Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Позитивизми неопозитивизм в философской неклассике.
Известно, что философия делится на классическую, неклассическую и постнеклассическую. Позитивизм – одна из разновидностей рационализма в неклассической философии ( Огюст Конт, Спенсер). Вообще по поводу позитивизма и всех форм неопозитивизма можно сказать следующее: представители этого направления преследовали правильные цели. Не сумев достигнуть цели, они привлекли внимание ученых к проблемам этики. Конт и Спенсер, например, пытались четко определить предмет исследования философии и связь философского знания с наукой. Исследование Конта по существу подтолкнуло других исследователей к изучению целого ряда философских проблем науки: методология науки, специфика научного познания и т.д. Вывод Конта о том, что предмет философии распочковывается не верен и это видно из структуры философского знания и из тех функций, которые она выполняет. Фактически все звенья структуры философского знания и сейчас разрабатываются по преимуществу философией. Неопозитивизм: эмпириокритицизм (пер. положительный) ( Эрнст Мах, Пуанкаре, Авинариус); идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Эмпириокритицизм – философия, основанная на критическом опыте. Эти ученые поставили целый ряд проблем по связи чувственного и рационального познания, роли математической науки. Философия науки не должна содержать двусмысленностей. Эти люди поставили задачу выстроить строгий язык философии и науки, но они увидели, что нет общей теории языка и они ее создали. Они авторы семантики, семиотики, синтактики, прагматики. Логические и семантические позитивисты подчеркивали, что в языке отражена история, культура и традиция народа. В языке очень много " спящих" смыслов Эмпириокритицизм фактически затронул проблемы методологии математики и роли математических символов в рациональном познании. Пытаясь их обсуждать пришли к субъективному идеализму. Если бы эта философия оставалась личным мнением этих ученых, то ее можно было бы оставить без внимания. Эмпириокритики после выхода работ Ленина больше ничего в философии не публиковали.
Поспозитивизм или методология науки (Кун, Поппер). Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания. Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт (" все ясно, дальше идти некуда" ). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно. В рамках постпозитивизма происходит три великих отказа: от чистого фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной, а главной - выбор теории); от представлений о чисто линейном поступательном развитии науки. Отличия постпозитивизма от неопозитивизма: Неокантианство, его осн. идеи и представители. Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Значительную роль в подготовке Неокантианства сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая " метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в пределах опыта, их источник - наша умственная организация, " вещь в себе" (это нечто, сущность и смысл которого известны только ему самому.) - только " пограничное понятие" нашего мышления. Основателем и главой марбургской школы Неокантианства был Г. Коген. " Исправляя" Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа - математики и математического естествознания. Бытие для Когена - не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время - не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления. Отсюда - тезис об " имманентности" бытия сознанию. Неокантианцы отрывают понятия от отражаемой ими действительности и изображают их как продукты спонтанно развивающейся деятельности мышления. Поэтому неокантианцы утверждают, что предмет познания не дан, а задан, что он не существует независимо от науки, а создается ею как некая логическая конструкция. Основная идея неокантианцев состоит в том, что познание есть логическое построение, или конструирование, предмета, осуществляемое по законам и правилам самого мышления. Мы можем познать только то, что сами же создаем в процессе мышления. С этой точки зрения истина — это не соответствие понятия (или суждения) предмету, а, напротив, соответствие предмета тем идеальным схемам, которые устанавливаются мышлением. Второй - наряду с логикой - основной философской наукой является для марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве. " Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое лицо; государство - высшая форма юридического лица. В когеновской концепции так называемого этического социализма движение к социалистическому идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически неосуществимым Волюнтаризм» Шопенгауэра Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр.Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума какобласти осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя внего бессознательно-иррациональные моменты.Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не посвоему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единойэнергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для негоинтеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллектутомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о миречеловеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на«посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональныймомент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только однакосмически громадная воля, которая проявляется во всем течении событийВселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленнойфлуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущаяпаутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизмпровозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личностинеискоренимым страданием.Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких иоригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональныхсоставляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подвергкритике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласнокоторому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляетсяс ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждениячеловека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они взначительной степени определяют направленность и характер реализациидействия, и его результат. Однако Шопенгауэр превра-1ил волю в совсемсвободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, превратив ее из составляющейдуха в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю какнечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущемусвойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философиимыслителя. 25. Философия Ницше. Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедникиндивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальникнаправления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принциптелесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же естьлишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, впервую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизируетмир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление —метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждыйчеловек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальныхособенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условияхего стадного бытия.Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого вниманиямыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнутысубъективизмом и агностицизмом.Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: онпротивопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства исправедливости как разлагающие цельность человеческой природы.По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формычеловеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых онапроявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей властиили, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самыхсильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлениючужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в немзакономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше какфилософа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степеньавтоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостныйпоток бытия.Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступковчеловека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю«ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления инапряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как кдереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфическую волюк аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится к максимуму чувства власти. 26. Философия «творческой эволюции» Бергсона.Творческая эволюция — одна из основополагающих работ Анри Бергсона, впервые опубликованная в 1907. Книга претендует на звание трактата по философии эволюции.Бергсон полагает, что эволюция - это величайшее открытие человеческой мысли (связываемое с именами Спенсера, Дарвина и Ламарка). Она дает ключ к пониманию того, что тканью самой реальности является длительность(фр. Duration). Сама материя, утверждает Бергсон, " скорее течение, чем вещь". Восприятие реальности в её дискретной форме - это главное заблуждение интеллекта. Этой аналитической способности понимания Бергсон противопоставляет синтетические инстинкт и интуицию (" бескорыстный инстинкт" ). Однако он не принижает интеллект, который позволяет жизни превратить материю в свое орудие, поскольку интеллект - это также " способность фабриковать искусственные предметы" и продукт самой эволюции. Двигателем самой эволюции Бергсон считает жизненный порыв (фр. É lan vital) - некоторый заряд энергии, позволяющий переходить от простых форм организации материи к сложным. Сущностью эволюции является развитие по расходящимся линиям... В недрах жизни скрыта внутренняя диалектика, обеспечивающая ее непрерывность. В-третьих, жизнь есть то, суть чего не ухватывает ни одно из существующих направлений биологии, до чего вообще не может добраться наука. Ибо биология пытается сформулировать общие законы, тогда как жизнь нельзя уложить в рамки общих закономерностей. В лучшем случае можно " уловить направления, получаемые видами от жизни". Исправляя традиционную эволюционистскую философию, Бергсон разрабатывает концепцию творческой эволюции. Каждыймомент жизни и каждая ее ступень суть творчество. Живые системы неповторимы и необратимы, а потому познание, " разлагающее" жизнь по законам мертвых тел, неизбежно искажает самоесущность жизни.Длительность есть сама ткань реальностиНе существует вещей: есть только действияЭволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество 27. Психоанализ и философия неофрейдизма (Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни, Фромм)Неофрейди́ зм — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру психики человека, разделив ее на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ид («оно»). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Также Фрейд ввел такое понятие, как либидо (бессознательное стремление к наслаждению) и сублимация (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности). Он говорил о конфликте бессознательного либидо с «принципом реальности», к которому приспосабливается сознание. То есть Фрейд уделял большое внимание сексуальной природе человека. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толкованиивнутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции(иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждомуиндивиду и т.д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести наисследование межличностных отношений. причиной нервозов становится невозможностьдля индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, " великие люди", отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьераНаполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост. Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы