Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 46. Философские идеи Н.Бердяева и С.Булгакова



НЛ. Бердяев (1874-1948) - философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к " легальному марксизму", а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сборниках " Проблемы идеализма", " Вехи" и др. В Париже основал и редактировал русский религиозно-философский журнал " Путь". Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Мышление его весьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем (" О назначении человека", " О смысле творчества", " О рабстве и свободе человека" и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.

Главная идея Бердяева – свобода. Любую проблему он рассматривает через призму своих представлений о свободе. «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу», - пояснял он.

Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания. У него свобода выступает не как форма действия, а скорее как свобода воли. Он считает невозможным объяснить ее причинно, из отсутствия свободы. В ней можно лишь «изначально пребывать».

От идеализма Бердяев идет к мистике и религии. Он говорит о свободе «первоначальной, безосновной, ни в чем не выразимой бездне, абсолютной, иррациональной, не соизмеримой ни с какими нашими категориями». Он утверждает ее как первоначальный исток, в котором совершается Богорождение и из которого Бог создает мир и человека. Не надо пытаться понять это, предупреждает Бердяев. Первая свобода – нечто существующее до бытия и потому никак не может характеризоваться рациональным понятием. Ее можно принять как факт мистического опыта. Все потенциально заключено в этой безосновной основе бытия, которую Берляев называет Ungrund, заимствуя это представление у немецкого мистика XVI в. Я. Беме.

Особый интерес Бердяева к мистике обнаружился, когда он стал активным сторонником богоискательства и уделил большое внимание его философскому обоснованию. Бердяев полагал, что философия не объясняет, каким образом разум (мышление) может проникнуть в действительность, т.е. во что-то чуждое и инородное, и постигнуть ее, ассимилировать ее в себе. «Это чудо из чудес, величайшая тайна, над которой билась философская мысль с древнейших времен», - добавляет он. Сам мыслитель предполагает, что субъект (разум) и объект (действительность) являются сторонами чего-то единого, существующего до разделения на субъект и объект, и таким единым выступает некая первоначальная духовная стихия бытия, которую он называл мистикой. Стихия мистики и есть то основание единства субъекта и объекта, которое обеспечивает возможность познания.

Кризис европейской культуры, бесперспективность либерализма, боязнь революции вызывали в философской среде интерес к социальным явлениям. Свой путь был здесь и у Бердяева. Осмысливая революцию, он приходит к выводу, что народ не готов к свободе и что свобода – это исключительно достоинство личности.

Свои раздумья Н. Бердяев воплотил в философско-публицистической интерпретации «Легенды о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского. В ней закладываются основы философской свободы Бердяева как учения о человеке в истории. В легенде он видит «глубочайшие пророчества о судьбе человечества». Бердяев выделяет в ней один главный сюжет – о трудности свободы. Свобода, предполагающая выбор, шаг в неизвестность, чреватую опасностью и даже гибелью, не нужна человеку, она тяготит его жизнь. Человек настолько слаб, что готов сменить свободу на спокойное счастье безответственности. Он сам ищет того, кто сделал бы за него выбор, определил бы его судьбу. Великий Инквизитор из легенды Достоевского отбирает у людей свободу, взамен дав спокойную безответственную жизнь. Его подданные счастливы. Но они живут в детском неведении о свободе. Они – рабы, не подозревающие о своем рабстве. Ради их спокойствия Великий Инквизитор обещает сжечь на костре Сына Божьего – носителя истины о свободе. Великий Инквизитор становится для Бердяева символом всеобщей несвободы.

Однако выбор как свобода не может быть детерминирован ничем, что стояло бы вне и над человеком. «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленными передо мной добром и злом, а некое созидание добра и зла. Такая свобода – только моя свобода, и даже Бог не властен над ней». Наметившееся противоречие между требованием абсолютной свободы для личности и религиозным учением о Боге как Абсолюте философ решает «изобретением» Ungrund, добытийсвенной свободы, над которой не властен даже Творец. Эта мысль Бердяева очень важна. Ею снимается проблема оправдания Бога – Творца и Промыслителя перед лицом бед и страданий в созданном им мире. Бердяев ставит вопрос по-иному: жизнь без страданий, та, которую бы устроил Господь, сняв с них ответственность, - это жизнь в послушании, в нечеловеческом существовании. Человек не может именоваться человеком, если он не предоставлен самому себе.

В такой последовательности разворачивается проблематика философии Бердяева, главным содержанием которой были размышления о драме утери человеком своей свободы и о долгом пути ее обретения. «В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла, т.е., в сущности, одна проблема – проблема человека, его назначения, оправдания его творчества».

С.Н. Булгаков (1871 -1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг (сб. " От марксизма к идеализму" ). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему ограничиться " чистой философией" . Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому " чистой философии" быть не может. Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии. В " Свете Невечернем" он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии - Премудрости Божией - как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер - одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего [2].

В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».

Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы, на основе христианского братства. Сильные религиозные, мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями в области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персонал и стекой философии на Западе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь