов, в соответствии с которым осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий".
Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного бремени.
В то же время право есть и " право неравенства", поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты индивидуальных качеств людей. В определенной мере этот момент компенсируется предоставлением субъектам права свободы в рамках правовых предписаний, путем правоприменительной деятельности, направленной на справедливую индивидуализацию общего правового предписания. Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при разрешении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем.
Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.
Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.

 

Право и государство.

Соотношение государства и права Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует: его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно Приводит лишь к их.взаимному ослаблению. В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т. п. Например, если рабочая, механизменная часть государства состоит из органов и учреждений, в которых работают люди, то центральная часть, ядро права нормы, которые объединяются в правовые институты, отрасли. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право в нормативную систему. Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого соотношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке.

 

57. Функции права. Понятие, система, форма реализации.

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.

ФУНКЦИИ ПРАВА

ОбщесоциальныеСпециально-юридические

экономическая регулятивная (развития)

политическая охранительная

воспитательная

коммуникативная

С помощью понятия " функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

экономическая (право, устанавливая " правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим " посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь