Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гераклит (Эфесский) ок. 530-470 гг до н эСтр 1 из 3Следующая ⇒
Милетская Школа Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Мифы могли отвечать на все вопросы, но они не могли и не предполагали критику. Милетская школа- 1 философская школа, которая находилась в Турции. Геродот был отцом истории, именно оттуда и пошло начало философии. Фалес ( ок.625-547 гг до наш эры) основал школу 7-6 веке до наш эры. Проблема была в архэ. Архэ- первооснова всего. Для Фалеса архэ была вода, все начинается в воде и все заканчивается также в воде. Анаксимандр( ок 610- после 546 гг до н.э) соотечественник Фалеса, но в отличие от Фалеса он полагал, что в основе всего лежит нечто неопределенное – опейрон. Бесконечная масса вещества, из которого возникли все вещи и в которую они потом возвращаются после гибели. Горячее-холодное, твердое – мягкое. Анаксимен ( ок. 585-525 г) ученик Анаксимандра он полагал, что в основе всего воздух. Он занимался метеорогией и он обосновал, что все возникло из воздуха. Разряжение и сгущение образует все. 1) Все они писали трактаты о природе – физис. 2) Философия мать всех наук. 3) Восток и Запад: Греки поставили себя так, что ученики могли не соглашаться, а на Востоке все должны впитывать знания, которые им давали. Анаксимен был последним философом Милетской школы. Гераклит (Эфесский) ок. 530-470 гг до н э Философия перешла в Эфес, потому что Милет был разгромлен. А Эфес так никто и не рагромил. Гераклит занимался Акмэ (высший расцвет мужской личности 40 лет -602 г до н э). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат слова “Все течет. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, потому что на входящую текут новые и новые реки.” Потомок царского рода. Он не уехал в Персию, он жил в лесу. Оставил на надгробии 128 фрагментов текста. Главная мысль Архэ – это огонь. Мир единый из всего, не создан никем из богов и некем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Логос слово, закон природы. Душе присуще самовозрастающий логос, но душа для этого должна находиться в психеи. Пифагор и пифагорейский союз. (580 – 500 гг. н э) Сформулировал понятие философия – любовь к мудрости. Архэ он считал числа. Математика самый главный предмет. Союз: 1. Акусматики (знание с голосом) 2. математики ( знание с обоснованием). Научись ценить математику независимо от практических значений, избавь математику от служения дел купцов. Душа бессмертна и вселяется через время в другого человека.
Элейская школа. (Ксенофан, Парменид, Зенон) 5 век до н э. Родоначальник Ксенофан. Он смеялся над представлениями людей о богах. Человек творит кумира из себе подобных. Парменид – доверять можно только разуму, чувства обманывают нас. Онтология – учение об идее бытия. Бытие есть, а небытия нет. Бытие не только существует, но оно едино, неделимо и однородно. Бытие есть всегда. Бытие никогда не заканчивается и не имеет начала. Зенон (Элейский) создал опори трудно разрешимые, которые подтвердили правоту учителя. 1 опория- Ахилес и черепаха. Ахилес никогда не догонит черепаху. Потому что бесконечное движение черепахи, и когда Ахилес наступит на место черепахи, черепаха продвинется на немного. Бесконечное деление пространства. 2 опория – Куча. Сколько нужно зерен, чтобы они составляли кучу? 3 опория- Лысый. Сколько нужно волос, чтобы человек считался лысым? Проблема в специфике человеческого восприятия.
Демокрит 5 век до н.э. Абдеры- захолустье. Он 3 сын в семье получил мало наследства. Он промухал все наследство и в город его теперь не пускали. Он путешествовал и учился. Мельчайшие частицы он называл их отсталыми, они соединяются и образую окружающий нас мир. Также он объяснил цепи причин, нахождение причинно-следственной связи. Все в мире происходит не случайно, случайностей не бывает. Случайность есть мера нашего незнания, никакой случайности нет. В саду сидел чел и пил вино и с большой высоты на него упала черепаха. Случайность? Нет, повадка Орла, который поднимает пищу в воздух и разбивает ее. Нет ничего случайного есть причина. Жесткий детерминизм – отсутствие случайности. Но не все события имеют причины, с какой ноги сегодня встал ( привычка) Существуют необходимые события и случайные. Он последний философ, который занимался архэ и природой. Реформы Афинского суда, набирали судей из числа законных представителей по жребию. Платили по 2 монеты в день потом увеличивали плату. Судить хотели множество людей. Голосовали камушками. Демократическая процедура выборов. Также есть привилигированные атомы – гладкие сферические, легковоспламеняющиеся.
Софисты. (Протагор, Горгий, Продик) Софийские учителя учили ораторскому мастерству и менеджменту. Протагор ( ок. 480 – ок. 410 гг до н. э.)-“Человек есть мера всех вещей существующих поскольку они существуют и несуществующих поскольку они не существуют”. Сформулировал мнение и убеждение в суде. Учили разговаривать с разными социальными группами. В суд приводить жену и детей. Горгий ( 483-375 гг до.н.э)-“ничего не существует, а если что- нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Ни о чем нельзя сказать достоверно. Продик (470-460 гг до н.э) Искуссто разговора, он любитель языка. Его Сократ считал учителем. Мнение большинства –истина. Нет таковой истины так таковой.
Сократ. ( 470 -399 гг до н.э) Субъективистско-антропологическая тенденция развития, начала у Сократа. Сократ был из простой семьи, он ничего не писал, писали только те кто за ним ходил. Он все время гулял в Афинах. Большой сам по себе человек, совершил подвиг вынес 2-х раненых солдат, и вышел в первые ряды воевать. Поддерживали друг друга в ряду. В последний раз в последней шеренге их осталось только трое. Два принципа его философии: 1) Познай самого себя ( Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, он первый дал установку на самопознание) 2) Я знаю, что ничего не знаю. ( Сократ относился к окружающим иронично и в общепринятых истинах он заставлял сомневаться людей, он призывал людей к собственным логическим рассуждениям, которые были бы обоснованы и доказаны собственно) Он различал мнение и знание. Чтобы получить знание нужно потрудиться. Он говорил, что человек, который знает, что такое хорошо, а что дурно, никогда не поступит дурно. Основополагающая способность человека –разум. Именно разум может дать знание. В последствии он был обвинен в суде из за того что Сократ не признает богов и относиться к ним с иронией. Он объяснил разницу между мнением большинства и истиной. Он понадеялся на что его оправдают, хотя мог бежать из под стражи. Но был убит. Эврипит – драматург разделил науку на риторику и логику.
Платон - теория идей. (5-4 век до нашей эры) Древнегреческий философ Аристоку (широкий), после смерти Сократа не захотел оставаться, попал в рабство, вернулся в Афины и создал школу, которую закроют в 6 веке до н.э. Платон создатель Объективного идеализма. Материализм, а у Платна лежат идеи порождающие модель вещи. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идея находиться в уме Бога. Фундамент – точка зрения. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, и как узник вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противоречие: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.
Аристотель Метафизика. Последний учитель Греции, Сократ учитель Платона, а Платон учитель Аристотеля. Аристотель не согласен с Платоном ( об идеях, что он приписал идеям самостоятельное существование обособив и отделив от чувственного.) Платон мне друг, но истина дороже. Вынужден был выбирать между дружбой и истиной. Аристотеля выгнали после того, как умер Платон. И он уехал в Македонию к Филлипу. Он создал свою школу Ликейскую, Аристотель любил гулять с учениками много. Мы вынуждены выбирать между дружбой и истиной и выбрали истину. Аристотель был учителем Македонского. Македонский пытался привить восточным народам греческое образование. Александр Македонский объявил себя богом и должен следовать определённым обрядам. Аристотель подверг критики теорию идеи. Всякая идея уходит в бесконечность.
1 книга 1 книгу Аристотель начинает с утверждения, что все люди от природы стремятся к знанию. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это еще не высшее знание каковым является только знание самоценное — мудрость— знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми называли тех, кто много знает, однако все знать нельзя, но можно знать причины всего. Как раз философы с самого начала интересовались причинами: как происхождения Вселенной, так и того, что хорошо. Такое знание он называет божественным. Далее, в 3 главе 1 книги, Аристотель перечисляет четыре причины всего: Сущность Материя Начало движения Благо
Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или всех элементах сразу (Эмпедокл). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (5 гл.) и Платона (6 гл.).
2 книга Во 2 книге Аристотель определяет философию как знание об истине, причем истина оказывается целью знания.
3 книга В 3 книге Аристотель указывает на трудности познания причин: существуют ли сущности и где они пребывают? Он также критикует представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными.
4 книга 4 книга посвящена понятию сущность. Аристотель подчеркивает, что под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа.
5 книга 5 книга посвящена началу движения. Аристотель говорит о том, что все причины суть начала. Здесь он также рассуждает об элементах, которые являются неделимыми составными частями; и о природе. Он сообщает, что сущностями могут быть названы и простые тела. Здесь раскрываются понятие возможности как начала движения.
6 книга В 6 книге Аристотель говорит о трех видах умозрительного знания: математика, философия и теология.
7 книга В 7 книге Аристотель продолжает разговор о сущности.
8 книга В 8 книге он переходит к разговору о началах. причинах и элементах сущностей. Аристотель подчеркивает, что наименее спорными считаются чувственно - воспринимаемые сущности, которые имеют материю. Он замечает, что форма вещей может быть отделена от самих вещей только мыслью.
9 книга В 9 книге Аристотель разбирает отношения возможности и действительности (осуществленности). Возможности делятся в свою очередь на врожденные и приобретенные.
10 книга 10 книга начинается с рассмотрения вопроса о едином, которое бывает либо непрерывным, либо целым.
11 книга 11 книга начинается с рассмотрения мудрости как науки о началах. Аристотель противопоставляет единичные вещи общим понятиям и ставит под вопрос реальность последних. Он также рассматривает такие виды изменения как возникновение и уничтожение. В этой главе он перечисляет 7 категорий сущность качество, место действие, страдание, отношение и количество.
12 книга
12 книга посвящена понятию первого двигателя, который есть неподвижной, бесконечной причиной, Богом или Умом (нусом), целью которого есть стремление к Благу и порядку в действительности. Здесь же он приводит свое знаменитое утверждение, что все изменяется из сущего в возможности в сущее в действительности. Причем все, что подвержено изменению, материально.
13-14 книга 13 и 14 книги посвящены критике эйдосов и чисел, якобы существующих помимо вещей. Аристотель подобно Платону разделяет прекрасное и благо ибо первое относится к неподвижному, а второе — к действию. Однако в пику своему учителю он противопоставляет общее сущности.
Аристотель Политика Книга 1 Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» Семья составляет неотъемлемую часть государства. Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху. В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим. Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» Домохозяйство (греч. — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления
Книга 2 Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота».По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение»
Книга 3 Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам. По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления. Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству или выбирают. Извращением царской власти является тирания. Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан.). Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче». Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии.
Книга 4 Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство: Народ — крестьяне, производящие продукты питания Ремесленники — создают орудия труда. Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров Чиновники — рационально управляют государством Военные — защищают государство Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней. Должностной орган Судебный орган
Книга 5 Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном. Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
Книга 6 Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.
Книга 7 Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества. Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие: Обеспечение пропитанием Комфорт Защита Достаток Религиозный культ Справедливость Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Книга 8 Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб». Существует четыре основных обучающих предмета: Грамматика Гимнастика Музыка Рисование Несогласие в сфере государства. Аристотелю непонятно идеальное государство Платона. Он считал в лучшем государственном устройстве: 1) Безотносительно к добродетели превышающей добродетели обыкновенного человека ( не может быть государство из одних хороших героев) Аристотель выводит принцип Золотой середины. 2) Безотносительно к воспитанию для которых потребные природные дарования и счастливые обстоятельства. ( не может состоять только из гениев) 3) Безотносительно к тому идеальному государству и строю, о котором можно только мечтать ( не бывает идеального государства) Эпикур. ( 341-270 гг до н.э) Поздняя классика. Эпикур поделил философию на 3 части: 1) Логика 2) Физика 3) Этика В области физики его взгляды совпадали с взглядами Демокрита. Эпикур вводит спонтанное отклонение атомов от орбит своих. (Изменение траектории)- делает это, чтобы спасти случайность. Мир образуется вследствие взаимного удара и отскакивания атомов. Пространство существует потому что без него не было бы возможно какое- либо движение. Частица - размазанное облачко. Эпикур считал, что нет смысла бояться смерти, потому что пока мы есть смерти нет еще, а когда наступает смерть то нас уже нет. Основу всех знаний составляют чувственные восприятия, заблуждение же является результатом ошибок человеческой мысли. Эпикур был атистом, но он не отрицал Богов. Он считал если они есть, то они давно впали в состояние атараксии. Им все равно, они как бы окаменели, будто их нет. ГЛАВНОЕ В СМЫСЛЕ ЖИЗНИ – УДОВОЛЬСТВИЕ (ЭТИКА). УДОВОЛЬСТВИЕ 3 ВИДОВ: а)естественное и необходимое(еда и питье) б)естественное и не необходимое в)не естественное и не неободимое(происходит из пустых мнение).
Стоики. Сенека Фил. Школа возникла в Греции. Попадает в Рим и приобретает массовый характер. 3 велю стоика 1)Сенека 5 г. до н.э.-65 н.э. 2)Эпиктет 3)Марк Аврелий Главная тема стоиков-тема свободы. Сенека говорит: человек свободен всегда т.к. у него есть выбор жить или не жить. Ведь жизнь уже тем хороша, что никого не держит против своей воли. Закон Тибери- закон об оскарблении римского величия. Следим за болтавнёй пьяниц. Культ культурный смерти-умереть без выражения страха на лице, пронзя себя мечом! Мечи даны для того, чтобы никто не был рабом.Сенека был учителем Нейрона-римского императора. У него было 7 больших имений, но Нейрон изменился и стал всех вокруг убивать подданных, друзей, мать.Сенека уезжает в одно из поместий, где пробыл 5 лет и написал нравственные письма Луцилию. Луцилий был его приятелем, но Сенека не считал его равным.Сенека был первым представителем стоиков в Древнем Риме. Учение Сенеки пронизано противоречиями: с одной стороны, он признаёт, что всё всё в мире совершается согласно законам природы, а с другой-что всё от Бога. С одной стороны он насмешливо относится к мифологии, с другой-признаёт роль всякого мистического вплоть до того, что философски обосновывает гадания. Сенека рассматривает вопрос о самоубийстве и допускает его. Осознанием для самоубийства он считает как телесные болезни, так и рабство, понимая под последним в основном не социальное рабство, а рабство добровольное, когда люди находятся в рабстве у похоти, скупости, страха. Таким образом для Сенеки главное- свобода духа. Сенека говорил: , ты ошибаешься, Луцилий, если думаешь, что будто наш век поникнет в таких пороках как страх к роскошь, принебрежение добрыми нравыми все прочее, в чем каждый упрекает свое столетие - это свойство людей. а не времен.Ни один век от вины не свободен., - в последствии когда в умах уже много времени, появится идея прогресса - все развивается от лучшего к лучшего(общество, люди, нравы - СИНЕКА С ЭТИМ НЕ СОГЛАСЕН). ,, Развивается наука, техника, но человек тот же самый,, (Синека) Сенека занимает главные стоические позиции: в жизни ничего нельзя изменить, следует повиноваться судьбе, можно лишь изменить свое к ней отношение и презирать невзгоды. Счастье человека состоит в отношении к событиям и обстоятельствам: Каждый несчастен гастолько, насколько полагает себя несчастным. Величие стоического духа, по Сенеке состоит в том, что человек стоически выдерживает все удары судьбы. Сенека формулирует по-своему золотое правило нравственности: Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше.
Стоики. Эпиктет(50-138) Он был рабом одного из телохранителей Нейрона. Он впоследствии получил свободу и поселился на окраине Рима. Доминициан-правитель Рима выгоняет всех философов из Рима. Эпиктет уехал в среднюю Азию.Там открыл свою философскую школу.Ариан всё слушал и записывал, благодаря ему мы узнаем об эпиктете. Главные идеи. Он критикует тему свободы-говорит, что есть 2 свободы внутренняя и внешняя. Внешнюю свободу не имеет никто, внутренняя свобода- свобода духа.смысл человеческой жизни. (,, и ты захочешь быть не император, не консулом, а свободным.К свободе ведет одна дорога - призрение к тому, что не зависит от нас,, ) - есть внутренний мир человека, чтобы в нем все устроить как надо, нужно не гнаться за внешним миром(например хочу быть консулом), то ты будешь травмировать свой внутренний мир. Внутри ты свободен. Есть какие-то ценности, которые внешне нам не достать, нам нужно за ними гнаться. Зачем за ними гнаться? - ничего это вам не добавит. ОСВОБОДИТЕ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР. ЕГО ИДЕАЛ - НАСЫШЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ, ЧИТАЙ, ДУМАЙ, ПИШИ, И ОТСУТСТВИЕ СКАЧЕК С ПРЕПЯТСТВИЯМИ РАДИ ДОЛЖНОСТЕЙ И Т.П Эпиктет некий философ андерграунда. В ЧЕМ ЕГО ОШИБКА? - внешний и внутренний мир это связанные сосуды, которые связаны между собой. Внешний мир создает нам проблемы и он же заставляет нас кое-что делать: внешнее обязательно влияет. ЕСЛИ ТЕБЯ НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ И НИЧТО, ТОЛЬКО СИЛА ВОЛИ ТЕБЕ ПОМОЖЕТ. " если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах"
Неоплатоники.Скептики (Пирон, Секст Эмпирик) Возникает как реализация разв. Науки к знаниям, в случае когда наука подвергнется критики. 3 позиции: 1)Ничего не существует 2) Если существует, то не может быть познано 3) Если может быть познано, то это знание не может быть передано другим. Целостность скептицизма: 1)стимулировал развитие науки 2)борьба с догматическими взглядами на вещи( не допускающие возражения, категоричные)
Патристика. Тертуллиан Тертуллиан-римский юрист. Самый важный автор христианства, жил в эпоху, когда оно было запрещено. Написал опологию по защите христианства. Христианство должно выбросить всё, потому что античность создала до крайности развращённую мораль, слишком извращённую философию, слишком аморальную религию. «Мы не имеее нужды в исследовании после Евангелия» Душа простого человека- христианская душа. Цивилизационная античность испортила человека, надстроив целый ряд неистинных ценностей. Опрощение в отношение правила веры, не знать ничего, значит знать всё. И умер сын божий, это вполне достоверно. Веруй ибо нелепо. Мудрость мира всего есть безумие перед лицом нынешних проблем. Истина в природе человека. Культура в каком-то смысле болезнь. Главное, что не учёл: Главная нужда в христианстве- тексты. Сами тексты требуют анализа. Есть 3 уровня чтения текста. 1) Буквальный смысл 2) Концептуальный( предполагаем понимание мыслей того, кто это писал) 3) Иллигфический экзегез.
Экзегеза - истолкнование текста, применимого к данным временам. Если бы анализ религиозных текстов заначивался просто словами, то никакой философии бы просто не было.
Схоластика. Абеляр Бернард Клервоский- противник рационально познания бога, он был за чувственное восприятие. Было принято решение на соборе сжечь книгу Абеляра. За Абеляра горой стояли студенты. Считал что Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его. Абеляр считал, что недостаток религий состоит в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой с детства. Получил образование в различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе. После Абеляра возникла проблема как соотносится разум и вера, эта проблема была основной для всей схоластической философии.
Схоластика. Фома Аквинский Высокая схоластика 13 века. Он был из рыцарской семьи, но заинтересовался наукой и захотел учиться в парижском университете, путь в который лежал через монастырь. Он был очень крепок. Сверстники дали ему прозвище «молчаливый бык». Его учителем был Альберт. Богословие: -катофотическое( познание творца через творение) - арофотическое( отрицание богословия. познание бога, через познание того, чем он не является) 5 доказательств Бога 1) Кинитическое( Если всё двидется, то должен быть перводвигатель, которым является Бог) 2) Первопричина( мир представляет собой причинно следственную связь. Такая цепочка должна иметь первое звено, первопричину, которой является Бог) 3) Доказательство необходимости и случайности( всё что происходит в мире связано с необходимостью и случайностью. Может наступит момент, когда все случайности совпадут, тогда мир исчезнет, но этого не происходит, потому что что-то является абсолютной необходимостью- это Бог) 4) Доказательства от степени совершенства 5) Доказательство от руководства миром( в мире всё происходит синхронно, потому что есть руководящая сила-это бог. По Фоме есть 2 истины-философская и богословская. Теология может взять что-то от фил. Дисциплин. Философия служанка богословия. Философия не должна залезать туда, куда её не просят. А теология тоже не должна всюду действовать. Фома разобрался в философских трудах Аристотеля. Работа Фомы «суммы теологий» Это эпокальный для своего времени труд. Неотализм- современная католическая доктрина. Доктор богословия в католицизме имеет право на собственное суждение т.е. тебя не могут быть преданы на суд цивилизации. Фома в рамках естественных наук стоит на уровне Аристотеля. Фома ничего не понимает в искусстве, женщинах и детях. По сравнению с мужчиной женщина есть что то несовершенное и не удавшееся. В 1273г. он перестал писать- сказал, что всё солома. На Фоме схоластика не заканчивается, потому что будт Уильям Окком-тонкий доктор, он формулирует очень важный принцип- не стоит умножать сущностей без надобностей. Схоластика закончилась в 15-16 веке в Европе. Наступает эпоха возрождения.
Мишель Монтень Принадлежал дворянству мантии, а не двор. шпаги. Служилый дворянин, низкий чиновник. Филос.книга прошла через католическую цензуру во Франции. Книга написана ни о чём, «назначение книги- доставить удовольствие родне и друзьям» С мишеля начинается жанр эссе. Главное в текстах- это скептицизм. Монте не возражает против христианства, возродает против мелочных догмат, религия- инструмент борьбы, вера внедряется силой, человек очень глуп, не может создать насекомое, но куёт богов. Есть великие умы, но среди них фонатики. О себе- сидящие между двух стульев.(внутрення эмиграция в голове Монтень) Для монте бога кот существует в общем смысле- нет. Монтень сильно повлияет на окружающее общество(много заимствований идей монтеня у шекспира ) Бэкон Бэкон. (эмпирик) Лорд- канцлер. Работа «новый органон». Главн идея- Надо развивать науку опытным путём, эмпирически, индуктивным метод ( от частного к общему), принцип- «истина- дочь времени» (происходить развитие научного познания, природа не храм а мастерская, а человек в ней работник) Идолы- препятствия на пути наук, идолы рода(- разговор о том что человек сам по себе обладает недостаткими), пещеры(каждый учёный как бы в своей пещере, не видит других), рынка(мы пользуемся словами как на рынке, а нужна жёсткая терминология), театра(учёный тож человек, ему льстит внимание, он играет как на сцене, но надо это убрать). С бэкона начинается англ эмпиризм. Ещё будет рационализм. Декарт Иузуиты создали систему образования, кот работала. Рене служит 8 лет офицером в армии. Первый кто задумался о научном методе вообще- сначала что лежит в основе нашего познания? – основн понятия, интеллектуальная интуиция ( всё сомнительно, несомненен лишь сам факт сомнения, но если я сомневаюсь, значит я мыслю, если я мыслю, значит я существую. ) что дальше? Наука – сначала врождённые идеи, потом правила, методы, дальше наука сама из себя тащит нить….. Декатр формулирует представление об анализе ( -мысленное расчлинение целого на части) + синтезе ( целое из частей) механизм- целое= сумме его частей, организм- целое больше суммы его частей…..целостность в отношении живого важнее чем всё остальное. Требования полноты – закон, когда все законы в определ сфере соответствуют ему. Спиноза Был Голландцем из европейской семьи. Родители хотели, чтобы он стал священником, но он порвал с иудаизмом. Его хотели купить, подсылали убийцу, но он стал философом наперекор всему. Он писал свои философские трактаты в Голландии. Главное у Спинозы- это учение о субстанции, мир весь состоит из субстанций, это единственное из чего он состоит. Главный принцип субстанции- тема первопричин, перводвигатель отвергается. Бог для существования мира не нужен, только для создания. Субстанцию никто не толкает, она причина самой себя, не требуется внешнего воздействия. В этом смысле главное, что Бог никогда не имел разума- это не человек. В природе Бога не имеет место ни ум ни воля. Истина богослужения- познание знаков природы. Т.е. природа субстанции мама развивается, сама себя создаёт-люди называют это богом. Пантеизм- отожествление бога и природы. Есть 2 свойства которыми обладает субстанция - атрибуты - модусы Атрибуты Протяженность( лик вселенной) Мышление- один из модусов человек, каждый который способен мыслить. Совокупность всех человеческих знаний сохранена в вечности. Латынь-язык науки. Принцып: не плакать, не смеяться. Существует мораль простых и мораль сложных. Мораль простых-для которых не понять, что бог отожествляет природой. Мораль простых- религия, мораль сложных- наука выводит принцип не плакать не смеяться а понимать. Ян де вит- покровитель Спнозы. Томас Гоббс. Потряс свой век- сделал своё имя пуголом. «Левиафан»- главная работа. Под лебиафаном понимает государство как таковое. Человек- заведённый волчок, который думает что он вращается свободно. Люди по природе равны, но природа дала каждому право на всё, значит все претендуют на всё. «человек человеку волк». Изначально люди вступают в естественное состояние- война всех против всех. Тоббс считает, если бы всё время была эта война, человечество погибло, поэтому люди должны заключ общественный договор- появление веры. Тоббс обосновал позицию абсолютизма. Она направлена против феодализма. Джон Локк. Джон Локк. Последователь Гоббса. Основатель идей либерализма. Письма о веротерпимстве: индивидуализирует понятие бога, он для каждого свой, поэтому бессмысленно спорить и воевать. Просвещение начинается с франции- вольтер. Готфрид Лейбниц. Общался со Спинозей. Родился в профессорской семье, его папа профессор университета. Но он пошёл служить в Германии. Лейбниц один из создателей высшей математики, создал исчисление бесконечно малого, спор о научном приоритете. Его звали в Россию. Принцип Монадо. Работа лейбница –Монадология. Мир сосотоит из огромного числа монад, они могут быть как то связаны друг с другом, но двух одинаковых монад не существует. Двух одинаковых качеств в одном предмете не бывает. Два принципа- 1) принцип всеобщего развития, 2)принцип тождества неразличимых. Отношение к религии: понимает что главная проблема теогицея- оправдание пути бога на земле. формирует концепцию возможных миров: мир может существовать в разных вариантах, бог как творец выбрал наилучший из возможных вариантов. Зло бывает- природное и моральное. Бог расчитал и выбрал модель- в других мирах его было бы больше, моральное зло бог тоже оптимизировал, не убрал зло вообще для того чтобы люди лучше понимали что такое добро. Философия Лейбница оптимистична. Вольткр написал 2 работы против него. Панологизм (пан-всё) – всем управляет логика, которая лежит в основе всех наук, её законы универсальны( всегда выполняются, бог не нарушает логики). Всё что есть в мире делется на 2 вида необходимости- 1. логическая, 2. физическая( уже чем логическая). Все истины 1. необходимые(следствия законов) 2. случайные ( ни от куда не следуют). Истины разума- природная необходимость, истины факта- случайная. Оборотная сторона необходимости- возможность, возможно всё, что не противоречит законам природы. 35. Вольтер. Руссо!!! Формально Вольтер- деист.(у мира два начала, Бог- перводвигатель.) Религия полезна для простых людей, в отношении всех остальных она крайне вредна. Создал интеллектуальное движение- Вольтерьянство. В Росси философию усвоили в форме плохо переваренного вольтерьянства.
Философия Канта. Кант-это немецкое просвещение. Оно более позднее. Написал статью ответ на вопрос что такое просвещение? - выход из состояния духовного несовершенства, имея мужество мыслить самостоятельно.Кант 1724-1804 г.ж. Прожил всю жизнь в Кёненсберге, работа в университете. Не был сильно здоров, но приучал себя к точности. 1)анталогия- учение о бытии(чистый разум) 2) этика.статья «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами мехавидца» Выяснить вопрос кто из них прав – можно только опытом. Наш опыт- конечен. Кант делит все суждения на 1)доопытные( априорние) и 2)апостериорние. Все суждения делятся на аналитические(истинность следует из самого рассуждения) и синтетические(из опыта). Границы возможного опыта совпадают с границами нашего познания. Уровень интеллекта: Уровень рассудка( уровень способности суждения), уровень разума. Сущность мира- вещь тебе(окончательно не познаваема), и ещё что то вещь всем Критика практического разума. Категорический императив. Существует некоторые вопросы, ответ на которые возможен в пределах опыта, но не сегоднящнего. Но есть ещё и возможный опыт, когда появятся более точные приборы. Эффект |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы