Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные категории диалектики.



Причина и следствие

Причина - философская категория, выражающая существо­вание взаимосвязанных явлений, в ходе взаимодействия которых одно из них при наличии определенных условий неизбежно по­рождает другое явление, событие, процесс. Различают причины внутренние и внешние, объективные и субъективные, главные и второстепенные и др. Следствие - философская категория, вы­ражающая результат действия причины. Причинность оказыва­ется не чистой необходимостью (по П. Лапласу), а процессом, где соотносятся необходимости и вероятности, случайности и за­кономерности. Жесткая детерминация единичных явлений, ти­пичная для макромира, в микромире уступает место более гиб­кой, опосредованной зависимости между ними. Вероятностная модель поведения микрочастицы, однако, не тождественна бес­причинности. Элементарная частица обусловлена групповой жизнью микрообъектов, которая подчиняется особым физиче­ским законам (статистическим), действительных не для одного, а для множества объектов.

Причина никогда не выступает в чистом виде и сопровожда­ется условиями, поводом и причинным основанием.

Необходимость и случайность

Необходимость: а) синоним конкретно-всеобщего, характери­зует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности; б) основная тен­денция развития предмета, явления; в) способ превращения в дейст­вительность единственной в данных условиях возможности. Насту­пление события-причины влечет за собой определенное явление -следствие. Поскольку в природе любое явление имеет свою причи­ну, то здесь, полагает Ф. Энгельс, господствует необходимость.

Случайность: а) внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, побочные возможности ее дальнейшего развития; б) не развернувшее всех своих моментов явление, отклонение от нормы; в) форма проявления и дополне­ние необходимости. Случайность - такая связь причины и следст­вия, при которой допускается реализация любого из множества воз­можных альтернативных следствий. Случайность проявляется в ре­зультате перекрещивания различных по своей природе процессов.

Возможность и действительность

Возможность - философская категория, выражающая сово­купность предпосылок (элементов, процессов), которые при оп­ределенных условиях могут стать действительным бытием. Вна­чале новое существует в старом как тенденция, нечто еще не сложившееся, как потенциальное бытие предмета, как будущее, содержащееся в виде " зародышей" в настоящем, но еще не став­шее наличным бытием. Антонимом понятия возможности явля­ется понятие невозможного, т. е. таких событий и явлений, воз­никновение которых исключается закономерностями, присущи­ми природному и социальному бытию (например, невозможно, чтобы какой-нибудь вид энергии бесследно исчез).

Действительность: а) весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своих проявле­ний; б) то, что в своем развитии раскрывается как необходи­мость, закономерное; в) совокупность реализованных возможно­стей, конкретное актуальное бытие отдельного относительно ус­тойчивого и изменяющегося предмета.

Сущность и явление

Сущность - философская категория, отражающая внутрен­ние, глубинные связи, основу предмета, его главную, опреде­ляющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного. Так, сущностью живого организма, по Энгельсу, является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений. Из обмена веществ вытекают все прочие факторы жизни: раздражи­мость, сокращаемость, способность к росту и пр.

Явление: а) любое формообразование в его целостности (си­ноним " вещи", " предмета" ); б) поверхностная, внешняя форма бытия сущности, ее обнаружения; в) видимость (кажимость) -сущность в искаженной форме (например, видимое движение Солнца вокруг Земли)."... Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы из­лишня..." 124. Вместе с тем если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невоз­можно. Познание сущности достигается через постижение явле­ний. Далее познание идет от сущности первого порядка к сущно­сти второго порядка и т. п.

В своем конкретном виде процесс раскрытия сущности про­являет себя в познании внутреннего, необходимого в вещи, структуры, целостности, причин предмета, законов его формиро­вания, функционирования. Иначе говоря, категории сущности и явления выражают общую ориентированность познания.

 

5.Основные проблемы теории познания и их интерпритация в различных философских традициях (познание как предмет философского анализа)

Формированию философской теории развития способствова­ли: обнаруженная человеком эволюция природы и соответст­вующий прогресс естественных наук - геологии, палеонтологии, эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Ч. Дар­вина, успехи космологии; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных из­менений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, на­учно-технический прогресс и соответствующий рост и углубле­ние обществоведческих и гуманитарных знаний, появление тео­рии развития общества К. Маркса.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно, мно-говариантно и альтернативно. Основные признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необра­тимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы. Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия.

Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упро­щенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигза­гообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Неред­ки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и про­цессы конвергенции - слияния, объединения различных ли­ний развития в единый процесс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее при­способленность к среде, функциональную эффективность и обеспе­чивает высокий потенциал последующего развития.

Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступают прогресс и регресс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее при­способленность к среде, функциональную эффективность и обеспе­чивает высокий потенциал последующего развития.

Возникновение, становление, прогресс и регресс характери­зуют материальные системы, имеющие начало и конец. В этом ключе рассуждал Энгельс, когда предсказывал неумолимую ги­бель через миллионы лет органической жизни на Земле и самой Земли128. У цивилизации есть две возможности: прекращение существования под влиянием внешних или внутренних причин; стремление к обеспечению бесконечного прогресса. Будет ли че­ловечество накапливать свой научно-технический и экономиче­ский потенциал, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту новой планеты, даже иной Вселенной*, или же оно

Любая категория диалектики выражает внутреннее сущест­венное отношение между явлениями и поэтому так или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, за­кон единства и борьбы противоположностей по существу тожде­ствен категории противоречия, закон отрицания отрицания - ка­тегории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в " парной" обособленности: " единство - борьба", " количество - качество", " отрицание - отрицание отрицания", " содержание - форма", " возможность — действительность", " при­чина — следствие" и т. д. Скрепляющим в единую систему " стержнем" законов и категорий диалектики выступают принци­пы диалектики - развития и связи. В своем внутреннем основа­нии диалектика едина, в проявлениях, формах и способах приме­нения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях -изменчива, постоянно совершенствуется.

Например, к середине XIX в. палеонтологами была выявлена направленность процесса в сторону последовательного усложнения и усовершенствования нервной системы, головного мозга.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь