Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Славянофилы, западники и порчвенники
Направлением в русской философии явилось славянофильство, представителями которого были Хомяков и Киреевский и др. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог её всечеловеческого призвания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, её прошлым и будущем). Славянофилы, представляли свою западную как плод человеческого злодейства. Они развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре и о её «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем сосредоточии духа» (Киреевский). Достижение целостности чел-ка усматривали в идее общины, духовной основой которой яв-ся русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хом., - «волящий разум», или Бог. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.К западникам относятся выдающееся мыслители —Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Герцен. Западники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский. Черн. уделял большое внимание антропологической философии, дополняя её социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: д/человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Ч.проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне рождающую споры. Герцен увлекался западноевропейскими философскими концепциями, выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования — освобождение крестьян с землёй, отмечал, что природа и чел-ская история вечно и непрерывно изменяются. Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герцена, - это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы чел-го ума. Г. уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества; он критиковал как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии. Относительно России он считал, что д/нее наиболее приемлем крестьянский социализм, т.к. русская деревенская община содержит его зачатки. Он пришел к выводу о возможности д/России иного, отличного от западноевропейского пути развития, рассматривая общину как основу д/такого развития, видя в мирской сходке эмбрион, из которого должна произойти самая широкая общественность. Он возвел фундамент д/позднейшего русского народничества.Почвенничество —течение рус-й общ-ой мысли 60х гг. 19 века. Представители-Григорьев, братья Достоевские, Страхов.Почвенники претендовали на создание органического мировосприятия, выдвигая на первый план значение худ-го тво-ва в познании явлений жизни и преумешая роль науки, придерживались идеи о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России, констатируя при этом разрыв образованной части русс. об-ва с народной «почвой» и доказывая необходимость его преодоления на основе духовного единения сословий как единственно возможного способа сохранения самобытности страны и особого пути ее развития; пытались обосновать мысль об особой миссии рус. народа, призванного, по их мнению, спасти чел-во. Они критически относились к революц-м демократам, западникам и славянофилам за их стремление идти к жизни, ее явлениям с позиции искусственно созданной теории. «Не учить жизнь жить по-нашему, а учится у жизни на ее органических явлениях—должны мы, мыслители», - писал Григорьев. Историософская концепция П. Строилась на противопоставлении Востока и Запада как чуждых друг другу цивилизаций, каждая из кот-х развивается из имманентных и в корне противоположных один др. принципов. В основе этой концепции лежала идея «культурно-исторических типов», разрабатываемая Григорьевым и получившее свое «классическое» завершение в философской истории Н.Я.Данилевского.
31. Русская религиозная философия XIX (Соловьев, Бердяев) В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытиеи познание неразделимы и опираются на единую основу.Идея всеединства является центральной в философии В. Соловьева, поэтому всюего систему часто называют философией всеединства.В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных иматериальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического ирелигиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.Создавая новую синтетическую философию, Соловьев обратился к анализупредшествующей философской.Философия, по мнению Соловьева, возникает в период напряженного кризиса, когда религиозная социальная роль не разрывает человеческое общество, сознание. Идея всеединства есть та цементирующая основа, которая предаетцелостность всей философии, несмотря на ее бесконечную вариативность иразнообразие.Его философия начинается с понятия не бытия, а сущего. Абсолютном сущем, помысли Соловьева, содержаться два центра – абсолютное начало, как таковое, ипервоматерия. Для первоматерии, выражающей начало многообразия, вводитсяпонятие София (мудрость). В Философии Соловьева человек “совечен” Богу, онговорит о человеке как идее бытия, которая заложена в самой основе мира вцелом. Софийный идеальный человек принадлежит вечности, а она ему, поэтому онедино с Богом.Принципы онтологии, которые лежат в основе философской концепции ВладимираСоловьева неразрывно вязаны с его гносеологическим учением. В своей основеединство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на платоновской идееединства истины, добра и красоты. На основе этой идеи Соловье разрабатываетконцепцию целостного знания, которое предполагает постепенный синтез религии, философии, науки.Познание у Соловьева связано с этикой, с эстетическими чувствами, но, главнымобразом, с реальным “собирательным творчеством”. В реальном творчествепреобразуются общество, земная природа, универсум. Средством для решения этихколоссальных проблем Соловьев предлагает единение свободно-нравственногочеловечества, развивающегося благодаря нравственному совершенствованию каждойличности и всего общества.Философия Бердяева впитала в себя множество разнообразных источников. РаннийБердяев пытался сочетать гуманизм Маркса с антропологическим социализмомМихайловского и метафизикой неокантианства. Зрелые философские воззренияБердяева представляют собой одну из первых в Европе разновидностейхристианского экзистенциализма. Согласно экзистенциализму, задача философии -заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия(существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в своюсудьбу, и он живет в чуждом ему мире: его бытие со всех сторон окруженотаинственными знаками, символами. Страх важнейшее понятие философииэкзистенциализма.Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая каквыбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает.“Чувство вины за все совершающееся вокруг него - чувство свободного человека”(Бердяев).Экзистенциализм различают религиозный и атеистический. Именно к религиозному- и относится Бердяев. Философия Бердяева антропоцентрична - проблемадуховности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были вцентре его философских размышлений. По Бердяеву “личность вообще первичнеебытия”, бытие - воплощение причинности, необходимости, пассивности, духовноеначало свободное, активное, творческое. Понятие объективного мира Бердяевзаменяет термином “объективированный мир”, интерпретируя его как“объективацию реальности”, порожденную субъективным духом. Частично признаваясоциальную обособленность бытия личности, он вместе с тем считает главным вчеловеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением.Личность, по Бердяеву прежде всего категория религиозного сознания, и поэтомупроявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может бытьпонято лишь в ее отношении к богу.Бердяев рассматривая три типа времени (космическое, историческое иэкзистенциальное или мета историческое), он главным образом озабоченпредсказанием того, как “мета история входит в историю”, обоснованиемприближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в егопоследних работах. Бердяев считал, что философия хочет не только познаниямира но и улучшения его. Мораль и нравственность Бердяев строит нахристианских заповедях |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы