Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Нового времени (17-18 вв.).
Основными направлениями философии Нового времени являются эмпиризм (в основе познания лежит опыт), сенсуализм (единственным источником достоверных знаний о мире является чувственное восприятие) и рационализм (источником достоверных знаний о мире является разум). Ф. Бэкон — основатель эмпиризма (в основе познания лежит исключительно опыт). Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон создал индукцию — метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию. Т. Гоббс — ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, которые способствовали научно-техническому прогрессу. В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступал на стороне эмпиризма; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан» («Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью необходимо заключить общественный (совместный) договор. Дж. Беркли (субъективный идеализм) утверждал, что материи нет, существовать — значит быть воспринимаемым. Источником всех наших ощущений, за которыми ничего нет, является Бог (все мы снимся Богу и одновременно друг другу). Мир состоит из духов и идей (люди и предметы). Идеи не могут быть причиной чего-либо, их причина — дух. Идеи духа нет, о существовании других духов мы узнаем по идеям их действий. Дух — это ум и воля. Законы природы — это связь идей. Мировой Дух (Бог) производит идеи, не зависящие от нас («Трактат о принципах человеческого знания»). Р. Декарт — основоположник рационализма (основой как бытия, так и познания является разум), считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интеллектуальная интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»), остальное постигается методом дедукции (определение неизвестного через ранее познанное). Основал дуализм (наша психическая жизнь полностью автономна), утверждал, что человек совмещает в себе две субстанции (материальную и духовную), следовательно, дуалистичен (двойственен). Материя и сознание существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Б. Спиноза — рационалист, представитель пантеизма (Бог является синонимом Вселенной). Природа Бога постижима через его атрибуты — протяженность и мышление. Они комбинируются и создают бесконечное многообразие аспектов (модусов). Ум человека — один из модусов бесконечной Мысли, тело — модус протяженности. Через размышление человек может подняться над иллюзией чувств и найти покой в союзе с Богом. Субстанция Природа — Бог имеет внутреннюю причину самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо, бесконечна в пространстве и времени. Философия Просвещения утверждала, что общество можно улучшить путем просвещения масс. Д. Дидро отстаивал идею деизма (бог создал мир и больше не вмешивается в его дела). Ф. Вольтер выступил против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину! »). Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею воспитания естественного, т.е. неиспорченного цивилизацией человека («Новая Элоиза»). По его мнению, только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости. Гердер предложил теорию постепенного развития Вселенной от неживых форм к органической природе и к человеку. Философия Просвещения критиковала основы феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков в борьбе за свободу философской и научной мысли; за науку против мистики; за разум против веры и основная рационалистическая идея: переустройство жизни на разумных началах.
Немецкая классическая философия 19 века. Немецкая классическая философия была подготовлена рядом факторов: 1.Влиянием французской буржуазной революции. 2.Влиянием промышленной революции в Англии. 3.Достижение естественных наук. Германия конца 18 века – это раздробленное феодальное государство, в нем господствовали идеалистические воззрения. Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер. Яркие представители немецкой классической философии – И.Кант, Гегель, Фихте, Фейербах. И.КАНТ (1724-1804), главное произведение – «Критика чистого разума». 1.ОНТОЛОГИЯ. С одной стороны для Канта присуще естественное объяснение происхождения вселенной, из хауса. Солнечная система – говорил Кант, - произошла из первоначальной туманности. Существует множество миров, они находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения. С другой стороны, Кант утверждал, что конечной первопричиной мира является Бог. Любое существо, в конечном счете, создано Богом. 2.ГНОСЕОЛОГИЯ. С одной стороны, Кант признавал, объективное существование вещей, называл их «вещь в себе». С другой стороны, Кант утверждал, что познать эту «вещь в себе» невозможно. Кант – агностик, он говорил, что ощущения зависит от органов чувств, они субъективны и ничего общего с предметами не имеют. ГЕГЕЛЬ (1770-1831), главным произведением «Наукология». ОНТОЛОГИЯ. Гегель яркий представитель объективного идеализма. с т. зрения Гегеля абсолютная идея – бог творит окружающий нас мир. ГНОСЕОЛОГИЯ с т.зрения Гегеля: 1.мир познаваем, наши мысли о мире адекватны самому миру.2.Гегель выступил против априори Канта Главной заслугой философии Гегеля является разработка диалектического метода познания: 1. Гегель противопоставил диалектику, как метод познания метафизики. 2. с позиции объективного идеализма он обосновал законы и категории диалектики. 3. Гегель разработал 3 диалектических принципа: А) принцип отрицания – отрицания; Б) принцип единства и борьбы противоположностей. противоречие, как источник развития; В) принцип перехода количества в качество. В этих принципах в идеалистической форме Гегель закрыл законы диалектики: закон отрицания – отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качество. 4. Гегель разработал основные категории диалектики – количества, качества, мера, скачок, сжатие, отрицание и др. Вывод: 1.рациональная философия Гегеля заключалась в разработке диалектики, диалектического метода познания; 2.Гегель отрицатель объективного идеализма. ФЕЙЕРБАХ (1804-1872), главное произведение «сущность христианства». ОНТОЛОГИЯ. Материалист. Фейербах утверждал, что человек есть продукт природы; он подверг критике философию Гегеля. ГНОСЕОЛОГИЯ. 1.С т.зрения Фейербаха мир познаваем. Человек познает его с помощью органов чувств, которых вполне достаточно, чтобы получить правильное представление о мире. 2.Фейербах не скрывал чувств. сторону познания от рациональной. МЕТОД ПОЗНАНИЯ: 1.Диалектический метод познания (разработал Фейербах), Фейербах был материалистом и он отвергал абсолютную идею. 2.Метафизика (был разработан в эпоху нового времени)материализм. Вывод: 1.немецкая классическая философия наложила отпечаток на весь последующий ход развития философской жизни. 2. немецкая классическая философия являлась одним из теоретических источников марксизма.
Философия марксизма. Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят его к столкновению с гег. фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы