Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пифагор и пифагорейский союз. (580 – 500 гг. н э)
Сформулировал понятие философия – любовь к мудрости. Архэ он считал числа. Математика самый главный предмет. Союз: 1. Акусматики (знание с голосом) 2. математики ( знание с обоснованием). Научись ценить математику независимо от практических значений, избавь математику от служения дел купцов. Душа бессмертна и вселяется через время в другого человека.
Элейская школа. (Ксенофан, Парменид, Зенон) 5 век до н э. Родоначальник Ксенофан. Он смеялся над представлениями людей о богах. Человек творит кумира из себе подобных. Парменид – доверять можно только разуму, чувства обманывают нас. Онтология – учение об идее бытия. Бытие есть, а небытия нет. Бытие не только существует, но оно едино, неделимо и однородно. Бытие есть всегда. Бытие никогда не заканчивается и не имеет начала. Зенон (Элейский) создал опори трудно разрешимые, которые подтвердили правоту учителя. 1 опория- Ахилес и черепаха. Ахилес никогда не догонит черепаху. Потому что бесконечное движение черепахи, и когда Ахилес наступит на место черепахи, черепаха продвинется на немного. Бесконечное деление пространства. 2 опория – Куча. Сколько нужно зерен, чтобы они составляли кучу? 3 опория- Лысый. Сколько нужно волос, чтобы человек считался лысым? Проблема в специфике человеческого восприятия.
Демокрит 5 век до н.э. Абдеры- захолустье. Он 3 сын в семье получил мало наследства. Он промухал все наследство и в город его теперь не пускали. Он путешествовал и учился. Мельчайшие частицы он называл их отсталыми, они соединяются и образую окружающий нас мир. Также он объяснил цепи причин, нахождение причинно-следственной связи. Все в мире происходит не случайно, случайностей не бывает. Случайность есть мера нашего незнания, никакой случайности нет. В саду сидел чел и пил вино и с большой высоты на него упала черепаха. Случайность? Нет, повадка Орла, который поднимает пищу в воздух и разбивает ее. Нет ничего случайного есть причина. Жесткий детерминизм – отсутствие случайности. Но не все события имеют причины, с какой ноги сегодня встал ( привычка) Существуют необходимые события и случайные. Он последний философ, который занимался архэ и природой. Реформы Афинского суда, набирали судей из числа законных представителей по жребию. Платили по 2 монеты в день потом увеличивали плату. Судить хотели множество людей. Голосовали камушками. Демократическая процедура выборов. Также есть привилигированные атомы – гладкие сферические, легковоспламеняющиеся.
Софисты. (Протагор, Горгий, Продик) Софийские учителя учили ораторскому мастерству и менеджменту. Протагор ( ок. 480 – ок. 410 гг до н. э.)-“Человек есть мера всех вещей существующих поскольку они существуют и несуществующих поскольку они не существуют”. Сформулировал мнение и убеждение в суде. Учили разговаривать с разными социальными группами. В суд приводить жену и детей. Горгий ( 483-375 гг до.н.э)-“ничего не существует, а если что- нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Ни о чем нельзя сказать достоверно. Продик (470-460 гг до н.э) Искуссто разговора, он любитель языка. Его Сократ считал учителем. Мнение большинства –истина. Нет таковой истины так таковой.
Сократ. ( 470 -399 гг до н.э) Субъективистско-антропологическая тенденция развития, начала у Сократа. Сократ был из простой семьи, он ничего не писал, писали только те кто за ним ходил. Он все время гулял в Афинах. Большой сам по себе человек, совершил подвиг вынес 2-х раненых солдат, и вышел в первые ряды воевать. Поддерживали друг друга в ряду. В последний раз в последней шеренге их осталось только трое. Два принципа его философии: 1) Познай самого себя ( Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека, он первый дал установку на самопознание) 2) Я знаю, что ничего не знаю. ( Сократ относился к окружающим иронично и в общепринятых истинах он заставлял сомневаться людей, он призывал людей к собственным логическим рассуждениям, которые были бы обоснованы и доказаны собственно) Он различал мнение и знание. Чтобы получить знание нужно потрудиться. Он говорил, что человек, который знает, что такое хорошо, а что дурно, никогда не поступит дурно. Основополагающая способность человека –разум. Именно разум может дать знание. В последствии он был обвинен в суде из за того что Сократ не признает богов и относиться к ним с иронией. Он объяснил разницу между мнением большинства и истиной. Он понадеялся на что его оправдают, хотя мог бежать из под стражи. Но был убит. Эврипит – драматург разделил науку на риторику и логику.
Платон - теория идей. (5-4 век до нашей эры) Древнегреческий философ Аристоку (широкий), после смерти Сократа не захотел оставаться, попал в рабство, вернулся в Афины и создал школу, которую закроют в 6 веке до н.э. Платон создатель Объективного идеализма. Материализм, а у Платна лежат идеи порождающие модель вещи. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идея находиться в уме Бога. Фундамент – точка зрения. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, и как узник вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противоречие: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.
Платон – учение об идеальном государстве. Устойчивость государства зависит от справедливости! Что же такое справедливость? Око за око, зуб за зуб принцип Таллиона. У Платона сформулировал идею об идеальном государстве. Первые были правители аристократы наиболее мудрые. 1) Правители – философы( в 50 лет назначались на 20 лет) 2) Воины – стражи (Все должно быть точно в этих делах, у них не должно быть собственности, чтобы не бояться внутренних врагов) 3) Крестьяне – ремесленники ( должны добросовестно выполнять свою работу, беспошлинная торговля, но должны жить без излишков) Выделял следующие формы: 1) Идеальное государство – аристократия. 2) тимократия, тирания, олигархия, демократия. Тимократия – власть военных, государство агрессивно. Их души грубее чем у философов. В 20 лет экзамен, который делит на 3 категории, будущие правители и ремесленники. Достатка быть не должно, иначе ремесленники сопьются. Те, кто попадают в военных и философов в 35 лет еще один экзамен и проверяют кто станет правителем. Военные не должны касаться к золоту, оно их марает. Богатые и бедные. Богатые опоясыватся на груди и мир существует для богатых. Слабое государство олигархия – не конец переходит в демократию. В демократии анархия, он относился к демократии с критикой. Каждый там сам по себе. Из демократии появляется тирании. Тиран – делает гадость, чувств сильные отрицательные эмоции, взаимное отторжение с гражданами. Все насквозь конфликтогенны справедливость- лекарство.
Платон – место искусства в идеальном государстве. Искусство – влияет на окружающие. Надо остерегаться вводить новые новые виды музического искусства. В музическом искусстве рискуют всем. Не бывает искусства без изменения государственности. Ведь нигде не бывает перемена музического искусства без изменения в самих государственных становлениях. Искусство - это подражение действительности. Меняется искусство, меняется и форма. Платон говорит, что в государстве можно, а что нельзя. Танец: Военная пляска (подражение военным), Мирная пляска (подражение людей). Он говорит, что нельзя осмеивать высокое. ТРАГЕДИЯ. Платон допускал остальные типы трагедии отрицает. Трагедия столкновения сильного человека с превосходящим его по силе. 2 трактата несогласия: 1) позиция актера, 2) позиция зрителя.(поведение в обществе)
Аристотель Метафизика. Последний учитель Греции, Сократ учитель Платона, а Платон учитель Аристотеля. Аристотель не согласен с Платоном ( об идеях, что он приписал идеям самостоятельное существование обособив и отделив от чувственного.) Платон мне друг, но истина дороже. Вынужден был выбирать между дружбой и истиной. Аристотеля выгнали после того, как умер Платон. И он уехал в Македонию к Филлипу. Он создал свою школу Ликейскую, Аристотель любил гулять с учениками много. Мы вынуждены выбирать между дружбой и истиной и выбрали истину. Аристотель был учителем Македонского. Македонский пытался привить восточным народам греческое образование. Александр Македонский объявил себя богом и должен следовать определённым обрядам. Аристотель подверг критики теорию идеи. Всякая идея уходит в бесконечность.
1 книга 1 книгу Аристотель начинает с утверждения, что все люди от природы стремятся к знанию. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это еще не высшее знание каковым является только знание самоценное — мудрость— знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми называли тех, кто много знает, однако все знать нельзя, но можно знать причины всего. Как раз философы с самого начала интересовались причинами: как происхождения Вселенной, так и того, что хорошо. Такое знание он называет божественным. Далее, в 3 главе 1 книги, Аристотель перечисляет четыре причины всего: Сущность Материя Начало движения Благо
Аристотель критикует своих предшественников за особый акцент на материальной причине: на воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит) или всех элементах сразу (Эмпедокл). К началам движения он относил ум, дружбу и вражду. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев (5 гл.) и Платона (6 гл.).
2 книга Во 2 книге Аристотель определяет философию как знание об истине, причем истина оказывается целью знания.
3 книга В 3 книге Аристотель указывает на трудности познания причин: существуют ли сущности и где они пребывают? Он также критикует представление о богах, утверждая, что те, кто едят, не могут быть вечными.
4 книга 4 книга посвящена понятию сущность. Аристотель подчеркивает, что под этим словом могут пониматься тела, элементы или числа.
5 книга 5 книга посвящена началу движения. Аристотель говорит о том, что все причины суть начала. Здесь он также рассуждает об элементах, которые являются неделимыми составными частями; и о природе. Он сообщает, что сущностями могут быть названы и простые тела. Здесь раскрываются понятие возможности как начала движения.
6 книга В 6 книге Аристотель говорит о трех видах умозрительного знания: математика, философия и теология.
7 книга В 7 книге Аристотель продолжает разговор о сущности.
8 книга В 8 книге он переходит к разговору о началах. причинах и элементах сущностей. Аристотель подчеркивает, что наименее спорными считаются чувственно - воспринимаемые сущности, которые имеют материю. Он замечает, что форма вещей может быть отделена от самих вещей только мыслью.
9 книга В 9 книге Аристотель разбирает отношения возможности и действительности (осуществленности). Возможности делятся в свою очередь на врожденные и приобретенные.
10 книга 10 книга начинается с рассмотрения вопроса о едином, которое бывает либо непрерывным, либо целым.
11 книга 11 книга начинается с рассмотрения мудрости как науки о началах. Аристотель противопоставляет единичные вещи общим понятиям и ставит под вопрос реальность последних. Он также рассматривает такие виды изменения как возникновение и уничтожение. В этой главе он перечисляет 7 категорий сущность качество, место действие, страдание, отношение и количество.
12 книга
12 книга посвящена понятию первого двигателя, который есть неподвижной, бесконечной причиной, Богом или Умом (нусом), целью которого есть стремление к Благу и порядку в действительности. Здесь же он приводит свое знаменитое утверждение, что все изменяется из сущего в возможности в сущее в действительности. Причем все, что подвержено изменению, материально.
13-14 книга 13 и 14 книги посвящены критике эйдосов и чисел, якобы существующих помимо вещей. Аристотель подобно Платону разделяет прекрасное и благо ибо первое относится к неподвижному, а второе — к действию. Однако в пику своему учителю он противопоставляет общее сущности.
Аристотель Политика Книга 1 Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» Семья составляет неотъемлемую часть государства. Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху. В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим. Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» Домохозяйство (греч. — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления
Книга 2 Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота».По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение»
Книга 3 Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам. По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления. Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть передают по наследству или выбирают. Извращением царской власти является тирания. Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан.). Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче». Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии.
Книга 4 Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство: Народ — крестьяне, производящие продукты питания Ремесленники — создают орудия труда. Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров Чиновники — рационально управляют государством Военные — защищают государство Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней. Должностной орган Судебный орган
Книга 5 Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном. Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
Книга 6 Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.
Книга 7 Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества. Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие: Обеспечение пропитанием Комфорт Защита Достаток Религиозный культ Справедливость Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Книга 8 Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб». Существует четыре основных обучающих предмета: Грамматика Гимнастика Музыка Рисование Несогласие в сфере государства. Аристотелю непонятно идеальное государство Платона. Он считал в лучшем государственном устройстве: 1) Безотносительно к добродетели превышающей добродетели обыкновенного человека ( не может быть государство из одних хороших героев) Аристотель выводит принцип Золотой середины. 2) Безотносительно к воспитанию для которых потребные природные дарования и счастливые обстоятельства. ( не может состоять только из гениев) 3) Безотносительно к тому идеальному государству и строю, о котором можно только мечтать ( не бывает идеального государства) |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы