Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 47 философия русского космизма.Философия общего дела Н.Фёдорова.
космизм - философское явление, зародившееся в XIX веке, все значение которого, однако, стало ясно только в XX столетии. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием. В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с некоторой примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы XIX века ее представлял физик Николай Алексеевич Умов (1846- 1915). Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были углублены и развиты Константином Эдуардовичем Циолковским (1857- 1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его " космической философии", рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. В этом учении многое соприкасается с работами французских ученых Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена, предложивших в 20-е годы XX века термин " ноосфера" для обозначения новой оболочки Земли, возникшей над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству. Вернадский с тщательностью естествоиспытателя и глубиной мыслителя исследовал значение биосферы в формировании вещества Земли, огромные потенции ноосферы, расширяющиеся с развитием науки и общества. Направление русского космизма привлекательно не только верой в безграничные возможности человеческого прогресса. Весьма существенно, что этот прогресс, как правило, не мыслился вне единства всего человечества и его неуклонного нравственного совершенствования. Н. Федоров понимает, что достижение цели «общего дела», воскрешения всех умерших, требует особой организации общественной жизни и особого государственного устройства. Наиболее подходит для реализации целей общего дела, по Н. Федорову, общество, основанное на патриархальных общинных отношениях. Во-первых, потому что в основе их лежат семейные отношения, культивирующие братскую и сыновнюю любовь. Во-вторых, в патриархально-общинных отношениях нет места эгоизму, являющемуся препятствием для целей общего дела. В этом плане он сочувственно относился к идеям социализма как принципа общественного устройства. Но для того, чтобы все люди были нацелены на реализацию общего дела, необходим такой центр власти, который бы направлял и регулировал деятельность людей к общей и единой для всех задаче. В качестве такого центра он видит самодержавие, которое служит не само себе, а делу воспитания «совершеннолетия» – сознательного и самоотверженного служения общему делу, когда люди становятся участниками общего великого дела, «не нуждающиеся ни в надзирателях, ни в гувернерах, ни в карцерах», «не способные к нарушению долга, неспособными и оставить долг без исполнения». Долг самодержца (монарха) – всех сделать подобными себе [2, т. 1, с. 370–371]. Более всего для выполнения этой важнейшей миссии – воскрешения, – готов русский народ, поскольку в его ментальности, основанной на православии, доминирует чувство служения, чувство долга. В связи с этим он противопоставляет родство гражданству. Он сторонник не гражданского общества, поскольку в его основе, по его мнению, лежит эгоизм, обернутый в правовую форму, а патриархально-общинного общества, основанного на семейственности и родстве. Здесь явно проступает у Н. Федорова солидарность с идеями славянофильства. Он утверждает, что именно «славянскому племени принадлежит раскрытие мысли о всеобщем соединении», без которого цели общего дела не достижимы. Но «если человечество соединится для общего блага и приступит к активному воскрешению, то оно избежит конца мира и Страшного суда и непосредственно перейдет в вечную жизнь» 48.Основные направления философской мысли в России начала ХХ-го столетия. +! ниже В отечественной философии XX в. мы обнаруживаем существенное разнообразие тем и подходов. К началу XX в. в российском философском процессе были представлены практически все значительные течения западной философии: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Сторонниками метафизики были В.С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Л. М. Лопатин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и др. Марксизм представлен в трудах Г.В. Плеханова, дополнен кантианством (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.), позитивизмом новой волны - эмпириомонизм, эмпириокритицизм (В.А. Базаров, А.А. Богданов, Н. Валентинов и др.). Российское неокантианство было представлено в творчестве А.И. Введенского, И.И. Лапшина, Г.И. Челпанова, С.И. Гессена, Ф.А. Степуна и др. Видным представителем феноменологии в России был Г.Г. Шпет. Начало столетия оказалось столь плодотворным для творчества отечественных мыслителей, что этом период получил определение " серебряного века русской философии". В качестве примере, приведем основные философские мысли Булгакова, Флоренского и Шестова. С. Н. Булгаков. Смысл мировоззренческой эволюции передает заглавие книги " От марксизма к идеализму" (1903). В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Софиология Булгакова - это онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства. Мир в системе Булгакова не тождествен Богу. Это тварный мир, " вызванный к бытию из ничто". Но при всей своей " вторичности" космос обладает собственной божественностью, которая есть тварная София. Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа (" энтелехия мира" ). П. А. Флоренский предложил свой вариант метафизики - " конкретной метафизики". " Конкретную метафизику" также можно отнести к направлению российской философии всеединства. " Довольно философствовали над религией и о религии, - надо философствовать в религии - окунувшись в ее среду", - писал Флоренский. Необходимо идти путем метафизики исходя из живого, целостного религиозного опыта - опыта церковного и духовного опыта личности. Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Разум человека " раздроблен и расколот", " надтреснут", как следствие грехопадения. Однако жажда " всецелостной и вековечной Истины" остается в природе даже " падшего" человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. Нет никакой онтологической бездны, разделяющей Творца и творение. Л. Шестов. предложил систему ценностей, опирающуюся на экзистенциальный опыт. " Вера есть свобода", " свобода приходит не от знания, а от веры". Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу, Шестов противопоставляет им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) и свободный путь веры. Разбирая и критикуя любые претензии рационализма на универсальность, Шестов " освобождал место вере": только Бог может, не в мысли, а в реальности, " исправить" историю, сделать бывшее не бывшим. То, что абсурдно с точки зрения разума, возможно для Бога. Но вера предполагает выход за пределы всякой философии, даже и экзистенциальной. Для Шестова экзистенциальная вера - это " вера в Абсурд", в то, что невозможное возможно, и, самое главное, в то, что Бог желает этого невозможного.
48. Основные направления философской мысли в России начала ХХ-го столетия.
В отечественной философии XX в. мы обнаруживаем существенное разнообразие тем и подходов. К началу XX в. в российском философском процессе были представлены практически все значительные течения западной философии: от позитивизма и марксизма до кантианства и феноменологии. Сторонниками метафизики были В.С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Л. М. Лопатин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и др. Марксизм представлен в трудах Г.В. Плеханова, дополнен кантианством (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.), позитивизмом новой волны - эмпириомонизм, эмпириокритицизм (В.А. Базаров, А.А. Богданов, Н. Валентинов и др.). Российское неокантианство было представлено в творчестве А.И. Введенского, И.И. Лапшина, Г.И. Челпанова, С.И. Гессена, Ф.А. Степуна и др. Видным представителем феноменологии в России был Г.Г. Шпет. Начало столетия оказалось столь плодотворным для творчества отечественных мыслителей, что этом период получил определение " серебряного века русской философии". В качестве примере, приведем основные философские мысли Булгакова, Флоренского и Шестова.
С. Н. Булгаков. Смысл мировоззренческой эволюции передает заглавие книги " От марксизма к идеализму" (1903). В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Софиология Булгакова - это онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства. Мир в системе Булгакова не тождествен Богу. Это тварный мир, " вызванный к бытию из ничто". Но при всей своей " вторичности" космос обладает собственной божественностью, которая есть тварная София. Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа (" энтелехия мира" ).
П. А. Флоренский предложил свой вариант метафизики - " конкретной метафизики". " Конкретную метафизику" также можно отнести к направлению российской философии всеединства. " Довольно философствовали над религией и о религии, - надо философствовать в религии - окунувшись в ее среду", - писал Флоренский. Необходимо идти путем метафизики исходя из живого, целостного религиозного опыта - опыта церковного и духовного опыта личности. Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Разум человека " раздроблен и расколот", " надтреснут", как следствие грехопадения. Однако жажда " всецелостной и вековечной Истины" остается в природе даже " падшего" человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. Нет никакой онтологической бездны, разделяющей Творца и творение.
Л. Шестов. предложил систему ценностей, опирающуюся на экзистенциальный опыт. " Вера есть свобода", " свобода приходит не от знания, а от веры". Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу, Шестов противопоставляет им исключительно индивидуальный, жизненный (экзистенциальный) и свободный путь веры. Разбирая и критикуя любые претензии рационализма на универсальность, Шестов " освобождал место вере": только Бог может, не в мысли, а в реальности, " исправить" историю, сделать бывшее не бывшим. То, что абсурдно с точки зрения разума, возможно для Бога. Но вера предполагает выход за пределы всякой философии, даже и экзистенциальной. Для Шестова экзистенциальная вера - это " вера в Абсурд", в то, что невозможное возможно, и, самое главное, в то, что Бог желает этого невозможного.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы