Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Патристика. Августин( 5 век)



Исповедь

Состоит из 10 глав из которых 2 философские. Бог сделал нас людьми, а проповедниками мы сделаем себя сами. Читал Цицерона, но считал это неправильным. Он закончит свои дни на посту епископа Милана. Создаст исповедь и о граде божьем.

1) Теоцентризм- бог находится в центре мира, он везде.

2) Бог-личность, этим он отличается от просто фартуны

3) Провиденциализм- бог способен воздействовать на судьбу человека. Время: Реально только настоящее, будущее как надежда, а прошлое как память. Проблема теодиции( это оправдание пути бога на земле. Люди понимают зло тогда, когда им не хватает добра, зло допущено для того, чтобы понять что такое добро.

Тема свободы воли:

Если бог всемогущ, то насколько человек свободен в своих действиях? -свободен ли он в своих действиях, или бог кукловод? если это так, то тогда невозможно сформулировать понятие вины и греха.

Зло может быть( не по Августину)

По Августину: Зла не существует, зло- это отсутствие добра.

1) Всемогущ и всеведущ, но не всевластен

2) Если всевластен и всемогущ, но не всеведущ

3) Если всеведущ и всевластен, но не всемогущ

О граде божьим:

1 часть-дело не в христианстве, фактически он на огромном материале пытается доказать, что раньше встречались вещи похуже( землетрясения, варвары). Падение Рима( причина христианства) вера в бога и христа не является страховым полисом в жизни. Если ты христианин, то не значит, что тебе будет легче.

 

22. Патристика. Боэций.(конец 5 начало 6 века)

Первый министр. Основатель философской работы « Комментарии Боэция на комментарий Порфилия». Был музыкантом и музыкальным критиком. Поставил главный вопрос: говорил, что всё первично: существует ли категории красота, добра, бытия-существуют ли они до вещей, существуют ли они в вещах или до вещей и в вещах.

3 вида ответов:

1) Средневековый рационализм( пространство само по себе, до вещей)

2) Ярлыки на вещах, а вещей нет, номенализм(белизна-совокупность всех белых вещей)

3) Концептуализм( существуют в вещах и помимо вещей)

4) Боэций создаст новую педагогическую систему, новую систему обучения

Трилиум-логика, грамматика, риторика.

Кватрилиум- геометрия, астрономия и музыка

Первый университет-Парижский университет. Образование должно иметь 2 ступени: учение 7 свободным искусствам(магистр 7 искусств)

Богословский медицинский факультет, факультет прав. Последняя работа: «Утешение философии»

Тема Фортуны

Греки понимали фортуну как женщину, у которой спереди кудри, а сзади всё выбрито, поэтому хватай фортуну пока она к тебе лицом. Есть вещи, которыми можно обладать благодаря фортуне, и есть вещи, которыми нельзя обладать благодаря фортуне. Стать великим человеком можно только благодаря своим личным качествам. Помешать фортуне можно, а помочь нет, помочь может человек. Кто зависит от фортуны, с помощью фортуны даётся богатство и власть.

Власть и фортуна

Главное, что может дать фортуна-власть. Люди растут не по заслугам, а с помощью фортуны.

 

Схоластика. Ансельм Кентерберийский.

Схоластика- это школьная философия, возникновение засчёт возникновения университетов в Париже, в лондоне, ранние университеты в Европе. XIIвек. Человек завистник своего статуса.

Учись так как будто будешь жить вечно, живи так, как будто завтра умрёшь! попытался доказать бытие бога. И сказал безумец в сердце своём нет бога, даже безумец отрицает существование бога. Человек может дойти до отрицания, Ансельм говорил то бог существо-которое обладает всеми возможностями. Существо не может не существовать. Понятие бога-понятие существовать. Доказательство бога говорит о том что нет полного доверия и сомнения. В богословии есть область которую нужно доказывать.

 

Схоластика. Абеляр

Бернард Клервоский- противник рационально познания бога, он был за чувственное восприятие. Было принято решение на соборе сжечь книгу Абеляра. За Абеляра горой стояли студенты. Считал что Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его. Абеляр считал, что недостаток религий состоит в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой с детства. Получил образование в различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе. После Абеляра возникла проблема как соотносится разум и вера, эта проблема была основной для всей схоластической философии.

 

Схоластика. Фома Аквинский

Высокая схоластика 13 века. Он был из рыцарской семьи, но заинтересовался наукой и захотел учиться в парижском университете, путь в который лежал через монастырь. Он был очень крепок. Сверстники дали ему прозвище «молчаливый бык». Его учителем был Альберт.

Богословие:

-катофотическое( познание творца через творение)

- арофотическое( отрицание богословия. познание бога, через познание того, чем он не является)

5 доказательств Бога

1) Кинитическое( Если всё двидется, то должен быть перводвигатель, которым является Бог)

2) Первопричина( мир представляет собой причинно следственную связь. Такая цепочка должна иметь первое звено, первопричину, которой является Бог)

3) Доказательство необходимости и случайности( всё что происходит в мире связано с необходимостью и случайностью. Может наступит момент, когда все случайности совпадут, тогда мир исчезнет, но этого не происходит, потому что что-то является абсолютной необходимостью- это Бог)

4) Доказательства от степени совершенства

5) Доказательство от руководства миром( в мире всё происходит синхронно, потому что есть руководящая сила-это бог.

По Фоме есть 2 истины-философская и богословская. Теология может взять что-то от фил. Дисциплин. Философия служанка богословия. Философия не должна залезать туда, куда её не просят. А теология тоже не должна всюду действовать. Фома разобрался в философских трудах Аристотеля. Работа Фомы «суммы теологий» Это эпокальный для своего времени труд. Неотализм- современная католическая доктрина. Доктор богословия в католицизме имеет право на собственное суждение т.е. тебя не могут быть преданы на суд цивилизации. Фома в рамках естественных наук стоит на уровне Аристотеля. Фома ничего не понимает в искусстве, женщинах и детях. По сравнению с мужчиной женщина есть что то несовершенное и не удавшееся. В 1273г. он перестал писать- сказал, что всё солома. На Фоме схоластика не заканчивается, потому что будт Уильям Окком-тонкий доктор, он формулирует очень важный принцип- не стоит умножать сущностей без надобностей. Схоластика закончилась в 15-16 веке в Европе. Наступает эпоха возрождения.

 

 

Эпоха возрождения.Мартин Люттер

Ядром возрождения были гуманисты. Гуманисты представляют лёгкий кружок, увлекающийся изучением античности.

Эразм Роттердамский

Он поновому перевёл с греч. Новый завет. Этим прославился. Коперник столкнулся с проблемой празднования праздника Пасхи.

Индульгепция- способ ответственности за грехи. В каталоцизме человек спасается благодаря хорошим делам. Был сформулирован догмат о чистилище( месте, где душа проводит сорок дней после смерти).

Лютер

Он решил, что люди первоначально разделились на грешников и праповедников. И никакая индульгенция не нужна, она бессмысленна. Это привело к большей перемене в эпохе возрождения. не смог совмешать мораль и право и пошел на богословие. Идея Лютера- «Если человек успешен в своих делах- это свидетельство божественной любви, значит человек будет спасён».

Мишель Монтень

Принадлежал дворянству мантии, а не двор. шпаги. Служилый дворянин, низкий чиновник. Филос.книга прошла через католическую цензуру во Франции. Книга написана ни о чём, «назначение книги- доставить удовольствие родне и друзьям» С мишеля начинается жанр эссе. Главное в текстах- это скептицизм. Монте не возражает против христианства, возродает против мелочных догмат, религия- инструмент борьбы, вера внедряется силой, человек очень глуп, не может создать насекомое, но куёт богов. Есть великие умы, но среди них фонатики. О себе- сидящие между двух стульев.(внутрення эмиграция в голове Монтень) Для монте бога кот существует в общем смысле- нет. Монтень сильно повлияет на окружающее общество(много заимствований идей монтеня у шекспира )

Бэкон

Бэкон. (эмпирик)

Лорд- канцлер. Работа «новый органон». Главн идея- Надо развивать науку опытным путём, эмпирически, индуктивным метод ( от частного к общему), принцип- «истина- дочь времени» (происходить развитие научного познания, природа не храм а мастерская, а человек в ней работник) Идолы- препятствия на пути наук, идолы рода(- разговор о том что человек сам по себе обладает недостаткими), пещеры(каждый учёный как бы в своей пещере, не видит других), рынка(мы пользуемся словами как на рынке, а нужна жёсткая терминология), театра(учёный тож человек, ему льстит внимание, он играет как на сцене, но надо это убрать). С бэкона начинается англ эмпиризм. Ещё будет рационализм.

Декарт

Иузуиты создали систему образования, кот работала. Рене служит 8 лет офицером в армии. Первый кто задумался о научном методе вообще- сначала что лежит в основе нашего познания? – основн понятия, интеллектуальная интуиция ( всё сомнительно, несомненен лишь сам факт сомнения, но если я сомневаюсь, значит я мыслю, если я мыслю, значит я существую. ) что дальше? Наука – сначала врождённые идеи, потом правила, методы, дальше наука сама из себя тащит нить…..

Декатр формулирует представление об анализе ( -мысленное расчлинение целого на части) + синтезе ( целое из частей) механизм- целое= сумме его частей, организм- целое больше суммы его частей…..целостность в отношении живого важнее чем всё остальное.

Требования полноты – закон, когда все законы в определ сфере соответствуют ему.

Спиноза

Был Голландцем из европейской семьи. Родители хотели, чтобы он стал священником, но он порвал с иудаизмом. Его хотели купить, подсылали убийцу, но он стал философом наперекор всему. Он писал свои философские трактаты в Голландии. Главное у Спинозы- это учение о субстанции, мир весь состоит из субстанций, это единственное из чего он состоит. Главный принцип субстанции- тема первопричин, перводвигатель отвергается. Бог для существования мира не нужен, только для создания. Субстанцию никто не толкает, она причина самой себя, не требуется внешнего воздействия. В этом смысле главное, что Бог никогда не имел разума- это не человек. В природе Бога не имеет место ни ум ни воля. Истина богослужения- познание знаков природы. Т.е. природа субстанции мама развивается, сама себя создаёт-люди называют это богом. Пантеизм- отожествление бога и природы. Есть 2 свойства которыми обладает субстанция

- атрибуты

- модусы

Атрибуты

Протяженность( лик вселенной)

Мышление- один из модусов человек, каждый который способен мыслить. Совокупность всех человеческих знаний сохранена в вечности. Латынь-язык науки.

Принцып: не плакать, не смеяться. Существует мораль простых и мораль сложных. Мораль простых-для которых не понять, что бог отожествляет природой. Мораль простых- религия, мораль сложных- наука выводит принцип не плакать не смеяться а понимать. Ян де вит- покровитель Спнозы.

Томас Гоббс.

Потряс свой век- сделал своё имя пуголом. «Левиафан»- главная работа. Под лебиафаном понимает государство как таковое. Человек- заведённый волчок, который думает что он вращается свободно. Люди по природе равны, но природа дала каждому право на всё, значит все претендуют на всё. «человек человеку волк». Изначально люди вступают в естественное состояние- война всех против всех. Тоббс считает, если бы всё время была эта война, человечество погибло, поэтому люди должны заключ общественный договор- появление веры. Тоббс обосновал позицию абсолютизма. Она направлена против феодализма. Джон Локк.

Джон Локк.

Последователь Гоббса. Основатель идей либерализма. Письма о веротерпимстве: индивидуализирует понятие бога, он для каждого свой, поэтому бессмысленно спорить и воевать.

Просвещение начинается с франции- вольтер.

Готфрид Лейбниц.

Общался со Спинозей. Родился в профессорской семье, его папа профессор университета. Но он пошёл служить в Германии.

Лейбниц один из создателей высшей математики, создал исчисление бесконечно малого, спор о научном приоритете. Его звали в Россию.

Принцип Монадо. Работа лейбница –Монадология. Мир сосотоит из огромного числа монад, они могут быть как то связаны друг с другом, но двух одинаковых монад не существует. Двух одинаковых качеств в одном предмете не бывает. Два принципа- 1) принцип всеобщего развития, 2)принцип тождества неразличимых.

Отношение к религии: понимает что главная проблема теогицея- оправдание пути бога на земле. формирует концепцию возможных миров: мир может существовать в разных вариантах, бог как творец выбрал наилучший из возможных вариантов. Зло бывает- природное и моральное. Бог расчитал и выбрал модель- в других мирах его было бы больше, моральное зло бог тоже оптимизировал, не убрал зло вообще для того чтобы люди лучше понимали что такое добро. Философия Лейбница оптимистична. Вольткр написал 2 работы против него.

Панологизм (пан-всё) – всем управляет логика, которая лежит в основе всех наук, её законы универсальны( всегда выполняются, бог не нарушает логики). Всё что есть в мире делется на 2 вида необходимости- 1. логическая, 2. физическая( уже чем логическая). Все истины 1. необходимые(следствия законов) 2. случайные ( ни от куда не следуют). Истины разума- природная необходимость, истины факта- случайная. Оборотная сторона необходимости- возможность, возможно всё, что не противоречит законам природы.

35. Вольтер. Руссо!!!

Формально Вольтер- деист.(у мира два начала, Бог- перводвигатель.)

Религия полезна для простых людей, в отношении всех остальных она крайне вредна.

Создал интеллектуальное движение- Вольтерьянство. В Росси философию усвоили в форме плохо переваренного вольтерьянства.

 

Философия Канта.

Кант-это немецкое просвещение. Оно более позднее. Написал статью ответ на вопрос что такое просвещение? - выход из состояния духовного несовершенства, имея мужество мыслить самостоятельно.Кант 1724-1804 г.ж. Прожил всю жизнь в Кёненсберге, работа в университете. Не был сильно здоров, но приучал себя к точности.

1)анталогия- учение о бытии(чистый разум)

2) этика.статья «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами мехавидца» Выяснить вопрос кто из них прав – можно только опытом. Наш опыт- конечен. Кант делит все суждения на 1)доопытные( априорние) и 2)апостериорние. Все суждения делятся на аналитические(истинность следует из самого рассуждения) и синтетические(из опыта).

Границы возможного опыта совпадают с границами нашего познания. Уровень интеллекта: Уровень рассудка( уровень способности суждения), уровень разума.

Сущность мира- вещь тебе(окончательно не познаваема), и ещё что то вещь всем

Критика практического разума. Категорический императив.

Существует некоторые вопросы, ответ на которые возможен в пределах опыта, но не сегоднящнего. Но есть ещё и возможный опыт, когда появятся более точные приборы. Эффект Доплера- странным образом звук от источника звука воспринимается нами в разной тональности, в зависимости от того в какую сторону он движется. Этот эффект объясняет разную частоту, а дальше- возможный опыт. Световые явления- тоже эффект доплера. На улетающих звёздах, спектры смещены в сторону красного- значит звезда летит от нас. Все звёзды красного цвета- вселенная расширяется. Синтетическая апостериоль. Кант считал, что математика- синтетическая априория. Физика может быть немного другой, а математика везде одинаковая.

Этика Канта. Построена на принципе категорического императива( некое требование, является обязательным). Поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства. Значит- любое моё действие должно быть легитимно, в отношении любого другого человека. Категор.императив всех уравнивает, направлен на тему каражи, достоинства человека, человек не должен становиться холоппом. Нравственность нельзя построить на принципах личного и всеобщего счастья счастья. Нельзя никого заставить быть счастливым. Нравственность получается совершенно автономно, она ни от чего не зависит, даже от бога. Не заповеди бога, а долг заставляет себя вести нравственно. Религия- не причина морали. Наши поступки с моральной точки зрения- самоочевидны.

Эстетика канта. Кант выделяет прекрасное в особую сферу духа и в этой сфере исчезает норма. Понятие нормы присуще науке, существует в морали. Кант был существом абсолютно мирным, тихим и скромным. Кант в своём анализе поставил вопросы, которые окончательно ввели нравственность автономно.

 

Т.В. Фридрих Гегель.

Великиё немецкий философ 19 века. Умер от халеры. Диалектический метод. В античные времена диалектика- искусство спора. А у гегеля- учение о развитии мира. В основе мира не материальное начало, а духовное. Он в процессе развития строит и развивает мир, оно не статично, а динамично. Процесс развития у Гегеля –по спирали. Процесс в три этапа – тезис, антитезис, синтез. Существуют законы диалектики:

* закон единства и борьбы противоположностей,

*закон перехода количественных изменений в качественные,

*закон отрицания отрицания.

Гегель сформулировал эти законы, как законы самого бытия.

Сформулировал свои принципы, как принципы восхождения мирового духа. Гегель создаст «Философию права». Всё действительно- разумно, а всё разумное- действительно. Вся континентальная философия была наполнена Гегелем. После смерти Гегеля его труды в университете Белинского читал Шеллинг, его друг. Среди студентов был Бакунин, Энгельс. Курс провалился. Народ постепенно начал понимать, что то что им читают не имеет отношение к их интересам, у них возникли возражения: Вопрос о смысле прогресса.

Философия Марксизма.

Маркс снова актуален, ситуация становится более разумной. Маркс жил в германии, участвовал в революции 1948 года, затем эмигрировал. Маркса поддерживал Энгельс. Основанная тема работы Маркса «капитал» связанна с проблемой того как растёт капитализм, за счёт чего, М рассмотрел теорию стоимости(мера вложенного в товар человеческого труда).М выяснил, что капиталист оплачивает не весь труд, а только его часть, образуется прибавочная стоимость( не оплаченная часть товаров и услуг) Прибавочная стоимость и приводит к росту капитала. Формула деньги- товар- деньги.

Проблема части оплаченного труда актуальна для нашей страны. В России рабочий получает только четверть оплаты труда, в Европе- половину.

След проблема- проблема отчуждения труда. В капиталистическом общ-ве человек не заинтересован в результатах труда, поэтому труд становится обузой.

Человек воспринимает труд как то, от чего он уже устал, не начав. Рабочему платят не за труд, а столько, чтобы рабочий мог сохранять свою рабочую силу.

Маркс левый сторонник идей Гегеля. Пересмотрели развитие мира по гегелю(от идеи), у маркса наоборот развивается материя, мир материален и развивается он сам. У гегеля- дух, у маркса- процесс самодвижения материи. В центре – 2 фактора: производительные силы и производственные отношения. Развиваются производительные силы общества. Маркс видел, что ускоряется процесс развития производит сил.
Отношения по поводу производства между классами-производств отношения.

Развитие производственных отношений отстаёт от производственных сил.

Сложности, возникающие в производственных отношениях приводят к классовой борьбе.

Маркс сказал, что гуманизация общественных отношений происходит через классовую борьбу.

Разделение общества на базис и надстройку. Экономика- базис, остальное- надстройка.

Маркс предложил использовать государство.

Альтернатива марксизма- либерализм.(общ-во состоит из индивидов)

Жизнь показала, что капитализм не способен себя содержать, опыт европейских и американских кредитов.

 

Сёрен Кьеркегор(1813-1855)

-датский теолог, филосов и писатель. Как и Шопенгауэр высказывает недоверие к разуму. Он отрицал, единое идеальное начало мира-будь то воля или разум. Кьеркегор выдвинул идею «экзестенциального мышления». В отличие от научного мышления, исходяшего из теоретических принципов, экзестенциальное связано с внутрене духовной жизнью личности, с её интимными переживаниями. Вместе с тем Кьеркегор обрашал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, на обречённость на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т.д. Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, К. критиковал предществующих философов, прежде всего за абстрактный подход к человеку. К. возврашается в лоно христианской религии, в которой бог так же обладает личностной формой. Несомненная заслуга этого философа заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил своё внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия. Он остро критиковал традиционнное понимание задач философии за то, что она теряет именнно личностный аспект бытияЮ его субъективную сторону. Задача философии: «в том что бы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать истину в в том, что ве привыкли считать пародоксом и абсурдом.

 

Артур Шопенгауэр.

«Мир как воля и представление».

(1788-1860) последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия). Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас). Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. ёСлова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры.

 

Фридрих Ницше.1, 2 период.

1.антихристианин(проклятье християнства) 2.воля к власти-была создана после его смерти.

1. решил послностью разобраться с христианством, что происходит, что повышает в человеке волю к власт. Слабые и неудачники должны погибнуть, в этом ещё и должны помочь им «Падающего-толкни». Говорит, что нельзя быть христианином, потому что при эитом нельзя смотреть прямо. По его мнению виновник апостол Павел, а не Иисус.

2.Работа начинается с тобого, что Бог мёртв и вера не правдоподобна. К концу 19-ого века люди перестают верить, причём массово. Это значит, что западной культуры не стало, наступает время нигилизма-там на верху ничего нет. Происходит переоценка ценностей. Но место бога может и не пустовать. Место бога должен занимать сверхчеловек. Это закон самопреодаления. Он считае, что каждое последующее поколение лучше предыдушего, прежде всего духовно.Сверхчеловек относится к человеку, так как человек относится к обезьяне-но это примитивно, но Ницще таковым не был.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь