Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).



Два вида скептицизма:

· Сомнения в чувственных восприятиях (они обманывают, так как противоречивы).

Пиррон: текучесть и качественная неустойчивость вещей ведут к нечеткой их различимости в восприятии, невозможности судить о них в категориях истины и лжи.

· Сомнения в дедуктивных построениях, в исходных аксиомах.

Пиррон: возможность найти исходные принципы отрицается. Никто не знает и никогда не может знать достоверно данное суждение или нет, поскольку нет достоверных аксиом, а без них невозможно дедуктивное мышление. «Доказательство всегда нуждается в критерии, но правильного критерия быть не может без того, чтобы заранее быть уверенным, что он снабжен доказательством». Отсюда – моральный и логический скептицизм: никогда не может быть рационального основания, чтобы предпочитать определенный порядок действий другому.

Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар).

Эпикур – атомист и материалист. В теории познания ценил науку, которая избавляет от суеверий. Любое научное знание – благо. Признавал ведущую роль чувств в процессе познания. Моральная максима Эпикура – смысл жизни в наслаждении и счастье. Под счастьем он понимает душевный покой. Под наслаждением – отсутствие страдания. Под добродетелью – умеренность. Под плодом ограничения желаний – свободу. Эпикур ставит следующую задачу перед философией: освободить людей от страха и неопределенности. Два величайших источника страха – боязнь смерти и страх наказания свыше.

Стоицизм (Зенон, Хрисипп, Марк Аврелий, Сенека). Главный авторитет стоиков – Сократ.

Заповеди стоицизма:

· Добродетель – воля, которая находится в согласии с природой, единственное благо.

· Добродетель – цель сама по себе

· Все страсти безоговорочно осуждаются. Идеал поведения – безразличие.

Тема судьбы – ведущая. Призывается безропотно принимать удары судьбы. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося – тащит».

Неоплатонизм – непосредственный предшественник христианской философии. Его основатель – Плотин доводит до предела платоновское противопоставление телесного, чувственного мира и мира сверхчувственного. Формируется учение о Едином, как источнике всего, который отождествляется с Богом, а также учение о мире, как стадии божественного излучения. Эти стадии – Ум (бытие), Мировая Душа и материя, как низшая ступень (чередуются возникновение и гибель).


Вопрос №5. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика, ее своеобразие. Философские взгляды Фомы Аквинского. Основные философско-правовые идеи Средневековья.

Первичной особенностью средневековой философии является развитие христианского образа мышления. Учение христианской теологии о Боге определяется следующими принципами:

· Христианство наследует идею единого бога;

· Христианство выражено предельно личностным пониманием Бога, что выражено в двух догмах христианства: триединство (Троица) и боговоплощение (Иисус Христос)

Философские предпосылки христианства можно увидеть в учениях киников (презрение к материальным благам и пропагандой аскетического образа жизни), в учении стоиков и логосе, как воплощении Божественного слова.

Патристика – совокупность учений отцов христианской церкви, богословов, внесших значительный вклад в развитие и разъяснение христианского учения. Важнейшие проблемы – философско-теологические споры: о Троице, христологическая проблема, соотношение свободы и благодати, веры и разума.

Задача ранней патристики – защита христианского учения от языческой критики.

Вершина патристики – творчество Августина Блаженного. Систематизировал христианское мировоззрение, выделил основные принципы средневекового мышления:

А) Принцип теоцентризма – Бог как источник бытия;

Б) Креационизм – мир сотворен Богом из ничего;

В) Провиденциализм – всеми процессами в мире управляет Бог;

Г) Персонализм – личность как мир, открытый только перед Богом. Человек несет ответственность за свои поступки перед Богом;

Д) Символизм – суть познания состоит в познании смысла, скрытого в священном писании, божественного откровения.

Схоластика – это особая форма религиозной философии, основанная на уверенности в возможности рационального постижения веры. Важнейший вопрос схоластики – проблема универсалий (общих понятий). Выражалась в следующих идеях:

А) Существуют ли роды и виды вещей самостоятельно или же только в мышлении?

Б) Если они существуют самостоятельно, то это тела, или же бестелесные вещи?

В) Обладают ли отдельным бытием или же существуют в вещах?

Согласно формулировке Фомы Аквинского универсалии могут иметь троякое существование:

А) Ant rem (до вещи, т.е. в божественном интеллекте)

Б) In rem (в вещи)

В) Post rem (после вещи, в человеческом уме).

В соответствии с этим сформировались три основных подхода к решению этой проблемы:

А) Реализм – самостоятельное существование универсалий возможно; (Фома Аквинский)

Б) Концептуализм – универсалии имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто общее в самих вещах; (Дунс Скотт)

В) Номинализм – универсалии возникают в процессе познания и не могут существовать вне человеческого ума. (У. Оккам)


Вопрос №6.Философия эпохи Возрождения и ее особенности. Пантеизм и диалектика в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно. Социально-философская мысль эпохи Возрождения и ее правовые аспекты.

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Пантеи́ зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир

Диале́ ктика— метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления

Учения Николая Кузанского.

О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога можно лишь на путях апофатического (т.е. отрицательного) богословия. Поэтому чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы Его не можем познать. Утверждать, что он знает Бога, может лишь полный невежда, а истинный мудрец и богослов, познавая Бога, все больше убеждается в своем собственном незнании. Поэтому истину (а Бог есть Истина) познать мы не можем. Чем больше мы познаем ее, тем больше убеждаемся в собственном незнании — именно в этом состоит основная мысль трактата. Этой идеей трактат начинается, ею же он и заканчивается.

В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Но если максимум таков, то он не может быть меньше сам себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, — следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число — это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть. Существование этого высшего единого максимума провозглашается Николаем Кузанским как высшая истина.

Этот максимум и есть Бог. Исследуя максимум, Кузанский обнаруживает, что максимум включает в себя также и равенство с самим собой и связь с самим собой. Именно таков смысл христианской Троицы. Кузанский даже дерзает утверждать, что слова «Единство», «Равенство» и «Связь» лучше показывают природу Бога, чем слова «Бог Отец», «Бог Сын» и «Бог Дух Святой». Правда, в скобках он добавляет, что было бы лучше, если бы богодухновенные авторы включили эту мысль в Священное Писание.

Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Аналогии с чувственными предметами не могут быть надежными, поскольку само чувственное достаточно шатко. Самыми надежными и несомненными являются сущности более абстрактные но абстрактные аналогии не должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические предметы, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через математические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство, Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть бесконечный абсолютный треугольник. Бесконечный треугольник — это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности,. Кроме того, Бог есть и бесконечная прямая линия, бесконечная окружность, и все это, собственно говоря, совпадает, ибо окружность, стремясь к бесконечности, становится все менее и менее кривой. Кривизна ее приближается к нулю, и бесконечная окружность совпадает с прямой.

Поскольку окружность бесконечна, центр ее не может находиться в одном месте. Центр такой окружности находится везде, а граница — нигде. Поскольку Бог есть бесконечная окружность, центр которой везде, то Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует весь целиком.
Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя. Но кроме абсолютного максимума есть относительный максимум — это мир. Будучи бесконечным, Бог бесконечно содержится в каждой конкретной вещи, поэтому и мир является бесконечным. Мир, как и Бог, есть окружность, центр которой везде, а граница нигде.

Николай Кузанский отвергает распространенную в то время аристотелевско-птолемеевскую картину мира замкнутой вселенной, на границе которой находится сфера неподвижных звезд, и утверждает, что вселенная имеет равномерную структуру. Земля не имеет никакого преимущественного места в этом мире; Земля есть такая же точка во вселенной, как и все другие ее точки.

Человек есть часть сотворенного Богом мира, причем часть наиболее совершенная, потому что человек включает в себя не только материальную, телесную природу, но и духовную, умственную. Поэтому человек действительно целиком включает в себя все; человек, по выражению античных мыслителей, есть микрокосм. Однако нельзя сказать, что каждый человек есть микрокосм. Говоря это, мы говорим лишь о сущности человека. Человек есть существо, пораженное грехом. Лишь один Человек включал в Себя весь мир — Иисус Христос. Воплотившись, приняв в Себя весь мир духовно и материально, став совершенным Человеком, Бог показал людям путь не только к спасению, но и к совершенствованию, к человеческой сущности. Поэтому каждый человек, по выражению Кузанского, есть Бог, но не абсолютно.

Учения Джордано Бруно.

Джордано Бруно возражает против аристотелевского разделения материи и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Материя и форма существуют всегда вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог.
Материя развертывается самостоятельно (повторение термина Николая Кузанского о развертывании мира из единого). Материя имеет сама в себе способность к образованию форм и потому не мыслится вне формы. Именно так — как способность материи к самоформированию — и понимает Бруно душу мира, плотиновскую третью ипостась бытия. Душа — это всеобщая форма мира. Она есть и внутри материи как форма, присущая материи, и некоторое начало, объединяющее материю. Поэтому весь мир одушевлен, весь мир сам несет в себе жизненное начало.
Во вселенной, которая, как и Бог, является бесконечной, нет никакого центра. Ни землю, ни человека мы таковым считать не можем. Во вселенной все однородно, любая точка может быть одновременно названа и центром, и окружностью (и здесь очевидно влияние Николая Кузанского). Земля не находится в центре мира, а является одной из планет, которых в мире бесконечное множество. Здесь на основании агрументов, почерпнутых у Кузанского, Бруно одновременно критикует и концепцию Коперника, который остановился на изменении геоцентрической системы на гелиоцентрическую, оставив тем не менее сферу неподвижных звезд. Джордано возражает против этого и вслед за Николаем Кузанским утверждает, что мир бесконечен. Звезды — это такие же солнца, они тоже могут иметь вокруг себя планеты, на которых тоже может быть жизнь.

Таким образом, вместо плотиновской эманации и развертывания Николая Кузанского Бруно отождествляет Бога и природу. Бог не находится вне вещей, а содержится в самих вещах; Он есть внутреннее начало мира, а не находится над миром.

В теории познания Бруно следует за мыслью Николая Кузанского и повторяет ту же самую иерархию способностей человека: ощущения, обобщение, рассудок, интеллект, ум. Каждый раз человек, начиная свои познания от чувственных вещей, обобщает чувства, абстрагируется от них, делает обобщение, а затем производит рассудочный анализ, восходя от них к некоторым определениям, а затем от определений восходит еще выше — к мистическому созерцанию всего во всех противоположностях. Превосходя ограниченность дискурсивного мышления, ум созерцает Бога, объединяющего в Себе все противоположности.

Однако познание человеком Бога не самоцель. Бруно расходится с Плотином, утверждая, что знания имеют, кроме спасения человеческой души, еще и практическую цель: познавая мир, человек может создавать некую практическую магию (по терминологии Бруно) и таким образом управлять природными явлениями и совершенствовать человеческую жизнь.

Бруно отрицает личное бессмертие. Душа после смерти соединяется с Единым, поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека — постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Именно в труде, в господстве над миром и состоит назначение человека. Вместо религии откровения Бруно настаивает на том, что должна быть религия разума.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь