Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Движение как способ бытия материи.
Мысль о необходимой взаимосвязи материи и движения -одна из традиционных в истории философии. Господствовавший ранее механицизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные - из особенностей биологического развития человека. Например, Р. Декарт рассматривал животное как сложный механизм, а Ж. Ламетри человека как машину. П. Гольбах общественную жизнь пытался объяснить с помощью притяжения и отталкивания. Одним из первых, под влиянием открытий в физике (теории электричества), химии и биологии, выступил с критикой механицизма в естествознании Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854). Он развил динамическое воззрение на природу, усматривая в каждом ее явлении продукт борьбы разнонаправ-ленных сил (образцом противоборства полярных сил назывался магнит). С позиций объективного идеализма Шеллинг стремился показать, как из единого первоначала рождается в результате некоего " творческого акта" все многообразие универсума. Со второй половины XIX в. появился энергетизм, который все явления материи и сознания пытался подвести под понятие энергии. Диалектический материализм исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений и деятельности), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего). В истории философии предпринимались попытки классифицировать многообразие форм движения. Аристотель называл такие виды, как изменение по сущности, возникновение, уничтожение, переход из одного состояния в другое по качеству, увеличение и уменьшение по количеству, перемещение по положению. Ф. Бэкон насчитал 19 видов движения. Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т. е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим. Классификация Ф. Энгельса требует развития и дополнения. Наука XX в. механическое движение перестала рассматривать как фундамент всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. В особенностях этих взаимодействий были заложены предпосылки для развертывания более сложных материальных систем и форм движения. Открыты новые формы физического движения: процессы микромира и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, обеспечивает переход от физики микромира к макрофи-зическим процессам. Применительно неорганической материи активно обсуждается вопрос о геологической и астрономической формах движения. Уточнены представления о первичных материальных носителях биологического движения. Кроме белковых молекул в качестве носителя жизни выделены нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК. В социальной форме движения, помимо материальных элементов, учитывается идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как целого. Социальное движение - процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах целеполагающей деятельности. Пространстьвенно временная структура бытия. Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени. Первый -субстанциональный - рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона, воплотилась в геометрии Евклида. Благодаря пустоте движение дискретных материальных тел в пространстве и времени осуществляется якобы за счет внешнего, привнесенного действия. Второй -реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955). В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей. В социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным распределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания). Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, форму тел мира. Объекты представляют собой процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующимся длительностью, скоростью, ритмом и темпом. Время - форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет (непрерывно) и длится (прерывно из-за конечности каждого акта изменения). Момент выступает как зафиксированное " мгновение" движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество. Различают реальное (объективное), субъективное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это теоретические " модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. В современных концепциях вводится представление о десятимерном пространстве-времени. Оно допускает предположение, что при рождении нашей Метагалактики только 4 из 10 измерений обрели макро скопический статус, а остальные оказались " свернутыми" в глубинах микромира. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц. На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени. В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот. С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Человек нового времени задумывался о гибельности темпов цивилизации, занялся поиском объективных причин необратимости времени и условий социального бытия, сохраняющих и продолжающих жизнь природы и общества. Динамизм социального времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных способах хозяйствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т. п. При осуществлении реформирования, модернизации необходимо учитывать обе тенденции: а) превращения, движение; б) относительные стабильность, покой. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы