Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Личность и общество. Идеи свободы личности в ходе общественного развития



Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.

 

Природа и общество.

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условийсуществования человека и человеческого общества Человек, а следовательно ичеловеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми узами.Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на сменупервобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ междучеловеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже втом, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большейстепени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется вразвитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняетсебе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимостина горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах. Дажеесли к примеру выключить электричество в городе(которое появилось вчеловеческом обществе нет так давно), то не известно сколько человеческихсмертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития отношений междуприродой и обществом относился к природе главным образом как кладовке нужныхматериалов и материальных благ. Но остро вопрос о регенерации природы встал внашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.
48. Общество как развивающаяся система. Термин " общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собойисторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - этоопределенный этап развития человеческой истории. Общество понимается какпродукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностибольших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.В своем первоначальном значении термин " общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-назвал человека " политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединитьсяв общество. Однако в " современном понимании термины " общность" и " общество" не тождественны. Общность определяется как форма совместного бытия иливзаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; вкачестве таковых, выделяются семья и народ. Не всякая " общность людейявляется обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаясяобщность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философскийсмысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидовв единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский взгляд на обществонеотделим от философских проблем личности человека- Для понимания феноменаобщества необходимо уяснить противоречия человека как " социального атома" иразобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единоецелое, в общественный организм. В принципе выделяются три основных подхода кобъяснению этих связей и закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественноепродолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге -Космоса.Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иныхидей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть суммаиндивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в “естественномсостоянии " человек человеку - волк", люди, следуя гражданским Законам, идеямсвободы и равенства, могут обеспечить свое существование.

49. Материальная сфера общества. Способ производства (экономика).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь