Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления эллинистической философии: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.



Основные направления эллинистической философии: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Стоицизм стал мировоззрением интеллектуальной элиты, эта школа просуществовала с конца 4-го века до н.э. до конца 3-го века н.э. Основателем данного направления стал Зенон, который жил на острове Кипр. Он стал философом, после разорения отца

Стоицизм считают источником христианства.

Философия, по мнению стоиков, состоит из 3-х частей: физики, этики и логики. Для Зенона логика в философии самое важное, как скорлупа для яйца, физика - как белок, этика - как желток. Всё вместе и образует философию. Стоики, после Аристотеля первыми подчеркнули значение логики для философии и стали её активно разрабатывать. Логика это исследование внутренней и внешней речи, причём внутренняя речь производна от внешней.

Стоики выступили против платоновского учения об идеях, они утверждали, что реально существуют только реальные вещи, а не какие-то идеальные сущности. Платоновские роды и виды они считали только субъективными понятиями или общими именами для обозначения тел. Основной и единственный источник познания они искали в ощущениях и восприятии.

Стоики считали важным изучение природы, благодаря которому познается всеобщий закон природы, т.е. всеобщий разум. Из этого закона мы можем понять наши обязанности и жить согласно этому закону. Кроме деятельного логоса есть еще материя, пассивная субстанция. У Гераклита они позаимствовали и вторую ипостась логоса - огонь. Огонь переходит в другие элементы. Огонь стоики понимали как всеобщий и вечный процесс, т.е. для них всё существующее есть только становление, развитие и возникновение. Начало, которое вносит в мир порядок, стоики называли также судьбой или необходимостью. Знаменитыми стоиков сделала мораль. Главный принцип стоической морали жить в согласии с природой, т.е. жить разумно.

Стоики поставили вопрос о том, как соотносятся с друг другом добродетель и счастье. Единство добродетели и счастья они искали между самосознанием человека с одной стороны, и внешними обстоятельствами его жизни. Значит, счастье и добродетель не зависят ни от самосознания и внешних обстоятельств. Счастье есть исполнение человеком своей цели, или согласие своего гения со своим бытием.

Эпикур и эпикурейство. Философия Эпикура это прямая противоположность стоицизма. Он поднял принцип на высоту религии, согласно которому целью человека является наслаждение. Эпикур ставит вопрос, каким путём образы вещей входят в человека извне. И даёт такой ответ: говорит, что с поверхности предметов исходит непрерывный поток, который незаметен для ощущения, он очень тонкий, т.к. вещь не убывает, не истончается. Эти истечения он называет эйдосами. Они входят в человека, благодаря чему он познает образы вещей. Субстанцией для Эпикура являются атомы и пустота.

Эпикур требовал от людей высокоразвитого сознания и зрелого размышления. Эпикур говорил, что счастью мудрец обязан малым. Счастье надо искать в свободе от всяческих особенных уз (связей, которые привязывают человека к тем или иным сторонам жизни), а также в атараксии. Надо избавиться от 3 вещей:

· Страха перед богами

· Страха перед небесными телами

· Страха перед богами. Страха перед смертью. Будущее вообще не является не нашим и не ненашим. Цель жизни - удовольствие, не нужно страдать от телесных тягот и не нужно испытывать душевного неспокойства. Такую жизнь нам доставляет один только разум.

Скептицизм также был реакцией мыслящего разума и здравого рассудка на общественную ситуацию, которая появилась с разложением греческого мира. Воздержание от суждения, которое требовали скептики - это результат полной неспособности познать истину. Агностицизм это учение, согласно которому познание невозможно.

Атараксия скептиков была результатом отказа от знаний, но со своей стороны мы заметим, что отказ от знаний - это отказ от философии. Таким образом, можем сказать, что на философии скептицизма замыкается круг развития греческой философии. Скептиками были (Пиррон, Секст-Эмпирик и др.). Скепсис (греч. слово) - означает сомнение. Через скепсис мы должны понимать достаточно развитое сознание, которое считает не истинным не только чувственное бытие (как стоики), но также и мыслимое нами бытие. Идеалом скептиков была атараксия и апатия (отсутствие страстей). Скептики полагали, что ни одно из высказываний о сущности мира не может быть истинным, поэтому не нужно вообще высказываться. Основание такого взгляда: до сих пор в греческой философии существовало множество часто противоположных суждений о сущности мира, отсюда они выводили свой главный принцип, а именно - всякому основанию противостоит одинаково сильное противоположное основание. Способы противопоставления двух оснований они называли трофами. Гегель высказался о трофах: они направлены против обыденного сознания или против обыденной веры в непосредственную истинность вещей. Трофы выдают философов с неразвитой мыслью.

Философия техники.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ— филос. дисциплина, исследующая природу, специфику, характеристики технического знания, эволюцию техники как сферы человеческой деятельности, а также роль и влияние техники как одного из важнейших факторов развития человеческого общества.. Во втор. пол. 20 столетия филос. исследования техники выделяются как самостоятельная область научной деятельности. Проблемное поле Ф.т. включает в себя широкий круг методологических, социально-филос. философско-антропологических вопросов: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире, вопросы этики в индустриальном мире — методологию техники. Соответственно антропология техники изучает вопросы технического образования и воспитания, формирования системы ценностей, сочетания интеллектуальных и нравственных начал в человеке, роли человека в развитии техники, ее использовании, распространении технических знаний и рациональном осмыслении пределов технического роста.

Одна из центральных проблем методологии техники — анализ специфики технического знания. В Ф.т. выделяют специфические черты, свойственные этому виду знания. Так, по мнению представителей Ф.т., объекты технического знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке. Напр., «от естественно-научных (математически сформулированных) теорий требуется, чтобы они были возможно более универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными. От технических систем, напротив, требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении» (Философия техники в ФРГ. М., 1989). В отличие от науки (лишь косвенно связанной с социальными событиями), технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества. Вместе с тем границы, разделяющие научное и техническое знание, достаточно условны; процессы «сциентификации» техники и технизации науки взаимообусловливают друг друга. Сравнение с искусством, в свою очередь, позволяет более точно раскрыть сущность техники: «На современном уровне знания, как известно, отличают строительную технику от строительного искусства, технику живописи от искусства живописи, технику любви от искусства любви, различают технику и искусство руководства людьми, технику ведения войны, игры на фортепиано, ведения бесед и т.д. Если общее в них заключается в том, что постоянно существующее естественно заданное изменяется или же формируется согласно определенной цели, то отличающее их друг от друга относится к принципиальному смыслу поставленных целей. Если мы имеем в виду искусство, то цель здесь явно заключается в выражении или образном отражении определенного идейного содержания; в технике же речь идет главным образом о пользовании природой» (Там же). С позиций Ф.т. техническая деятельность направлена не только на постижение действительности, но и на ее преобразование в соответствии с нуждами человечества. Техника стремится господствовать над природой, сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей, а это требует знания и понимания процессов, происходящих в природе. Поэтому в отличие от искусства «мерой техники является полезность... предполагающая самопознание человека в его свободе и могуществе над природой, над материей, над жизнью, душой и духом, т.е. самопознание человека во всем величии его господства» (Там же).

Одно из направлений Ф.т. — анализ технического развития в контексте глобальных проблем современности. Развитие техники на пороге 21 в. все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники невозможно представить развитие человечества, а с др. — техника есть мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Неуправляемая технологическая экспансия вызвала широкую полемику на Западе. 1960-е гг. стали вехой в нарастании кризисного сознания эпохи. Это время пришло на смену повальному увлечению техникой, преклонению перед успехами НТР и отмечено изменением соотношений в системе «общество — техника — природа», возрастанием общественного беспокойства, массовыми выступлениями молодежи, движением «зеленых» в защиту окружающей среды.

 

 

Основные направления эллинистической философии: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Стоицизм стал мировоззрением интеллектуальной элиты, эта школа просуществовала с конца 4-го века до н.э. до конца 3-го века н.э. Основателем данного направления стал Зенон, который жил на острове Кипр. Он стал философом, после разорения отца

Стоицизм считают источником христианства.

Философия, по мнению стоиков, состоит из 3-х частей: физики, этики и логики. Для Зенона логика в философии самое важное, как скорлупа для яйца, физика - как белок, этика - как желток. Всё вместе и образует философию. Стоики, после Аристотеля первыми подчеркнули значение логики для философии и стали её активно разрабатывать. Логика это исследование внутренней и внешней речи, причём внутренняя речь производна от внешней.

Стоики выступили против платоновского учения об идеях, они утверждали, что реально существуют только реальные вещи, а не какие-то идеальные сущности. Платоновские роды и виды они считали только субъективными понятиями или общими именами для обозначения тел. Основной и единственный источник познания они искали в ощущениях и восприятии.

Стоики считали важным изучение природы, благодаря которому познается всеобщий закон природы, т.е. всеобщий разум. Из этого закона мы можем понять наши обязанности и жить согласно этому закону. Кроме деятельного логоса есть еще материя, пассивная субстанция. У Гераклита они позаимствовали и вторую ипостась логоса - огонь. Огонь переходит в другие элементы. Огонь стоики понимали как всеобщий и вечный процесс, т.е. для них всё существующее есть только становление, развитие и возникновение. Начало, которое вносит в мир порядок, стоики называли также судьбой или необходимостью. Знаменитыми стоиков сделала мораль. Главный принцип стоической морали жить в согласии с природой, т.е. жить разумно.

Стоики поставили вопрос о том, как соотносятся с друг другом добродетель и счастье. Единство добродетели и счастья они искали между самосознанием человека с одной стороны, и внешними обстоятельствами его жизни. Значит, счастье и добродетель не зависят ни от самосознания и внешних обстоятельств. Счастье есть исполнение человеком своей цели, или согласие своего гения со своим бытием.

Эпикур и эпикурейство. Философия Эпикура это прямая противоположность стоицизма. Он поднял принцип на высоту религии, согласно которому целью человека является наслаждение. Эпикур ставит вопрос, каким путём образы вещей входят в человека извне. И даёт такой ответ: говорит, что с поверхности предметов исходит непрерывный поток, который незаметен для ощущения, он очень тонкий, т.к. вещь не убывает, не истончается. Эти истечения он называет эйдосами. Они входят в человека, благодаря чему он познает образы вещей. Субстанцией для Эпикура являются атомы и пустота.

Эпикур требовал от людей высокоразвитого сознания и зрелого размышления. Эпикур говорил, что счастью мудрец обязан малым. Счастье надо искать в свободе от всяческих особенных уз (связей, которые привязывают человека к тем или иным сторонам жизни), а также в атараксии. Надо избавиться от 3 вещей:

· Страха перед богами

· Страха перед небесными телами

· Страха перед богами. Страха перед смертью. Будущее вообще не является не нашим и не ненашим. Цель жизни - удовольствие, не нужно страдать от телесных тягот и не нужно испытывать душевного неспокойства. Такую жизнь нам доставляет один только разум.

Скептицизм также был реакцией мыслящего разума и здравого рассудка на общественную ситуацию, которая появилась с разложением греческого мира. Воздержание от суждения, которое требовали скептики - это результат полной неспособности познать истину. Агностицизм это учение, согласно которому познание невозможно.

Атараксия скептиков была результатом отказа от знаний, но со своей стороны мы заметим, что отказ от знаний - это отказ от философии. Таким образом, можем сказать, что на философии скептицизма замыкается круг развития греческой философии. Скептиками были (Пиррон, Секст-Эмпирик и др.). Скепсис (греч. слово) - означает сомнение. Через скепсис мы должны понимать достаточно развитое сознание, которое считает не истинным не только чувственное бытие (как стоики), но также и мыслимое нами бытие. Идеалом скептиков была атараксия и апатия (отсутствие страстей). Скептики полагали, что ни одно из высказываний о сущности мира не может быть истинным, поэтому не нужно вообще высказываться. Основание такого взгляда: до сих пор в греческой философии существовало множество часто противоположных суждений о сущности мира, отсюда они выводили свой главный принцип, а именно - всякому основанию противостоит одинаково сильное противоположное основание. Способы противопоставления двух оснований они называли трофами. Гегель высказался о трофах: они направлены против обыденного сознания или против обыденной веры в непосредственную истинность вещей. Трофы выдают философов с неразвитой мыслью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь