Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос №1. Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет и функции философии.



Вопрос №1. Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет и функции философии.

Философия, как духовное образование, является мировоззрением.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, представлений человека о мире, многообразии явлений этого мира, их месте и взаимодействии, о месте человека, его предназначении в этом мире, нормах поведения, отношениях с другими людьми и с обществом в целом.

Структура мировоззрения – знания, идеалы, убеждения, духовные ценности, идеи, принципы.

Основа мировоззрения – обыденное сознание. Это стихийно сложившаяся в повседневном опыте человека, исторически накопленная совокупность жизненно-практических знаний о закономерностях природы и общества и соответствующих им ценностей. Это базовый уровень мировоззрения, который есть у каждого человека.

Существует несколько критериев, по которым можно выделить различные типы мировоззрения:

I. По преобладающему способу познания мира:

· Эмоционально-образное (мифология, религия, искусство)

· Рациональное (философия, естественные науки, социополитика)

II. По историческому развитию:

· Мифология – совокупность знаний о мире, основанием которых служат произведения народной фантазии, наивно объясняющие факты реального мира;

· Религия – чувственно-образная форма сознания и выражения обстоятельства, что в многообразии жизненных связей человека с миром неизбежно есть такие связи и отношения, которые не поддаются контролю;

· Философия – особый тип познания, в рамках которого формулируются и обсуждаются кардинальные проблемы бытия

Философское мировоззрение – универсально-синтетическое мировоззрение, охватывающее и природную и социальную реальность. Философия является теоретическим ядром мировоззрения.

Предмет философии – это:

А) Фундаментальные основы бытия (предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания);

Б) Мир в аспекте его целостности и всеобщности.

Все функции философии можно условно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические.

I. Мировоззренческие функции:

А) Гуманистическая – формулируются и обосновываются высокие социальные и нравственные ценности, к которым должно стремиться человечество;

Б) Конструктивно-ценностная – разработка представлений о ценностях (добро, правда, красота) и формирование представлений об общественном идеале;

В) Интерпретация – оценка социальной действительности с точки зрения тех или иных идеалов;

Г) Критическая – выражает важную черту философии: философия критична по существу;

Д) Воспитательная – формирование у человека качеств культурной личности;

Е) Информационная – философия, как система сбора, анализа и обработки информации с целью получения нового знания;

II. Методологические функции:

А) Эвристическая – опережение естественнонаучных представлений своего времени, способствование их развитию. Поиск новых идей, идеалов, норм;

Б) Координирующая – координирование методов в процессе научного исследования;

В) Интегрирующая – установление связей между группами общенаучных и частнонаучных методов, и между различными дисциплинами;

Г) Логико-гносеологическая – разработка философского метода, его принципов, обоснование понятийного аппарата и теоретических структур конкретных наук.


 

Вопрос №2. Философия Античности эпохи становления.

Свое начало античная философия берет из Ионии. Творцы Ионической философии находились в поиске общего начала всех явлений и процессов – субстанции. Основная проблема – космологическая. Ионийская философия рациональна, а ее философы –монисты, считающие, что первоначало всегда одно. Учениям ионистов присуща стихийная диалектика.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит).

Фалес – один из семи легендарных древнегреческих мудрецов. Философские воззрения Фалеса могут быть охарактеризованы, как натурфилософские. Его вывод – началом всего является вода. Знаменитое высказывание: «Что трудно? – Познать самого себя».

Анаксимандр – расширил понятия «начало всего» до понятия «архэ». Термин первоначала – айперон, т.е. нечто безграничное, бесконечное. Неотождествляем ни с одной из четырех стихий, но материален и вещественен.

Анаксимен – в качестве первоначала выбирает воздух. Все возникает из воздуха, это «источник возникновения всего, что существовало, существует и будет существовать.

Гераклит Эфесский – часто сокрушался из-за несовершенства человека. Основоположник диалектики – учения о постоянно и принципиальной изменчивости мира. Ввел учение о логосе (слово). Логос – огонь ума. Огонь есть во всех вещах, он и есть первоначало, с точки зрения Гераклита. Знаменитое высказывание: «Все движется и ничего не остается на месте».

Италийская философия (Пифагор).

Пифагор – первым употребил слово «философ». В учении Пифагора чувствуется влияние орфиков с их учением о метемпсихозе (переселение душ). Приобщение к истине пифагорейцы начинали с математики, т.к. она «занимает середину между физическим и духовным». Пифагор считал, что основой всего служат числа. Предметы изменчивы, но основа бытия должна быть неизменной, и это число. Подтверждения этому находились:

· В музыке (даже небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят музыку сфер);

· В числовых соотношениях геометрических фигур (знаменитая теорема Пифагора);

· В учении о шарообразности Земли (сфера – наиболее совершенное из геометрических тел.

Мир чисел Пифагора привел к убежденности в неистинности мира, постигаемого с помощью чувств.

Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор)

Ксенофан – впервые высказал мысль о том, что боги – творение человека (созданы по его образу и подобию). Но при этом он не был атеистом. Бог Ксенофана – это чистый ум, тождественный космосу (пантеизм).

Парменид – отвергает всякое изменение, ибо оно логически невозможно. Трактовка бытия и небытия: бытие – есть, небытия – нет. Проводит четкое различие между истиной разума и мнением, опирающимся на чувственное познание. То, что неизменно, доступно лишь мышлению. Отсюда мышление и бытие – это одно и то же.

Эмпедокл – в философских воззрениях ближе к ионистам, рассматривает все четыре стихии в качестве первоначала. Признавал две космические силы – Любовь и Ненависть. Изменения в мире – это результат их борьбы. Две силы чередуются, и одна доминирует над другой в определенный промежуток времени, названный судьбой.

Анаксагор – считал, что первоначалом бытия являются геомерии (семена вещей), носители качеств.


 

Вопрос №4. Философия эпохи эллинизма (Эпикур и его школа, стоики, скептики. Неоплатонизм). Становление и развитие правовых идей в эллинистическо-римской философии.

Характерные черты эллинизма:

· Анализ этических проблем тесно связан с учениями о природе (особенно в эпикуреизме у стоиков);

· Формируется скептицизм, где сомнение становится универсальным философским принципом;

· Развивается мистицизм, ведущий к религиозно-философскому синкретизму и появлению христианской философии.

Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).

Два вида скептицизма:

· Сомнения в чувственных восприятиях (они обманывают, так как противоречивы).

Пиррон: текучесть и качественная неустойчивость вещей ведут к нечеткой их различимости в восприятии, невозможности судить о них в категориях истины и лжи.

· Сомнения в дедуктивных построениях, в исходных аксиомах.

Пиррон: возможность найти исходные принципы отрицается. Никто не знает и никогда не может знать достоверно данное суждение или нет, поскольку нет достоверных аксиом, а без них невозможно дедуктивное мышление. «Доказательство всегда нуждается в критерии, но правильного критерия быть не может без того, чтобы заранее быть уверенным, что он снабжен доказательством». Отсюда – моральный и логический скептицизм: никогда не может быть рационального основания, чтобы предпочитать определенный порядок действий другому.

Вопрос №5. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика, ее своеобразие. Философские взгляды Фомы Аквинского. Основные философско-правовые идеи Средневековья.

Первичной особенностью средневековой философии является развитие христианского образа мышления. Учение христианской теологии о Боге определяется следующими принципами:

· Христианство наследует идею единого бога;

· Христианство выражено предельно личностным пониманием Бога, что выражено в двух догмах христианства: триединство (Троица) и боговоплощение (Иисус Христос)

Философские предпосылки христианства можно увидеть в учениях киников (презрение к материальным благам и пропагандой аскетического образа жизни), в учении стоиков и логосе, как воплощении Божественного слова.

Патристика – совокупность учений отцов христианской церкви, богословов, внесших значительный вклад в развитие и разъяснение христианского учения. Важнейшие проблемы – философско-теологические споры: о Троице, христологическая проблема, соотношение свободы и благодати, веры и разума.

Задача ранней патристики – защита христианского учения от языческой критики.

Вершина патристики – творчество Августина Блаженного. Систематизировал христианское мировоззрение, выделил основные принципы средневекового мышления:

А) Принцип теоцентризма – Бог как источник бытия;

Б) Креационизм – мир сотворен Богом из ничего;

В) Провиденциализм – всеми процессами в мире управляет Бог;

Г) Персонализм – личность как мир, открытый только перед Богом. Человек несет ответственность за свои поступки перед Богом;

Д) Символизм – суть познания состоит в познании смысла, скрытого в священном писании, божественного откровения.

Схоластика – это особая форма религиозной философии, основанная на уверенности в возможности рационального постижения веры. Важнейший вопрос схоластики – проблема универсалий (общих понятий). Выражалась в следующих идеях:

А) Существуют ли роды и виды вещей самостоятельно или же только в мышлении?

Б) Если они существуют самостоятельно, то это тела, или же бестелесные вещи?

В) Обладают ли отдельным бытием или же существуют в вещах?

Согласно формулировке Фомы Аквинского универсалии могут иметь троякое существование:

А) Ant rem (до вещи, т.е. в божественном интеллекте)

Б) In rem (в вещи)

В) Post rem (после вещи, в человеческом уме).

В соответствии с этим сформировались три основных подхода к решению этой проблемы:

А) Реализм – самостоятельное существование универсалий возможно; (Фома Аквинский)

Б) Концептуализм – универсалии имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто общее в самих вещах; (Дунс Скотт)

В) Номинализм – универсалии возникают в процессе познания и не могут существовать вне человеческого ума. (У. Оккам)


Учения Николая Кузанского.

О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога можно лишь на путях апофатического (т.е. отрицательного) богословия. Поэтому чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы Его не можем познать. Утверждать, что он знает Бога, может лишь полный невежда, а истинный мудрец и богослов, познавая Бога, все больше убеждается в своем собственном незнании. Поэтому истину (а Бог есть Истина) познать мы не можем. Чем больше мы познаем ее, тем больше убеждаемся в собственном незнании — именно в этом состоит основная мысль трактата. Этой идеей трактат начинается, ею же он и заканчивается.

В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Но если максимум таков, то он не может быть меньше сам себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, — следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число — это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть. Существование этого высшего единого максимума провозглашается Николаем Кузанским как высшая истина.

Этот максимум и есть Бог. Исследуя максимум, Кузанский обнаруживает, что максимум включает в себя также и равенство с самим собой и связь с самим собой. Именно таков смысл христианской Троицы. Кузанский даже дерзает утверждать, что слова «Единство», «Равенство» и «Связь» лучше показывают природу Бога, чем слова «Бог Отец», «Бог Сын» и «Бог Дух Святой». Правда, в скобках он добавляет, что было бы лучше, если бы богодухновенные авторы включили эту мысль в Священное Писание.

Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Аналогии с чувственными предметами не могут быть надежными, поскольку само чувственное достаточно шатко. Самыми надежными и несомненными являются сущности более абстрактные но абстрактные аналогии не должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические предметы, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через математические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство, Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть бесконечный абсолютный треугольник. Бесконечный треугольник — это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности,. Кроме того, Бог есть и бесконечная прямая линия, бесконечная окружность, и все это, собственно говоря, совпадает, ибо окружность, стремясь к бесконечности, становится все менее и менее кривой. Кривизна ее приближается к нулю, и бесконечная окружность совпадает с прямой.

Поскольку окружность бесконечна, центр ее не может находиться в одном месте. Центр такой окружности находится везде, а граница — нигде. Поскольку Бог есть бесконечная окружность, центр которой везде, то Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует весь целиком.
Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя. Но кроме абсолютного максимума есть относительный максимум — это мир. Будучи бесконечным, Бог бесконечно содержится в каждой конкретной вещи, поэтому и мир является бесконечным. Мир, как и Бог, есть окружность, центр которой везде, а граница нигде.

Николай Кузанский отвергает распространенную в то время аристотелевско-птолемеевскую картину мира замкнутой вселенной, на границе которой находится сфера неподвижных звезд, и утверждает, что вселенная имеет равномерную структуру. Земля не имеет никакого преимущественного места в этом мире; Земля есть такая же точка во вселенной, как и все другие ее точки.

Человек есть часть сотворенного Богом мира, причем часть наиболее совершенная, потому что человек включает в себя не только материальную, телесную природу, но и духовную, умственную. Поэтому человек действительно целиком включает в себя все; человек, по выражению античных мыслителей, есть микрокосм. Однако нельзя сказать, что каждый человек есть микрокосм. Говоря это, мы говорим лишь о сущности человека. Человек есть существо, пораженное грехом. Лишь один Человек включал в Себя весь мир — Иисус Христос. Воплотившись, приняв в Себя весь мир духовно и материально, став совершенным Человеком, Бог показал людям путь не только к спасению, но и к совершенствованию, к человеческой сущности. Поэтому каждый человек, по выражению Кузанского, есть Бог, но не абсолютно.

Учения Джордано Бруно.

Джордано Бруно возражает против аристотелевского разделения материи и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Материя и форма существуют всегда вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог.
Материя развертывается самостоятельно (повторение термина Николая Кузанского о развертывании мира из единого). Материя имеет сама в себе способность к образованию форм и потому не мыслится вне формы. Именно так — как способность материи к самоформированию — и понимает Бруно душу мира, плотиновскую третью ипостась бытия. Душа — это всеобщая форма мира. Она есть и внутри материи как форма, присущая материи, и некоторое начало, объединяющее материю. Поэтому весь мир одушевлен, весь мир сам несет в себе жизненное начало.
Во вселенной, которая, как и Бог, является бесконечной, нет никакого центра. Ни землю, ни человека мы таковым считать не можем. Во вселенной все однородно, любая точка может быть одновременно названа и центром, и окружностью (и здесь очевидно влияние Николая Кузанского). Земля не находится в центре мира, а является одной из планет, которых в мире бесконечное множество. Здесь на основании агрументов, почерпнутых у Кузанского, Бруно одновременно критикует и концепцию Коперника, который остановился на изменении геоцентрической системы на гелиоцентрическую, оставив тем не менее сферу неподвижных звезд. Джордано возражает против этого и вслед за Николаем Кузанским утверждает, что мир бесконечен. Звезды — это такие же солнца, они тоже могут иметь вокруг себя планеты, на которых тоже может быть жизнь.

Таким образом, вместо плотиновской эманации и развертывания Николая Кузанского Бруно отождествляет Бога и природу. Бог не находится вне вещей, а содержится в самих вещах; Он есть внутреннее начало мира, а не находится над миром.

В теории познания Бруно следует за мыслью Николая Кузанского и повторяет ту же самую иерархию способностей человека: ощущения, обобщение, рассудок, интеллект, ум. Каждый раз человек, начиная свои познания от чувственных вещей, обобщает чувства, абстрагируется от них, делает обобщение, а затем производит рассудочный анализ, восходя от них к некоторым определениям, а затем от определений восходит еще выше — к мистическому созерцанию всего во всех противоположностях. Превосходя ограниченность дискурсивного мышления, ум созерцает Бога, объединяющего в Себе все противоположности.

Однако познание человеком Бога не самоцель. Бруно расходится с Плотином, утверждая, что знания имеют, кроме спасения человеческой души, еще и практическую цель: познавая мир, человек может создавать некую практическую магию (по терминологии Бруно) и таким образом управлять природными явлениями и совершенствовать человеческую жизнь.

Бруно отрицает личное бессмертие. Душа после смерти соединяется с Единым, поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека — постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Именно в труде, в господстве над миром и состоит назначение человека. Вместо религии откровения Бруно настаивает на том, что должна быть религия разума.

Вопрос №7. Философия XII–XVIII вв., ее особенности, связь с развитием науки. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Фр. Бэкон, Р. Декарт). Правовая мысль в философии Нового времени.

Философия в регионах, где практиковалось христианство, развивалась медленно, в связи с тем, что была подчинена определённой доктрине. Первоначальный период христианской философии (до IV века) характеризуется попытками рационально обосновать христианство, придать ему дополнительный вес. Этот период философии называется «патристикой», а его наиболее яркой фигурой считается Блаженный Августин, который провёл интеграцию неоплатонизма и христианства, устранив из неоплатонизма всё, что противоречило Библии. Более поздний период христианской философии называется «схоластикой», которая характеризуется формированием философских школ при церковных организациях, которые выполняли различные поручения церкви. Самым известным философом этого периода является Фома Аквинский, который, выполняя такое поручение, объединил христианство с аристотелизмом. Философия Фомы Аквинского по сей день является «официальной» философией Католической церкви, преподаваемой в её колледжах и семинариях. Основой философии Возрождения явился гуманизм — уходящая корнями в итальянский проторенессанс концепция, ставящая человека в центр философской системы «мир-человек». Гуманисты, которые не были «профессиональными философами», получающими учёные степени в европейских католических университетах, полагали, что философия не может обслуживать только божественное, а должна интересоваться делами земными, прежде всего человеком. Вместе с этим гуманисты не столько создавали собственную философию, сколько предлагали вернуться к неоплатонизму и к другим античным философским течениям. В числе первых известных философов-гуманистов были Николай Кузанский и Мишель Монтень.

Поначалу гуманисты выступали именно против схоластики, а не против церкви, однако эволюция философской мысли Возрождения в Европе быстро приходила в противоречие с христианским догматом. Стремительное развитие эстетики, натурфилософии и науки, связанное, в частности, с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Николая Коперника, в сочетании с характерным для этой эпохи безнравственным поведением римских пап девальвировало авторитет католической церкви у большой прослойки интеллектуалов. Оставаясь верующими христианами, многие интеллектуалы засомневались в авторитете Ватикана — во многих уголках Европы начиналась Реформация. Философы Возрождения перестали доверять официальной церковной философии и стали искать другие источники знания, обратившись в первую очередь к забытым философам античности. Начиная с XVII века происходит стремительное развитие философии, и мир обогащает множество новых философских концепций и подходов. Священные тексты как основной источник знания отодвинуты в сторону, и философы вновь возвращаются к базовым философским вопросам, поднятым в древности. В Европе, начиная с эпохи Возрождения, переведены и систематизированы все сохранившиеся работы античных философов, и, опираясь на античную философию, философская мысль движется дальше. Параллельно начинаются революционные преобразования в натурфилософии, которые позже станут называться «революцией в науке». Фрэнсис Бэкон чётко формулирует идею эксперимента как источника знания, а Галилео Галилей закладывает основу методологии, которая станет фундаментом для всей науки, — методологии научного метода.

Френсис Бекон (1561 - 1626 гг.) разработал доктрину философии, основанную на опытном знании, и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

ФБ считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи. Основные произведения: " Новый органон наук" (старый " Органон" был написан Аристотелем), " Новая Атлантида".

Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент, а также определенная методика их анализа и обобщения. Научное знание, по Бекону, проистекает из целенаправленно организованного опыта.

ФБ выделяет 2 типа опытов:

1. Плодоносные (приносят непосредственную пользу человеку),

2. Светоносные (приводят к новому знанию).

Учение о индукции - научно-теоретическом обобщении знаний.

Индукция должна производить в опыте разделение и отбор путем необходимых исключений и формулировать выводы. Индукция - логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция - наоборот - от общих положений к частному. Пример индукции: три обезьяны белые - следовательно, все обезьяны белые. Пример дедукции: обезьяны разноцветные - следовательно, есть обезьяны белые, черные, красные и др.

Средства индукции, по Бекону, предназначаются для выявления " форм и простых свойств" или " природ", на которые разлагаются все физические тела. Нужно исследовать не золото, воздух, воду, а их плотность, тяжесть, температуру. Индукция должна следовать строго определенным правилам, по алгоритму. Бекон недооценил роль гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода в науке. Так как опыт, которому не предшествует какая-либо теоретическая идея - не существует.

Истина по ФБ - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности.

Истину искажают " идолы" (ложные представления, предрассудки):

1. Идолы " рода" - обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно (т.е. органы чувств),

2. Идолы " пещеры" - у каждого человека есть своя " пещера", которые и вводят его в заблуждение (индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека). Человек может неадекватно воспринимать объективную действительность. Исправить это может коллективный опыт,
3. Идолы " площади" - неправильное употребление слов (особенно на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений,
4. Идолы " театра" - многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.

Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода. Учение Бэкона о " идолах" - попытка очистить сознание исследователя от схоластики и способствовать распространению знаний.

Рене Декарт (1596 - 1650 гг.) - французский философ, математик, физик, физиолог. Родоначальник рационализма - рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. " Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания".

Знаменитое высказывание Рене Декарта " Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

В своем основном труде - " Рассуждения о методе" он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму.

Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. " Истинное знание свой источник находит в разуме". Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

Каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии мира в целом.


Вопрос №32.Соотношение природного и социального в человеке.

Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу соц-ного. Будучи частью природы, особым биологическим видом, человек характеризуется биологической обусловленностью многих признаков своего вида, — напр., ср. продолжительностью жизни, одаренностью в тех или иных видах деят-ти, принадлежностью к опр. расе и другими. Вместе с тем исследования ученых показывают, что у человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеят-ти (как это имеет место у животных). Это дает возможность выступать как «открытое миру» сущ-во, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях. Преим-во человека - его жизнедеят-ть находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредств. физиологических потребностей, но и для др. людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются». Таким образом, человек представляет собой сложную биосоц. структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеят-ти — от физиологической до соц.

В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовном, в культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет. Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного.

 

 


 

Вопрос №44. Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.

Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности

Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики: всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга ).

Диалектика Формы и Содержания.

1. Форма и Содержание взаимосвязаны. Но они не одинаковы: Форма определяется содержанием, но раз возникнув, форма приобретает относительную независимость. Одно и то же содержание может быть в разных формах, одна и та же форма имеет разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм.

2. Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему.

3. Содержание - изменчиво, форма – устойчива.

4. Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает (отрицает) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание. Развитие обеспечивается отрицанием форм.

 


Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).

Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

· Основная функция - человекотворческая (гуманистическая). Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли " отцы и деды", следовательно, происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно, культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.

· Информационная функция

· Знаково-символическая (семиотическая) функция

· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

 

· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

· Интегрирующая и дезинтегративная функции.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь