Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические и социальные предпосылки возникновения философии.



Время и место зарождения.

Индивидум воспроизводит все то, что его некая родовая сущность некогда проделала. В отличие от науки философия занимается своим особым мышлением. Индивидуум развивается по законам рода и в соответствии с этим в 8-7 в. до н.э. – философия появляется в Индии; 7-6 в. до н.э –философия появляется в Греции; 5-4 в. до н.э –философия появляется в Китае. Такая последовательность обусловлена временем появления возможности мыслит абстрактно (отвлеченно). Причем представляется, что предфилсофия (совокупность дискурсивных мыслей, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность) была наиболее теоретична в Древней Греции где философии кстати и впервые и обретает свою классическую форму, а философия Востока менее теоретична. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?

Источники философии.

К источникам философии можно отнести: народное творчество в целом (мифы и т.д.); накапливающийся опыт

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)

В основе философии лежит –понятийно–логический язык в отличие от мифов(образный). Философия проявляет себя в литературных произведениях (Гомер)– в начале были древние летописи.

Существуют 4 основных концепции источников философии: Мифогенная; Гносеогенная; .Теологическая..

Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа. (Основные представители концепции: Гегель, Лосев, Коннфорд)

Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения различного рода знаний - космогонии, медицины и т.д. (Представитель концепции: Богданов и др.)

Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дар божьего.

Наиболее адекватной представляется 4 концепция – синтетическая конструктивно учитывающая элементы каждой из трех названных концепций сводящаяся к представлению о том, что философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

Предпосылки возникновения философии

С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимание действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества; формирование полисности

Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Предназначение философии и ее роль в обществе.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Две точки зрения на появление философии:

Материалистическая. (Маркс и Энгельс) вызвана материалистическим пониманием истории: главное- материальные потребности, они руководят человеком во время формирования исторического процесса. Вся человеческая деятельность направлена на поиск пищи. Материальное производство порождает духовное мышление, духовное бытие. Материальное производство главенствует, это база истории – совокупность производственных отношений, сил и юридических отношений. Идеи - не самостоятельная сущность, они производятся обществом. Философия появляется как идеология рабовладельческого общества. Смена отношения к собственности ведет к смене идеологии, изменении философии. Т.е. философия появляется при переходе от одной формации производственных отношений к другой.

Идеалистическая (Гегель В.Ф.): Дух - самостоятельная реалия. Мышление - духовная составляющая человека, оно заложено в человеке изначально. Индивидуальное развитие человека сравнивают с развитием истории. Идеалисты замечают аналогию между развитием одного человека и развитием общества в целом. В человеке нельзя развить того, что в нем не заложено генетически. Человек появляется как существо ощущающее, затем активизируется восприятие, затем воображение, затем рассудок (мышление). Становление рассудочного мышления проходит несколько этапов: 1- умение пользоваться словом, 2-освоение чисел, 3-появл отвлеченных рассудочных понятий, 4-становление разума, способностей, 5-становление отвлеченного философского мышления.

Когда на родовом уровне доминирует воображение - появляется мифология, когда способность отвлеченного мышления - появляется философия. Поэтому Философия появляется независимо и одновременно у разных народов. Но философия появляется только в зрелых этносах. К появлению философии одна причина. Причина – это семя, а условие – почва. Философия появляется, когда на уровне рода вызревает способность отвлеченного разумного мышления. Причины: материальные и наличие свободного времени. Философия – оппозиция религиозной точке зрения, т.е. инакомыслие. Инакомыслие подрывает основы государства, где не было одной религии, философия появлялась, где нетерпимо относились к инакомыслию, философия либо не появлялась, либо быстро исчезала.

Особенности древневосточной философии. Основные направления и представители.

Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.

Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.

Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.

 

Древняя Индия

 

¨ Индуизм

Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями - Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/.

‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер.

Брахман – воплощение объективного мира.

Атман – субъективное начало (Человек).

Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.

Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги.

Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование.

Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ:

o Йога

o Ньяя (логика)

o Вайшешика (космология)

 

¨ Буддизм

Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы (‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.

Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.

Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.

 

В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:

¨ Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)

¨ Две причины страдания: - сансара, движение дхарм

- желание удовлетворить свои чувства

¨ Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания

¨ Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)

 

Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:

1. истинная вера

2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/

3. истинная речь /отказ от лжи/

4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/

5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/

6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/

7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/

8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1122; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь