Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика бытия. Понятие диалектики. Основные принципы диалектики.



Диалектика как принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и метод познания действительности, направленный не на ее отражение как она есть, не на мышление об уже известном, а на раскрытие ее новых аспектов, сторон, что и предполагает использование ее как метода выявления нового в той же действительности.

Диалектический способ существования бытия раскрывается прежде всего в принципах диалектики.

Принцип связи (отношения). Предметы и явления находятся в самых разнообразных отношениях друг к другу и связях. Связь носит всеобщий характер. Принцип отношения (связи) является отражением организованности мира и образующих его систем. Понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Существуют многообразные типы и виды связей: механические, молекулярные, электро­магнитные, биологические, социальные и т.д. Кроме того, существуют такие формы связей, как внутренние и внешние, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и другие. Эти формы связей выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Также связи могут быть односторонними, многосторонними, например, функциональная связь - многосторонняя, генетическая же - односторонняя, так как всегда направлена от прошлого к будущему. Любая связь имеет основание, т.е. существенное, объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. На основе связи формируется взаимодействие. Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами.

Особым типом связей выступают законы и закономерности. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями. Он фиксируется в обощенной форме применительно к условиям своего существования. Необходимо отметить, что законы - это отношения между сущностями явлений, поэтому они выражают устойчивость и вместе с тем развитие мира.

С точки зрения сферы действия законы подразделяются на общие, универсальные, частные. Чем шире круг условий, в которых сохраняет свою силу закон, тем более общим он является.

По внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования системы, законы развития.

По форме проявления - динамические и статистические законы. Динамические законы означают однозначность в развитии. Статистические законы не имеют такого значения. Закономерность выражает статистический закон, т.е. отражает не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления.

Принцип развития и принцип историзма заключаются в том положении, что в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимо­действий образует определенное направление этого пути: откуда и куда.

Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение объектов, приводящее к возникновению нового качества. Необратимость означает невозможность возврата к уже пройденному состоянию. Определенно направленное изменение - это процесс постепенного накапливания однокачественных изменений, определяющих линию изменения объекта. В основе закономерного изменения лежат не случайные события, а вытекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром, носящих необходимый характер.

Появление нового качества есть итог предшествующего развития и исходный момент после­дующего. Изменение качества проходит через количественные накопления, которые при опреде­ленных условиях приводят к качественным изменениям. Само количество не выражает сущности предмета, но составляет единство с качеством. Единство количества и качества обозначается категорией меры, выход за пределы которой означает приобретение уже другого качества. Переход к другому качеству осуществляется через скачок. В зависимости от условий существуют различные типы скачков - переходов к новому качеству: регрессивные и прогрессивные, быстрые и постепенные, связанные с сохранением существования данной системы и с появлением принципиально новой системы на месте старой и т.д. Взаимодействие количественной и качественной сторон предмета раскрывает, как происходит развитие. Гегель в своей системе диалектики выделил этот процесс как закон перехода количественных изменений в качественные.

В качестве источника развития понимается диалектическое противоречие как взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе.

Противоречие присуще всем структурным уровням бытия - и материальным, и духовным. Противоречие всегда требует разрешения, которое может означать победу одной из сторон про­тиворечия или возникновение нового явления. Причем разрешение противоречия влечет за собой появление нового противоречия. Раскрытие роли противоречий как источника и движущей силы развития выражает самую суть процесса развития, отвечая на вопрос, почему оно происходит. Взаимодействие противоположностей Гегель обозначил как закон единства и борьбы противо­положностей.

Таким образом, поступательное развитие мыслится не как некоторого движение чего-либо от одного пункта к другому. Это процесс, который на каждой последующей ступени своего дальнейшего движения поднимает все выше всю массу уже достигнутого содержания и не только не теряет ничего существенного, но несет с собой все приобретенное, обогащая его новым содержанием. Новое - промежуточный или конечный результат развития, соотнесенный со старым.

Прогресс - определенное развитие, где новое превосходит старое. Если же новое уступает старому - то регресс. Таковы две разные тенденции развития.

Важнейшим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени, только оно выявляет его направленность и необратимость. В древнем сознании, например, господствовала идея цикличности. На смену ей приходит идея историзма - необратимость и линейная направленность времени.

Принцип причинности. Причинность понимается как один из видов связи, а именно, гене­тическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития причинность понимается следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение с появлением нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют в любых типах связей не только в развитии. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями.

Принцип системности. Помимо причинных генетических связей существуют коррелятивные, пространственные и функциональные связи. Они объединяются принципом системности. Чем отличается этот принцип от причинности? В причинности на первый план выходят моменты изменчивости и генетической зависимости одного явления от другого. Системный же подход ориентирует на момент стабильности, устойчивости явлений. Система - это внутренне органи­зованная на основе того или иного принципа целостность, в которой все элементы связаны и выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое. Различают простые и сложные системы.

Характер связи, существующий между элементами системы, фиксируется в понятии структуры. Структура - взаимообусловленная совокупность связей элементов в составе системы, определяющая собой ее качественную специфику. Роль, которую выполняет элемент в составе целого, обозначается понятием «функция». Она служит объединению элементов в целостную систему для ее успешного функционирования. Структура и функция обусловливают друг друга.

Сказанное не означает, что принцип системности противоречит принципу развития. Каждая система находится в процессе изменения. Структура также претерпевает изменения, поскольку является результатом определенных изменений.

Основные категории диалектики. Закономерное существование и развитие бытия выражено в категориях диалектики, которые являются результатом познания и осмысления существенных отношений и связей действительности.

Причина и следствие. Все явления в мире обусловлены - такова суть принципа причинности. Причинность по своему характеру объективна, она заключена в самих явлениях, представляет собой взаимодействие элементов, их образующих, т.е. причиной является не одностороннее воздействие какого-либо тела на другое, а взаимодействие минимум двух элементов, входящих в образование, или самих образований.

Причина - взаимодействие образований, или элементов, их составляющих, обусловливающее соответствующие изменения.

Следствие - изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или образованиях в результате их взаимодействия.

К причине и следствию следует подходить диалектически: это не застывшие стороны действи­тельности, они переходят друг в друга. Возникшее следствие далее выступает уже в качестве причины. Отсюда вытекает их неизбежность, поскольку они взаимообусловлены. Следствие может быть порождено разными причинами. Но есть основная причина. Неосновные причины не оказывают существенного влияния на ключевое развитие. На этом положении построен детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Однако механический детерминизм признает одну непосредственно действующую причину, отрицая объективность случайности. Противоположное учение - индетерминизм - отрицает всеобщность причинности.

Необходимость и случайность. Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, т.е. обусловлены внутренней природой элементов явления. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными.

Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей необязательно, они могут наступить, могут и не наступить. Тем самым необходимость выражает внутреннее, а случайность - внешнее. Диалектика необходимости и случайности состоит в их единстве. Необходимость проявляется через случайности, особенно это заметно в статистических закономерностях. О единстве необходимости и случайности говорит и их взаимопереход: в различных отношениях они могут меняться своими местами.

Сущность и явление. Сущность - совокупность необходимых свойств и связей (законов) объекта, взятых в их естественной взаимозависимости. Явление - обнаружение внутреннего в вещи через случайности, раскрывающиеся через взаимодействие.

Сущность и явление диалектически взаимосвязаны: сущность раскрывает свое содержание в явлении. Явление же связано с сущностью, не может существовать без нее. Но явление может и искажать сущность, так как связано с внешним, более текуче. Сущность более устойчива, она хотя и меняется, но медленнее, чем явление.

Познание сущности начинается с выявления основных сторон, отношений, поскольку они определяют все остальное. Сущность - это, как уже было сказано, внутреннее, но ее проявление начинается с поверхности, с явления.

Возможность и действительность. Реальность фиксируется сознанием как нечто действи­тельное, т.е. то, что уже есть. Возможность в таком случае помещается где-то вне настоящего и, следовательно, вне действительного, она как бы не существует реально, но только мыслится. Реальное же гораздо шире, чем просто настоящее. Это не только то, что уже стало и есть, что свершилось, но и то, что содержится в уже существующем в качестве возможности превращения в нечто иное. Поэтому реальность включает не только настоящее, но и прошлое, так как она реализовала предшествующие ему возможности. Реальность включает также и будущие возможные процессы.

Таким образом, реальность есть единство возможного и действительного. Поэтому следует иметь в виду, что мир приобретает постоянно все новые формы бытия.

Под действительностью в широком общедиалектическом смысле разумеют и возможное, и процесс созидания нового, и его бытие как итог действия всех реальных сил мира: это природа и история, человек и его разум. В узком смысле действительность - это реализованная возможность, нечто уже непосредственно ставшее.

Возможность - это тенденция или, вернее, пока еще скрытие тенденции развития наличной действительности.

Если действительность есть прошлое в настоящем, то возможность - завтрашнее в сегодняшнем. Поэтому развитие является процессом как осуществления, так и зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность. Механический же детерминизм рассматривает все существующее преопределенным лишь прошлым.

Возможность превращается в действительность при определенных условиях:

45) действия определенного закона;

46) наличия соответствующих условий.

Существуют различные виды возможности.

Реальная или перспективная возможность - это закономерная тенденция развития объекта, связанная с объективной необходимостью.

Формальная - несущественная тенденция развития предмета, которая лишь при случайном стечении обстоятельств может превратиться в действительность.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь