Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема свободы и ответственности личности



 

Свобода – одна из главных сложнейших философских категорий, определяющих сущность человека. Она представляет собой способность индивида мыслить и совершать определенные действия, исходя исключительно из собственных намерений, интересов и желаний, а не под воздействием извне. В настоящее время (пик развития демократии) проблема свободы личности разрастается до статуса глобальной. Сейчас она решается на международном уровне. Для этого систематически разрабатываются и принимаются всевозможные «охранные» законодательные акты, в которых очерчиваются права и свободы личности. Это в современном мире выступает основой любой политики. Однако далеко не все проблемы данной направленности на сегодняшний день решены в мире и, в частности, в России. Также необходимо отметить синкретизм таких понятий, как свобода и ответственность человека, ввиду того, что первое не является вседозволенностью, и за нарушение сторонних прав и свобод индивид несет ответственность в соответствии с законом, принятым социумом. Ответственность – это так называемая цена свободы. Проблема свободы и ответственности актуальна в любой стране мира, что делает ее приоритетной, а поиск решения – первостепенно важной задачей.

виды свободы мб внутренней (идейная, духовная, свобода разума, согласие его с душой и др.); внешней (возникает в процессе взаимодействия с внешним миром, материальная свобода, свобода действия); гражданской (социальная свобода, которая не ограничивает свободы других); политической (свобода от воздействия политического деспотизма); вероисповедания (выбор Господа); духовной (так называемая власть индивида над своим собственным эгоизмом, своими греховными чувствами и страстями); нравственной (выбор человека относительно своего доброго или злого начала); экономической (свобода относительно распоряжения всем своим имуществом на свое усмотрение); истинной (стремление человеческой сущности к свободе); естественной (признание необходимости жить согласно установленным естественно-природным закономерностям); действия (умение действовать согласно сознательному выбору); выбора (наделение человека возможностью рассматривать и выбирать наиболее приемлемый для себя вариант исхода события); воли (наделение индивида возможностью выбирать согласно своим желаниям и предпочтениям); абсолютной (ситуация, когда воля каждого человека в ней не подвергается ущемлению со стороны воли других участников). Регуляторы свободы Они в разной степени ограничивают ее. Сюда можно отнести: свободу других; государство; культуру; нравственность; природу; воспитание; законы; мораль; собственные нравы и устой; понимание и осознание необходимости.

Понятие ответственности Оно является категорией права и этики, которая отражает морально-правовое и социальное отношение личности ко всему человечеству в целом и конкретно к социуму. Выстраивание современного общества, укрепление сознательного начала в рамках его социальной жизни, приобщение народа к самостоятельности в отношении управления социумом, и все это наряду с этической ответственностью каждого индивида. В правовых рамках действует административная, уголовная и гражданская ответственность, которая, помимо выявления состава преступления, учитывает еще и этические составляющие правонарушителя (условия его воспитания, род занятий, степень осознания своей вины, наличие желания дальнейшего исправления). На этом фоне моральная и правовая ответственности переплетаются (процесс осознания индивидуумом интересов социума впоследствии приводит к пониманию законов поступательного характера развития истории). Соблюдение всех прав и свобод индивида, а также существование ответственности перед законом за совершаемые преступления – основной признак правового государства. Эволюция и совершенствование человеческой цивилизации диктуют необходимость цивилизованного развития и правового аспекта, вследствие чего появилась концепция сугубо правового государства, которая выступила эквивалентом любой государственности.

52 человек как личность факторы формирования и разрушения личности

.Индивидуальность – это характеристика специфики уникальности человека, неповторимости его социокультурного бытия. Индивидуальность выводит человека за пределы единичности, сопоставляет его с другими. Человек, поскольку мы его знаем, т.е. отличим от других – уже индивид.

Собственно личность – это характеристика, которая подчеркивает способность самоопределений в структуре культуры. Не всякого человека мы называем личностью, хотя всякий способен потенциально ею стать. Личность – это указание на осознанное волевое начало в человеке, способность осмысленно выстраивать свою жизненную стратегию от необходимых перспектив.

ИНДИВИД - это отдельный обособленный член социальной общнос­ти: народа, класса или социальной группы.

ЛИЧНОСТЬ - это устойчивая система социально (общественно) значимых черт, харак­теризующих индивида, как продукт общественного разви­тия и включения в систему социальных (общественных) отноше­ний посредством активной предметной деятельности и общения.

Чем же характеризуется личность? К характеристике личности можно отнести следующее:

1) самосознание;

2) ценностные ориентации и социальные отношения;

3) индивидуальность, т.е. то, что отличает одного человека от других;

4) относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки.

. Условия формирования личности. Формирование культуры человека – это ведение культуры человека, т.е. путь извне и вовнутрь.

Культура складывается из двух компонентов: орудия труда и способы общения. Поэтому формирование личности – это обучение индивида владению орудиями труда (практически и теоретически) в процессе общения с другими людьми, которые уже обладают знаниями по использованию орудий. Человек в мире вещей и других людей - это контекст формирования личности. Усвоение индивидом коллективного опыта, т.е. культуры – это процесс социализации. Социализация складывается из двух кругов:

· Малая социализация – усвоение индивидом опыта культуры через общение и узкий круг людей, которые окружают его непосредственно (родители, учителя).

· Большая социализация – результат вхождения человека в большой круг культуры, усвоение конкретных аспектов общечеловеческого коллективного опыта.

Если малая социализация может не предполагать конкретных методик из систематизации, то большая социализация – строится на систематическом усвоении культуры. Этот процесс не является одномоментным, а складывается из ряда этапов и никогда не является завершенным до конца. Пока человек жив, он развивается как личность. Но не все люди проходят этот цикл целиком.

Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризу­ется периодичностью и стадийностью протекания.

ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: (1) дотрудовой, (2) трудовой, (3) послетрудовой.

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

1) ранняя - от рождения до поступления в школу;

2) обучение - с момента поступления в школу и до очных форм обще­го и специального образования;

3) социальная - активная трудовая и общественно-политическая зрелость деятельность

4) завершение жизненного цикла - прекращение постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации.

Вот это разделение на периоды и стадии позволяет изучать специфи­ку и особенности социализации ребёнка, молодёжи, людей зрелого и пен­сионного возраста. Надо иметь в виду, что на каждой стадии социализа­ции в действие вступают определённые группы социальных институтов:

а) институты первоначального развития природных и социальных свойств;

б) институты обучения и образования;

в) институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности.

Этапы формирования личности. Человек всегда осваивает культуру, но освоение предполагает разную степень активности, осмысленности, мотивации. Формирование личности – это жизненный процесс движения индивида сквозь толщу культуры, опосредованный взаимодействием с другими людьми.

Данный процесс распадается на ряд этапов:

1. Выбор, т.е. сознательное предпочтение какого-то одного жизненного варианта из множества возможных. Выбирает только человек. Животное не способно к выбору, поскольку его существование жестко предопределено видовыми особенностями.

2. Ответственность. Делая выбор, человек принимает на себя определенные обязанности, т.е. некоторые дела, за которые он отвечает.

3. Право. Только по мере возникновения ответственности ответственности, т.е. реализации взятых на себя обязанностей, человек получает право, что-то требовать от других людей – получать взаимную долю ответственности с их стороны.

4. В результате расширятся круг общения человека – другие люди становятся продолжением его активности. Права переходят в свободу. Свобода человека есть следствие взятых на себя обязанностей, свобода вторична. «Свобода — это осознанная необходимость». Быть человеком – это значит быть ответственным, и поэтому быть свободным. Со свободой философия теснейшим образом связываетответственностьличности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, предопределен какими-либо материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.

5. Совесть. Т.к. свобода реализуется только в мире других людей, то она предполагает определенное самоограничение, человеческое торможение, Эта свобода обращена во внутрь как совесть. Совесть – это как бы другие люди, которые вошли во внутрь индивида и стали мерой его отношения к миру и самому себе. Совесть – это рефлексия на уровне личности.

6. Согласованность индивидуального поведения с общественной полнотой, воплощаемой в нормах, называется понятием правда. Правда – закон совместного существования людей, который вырастает в степень их синхронности: Я = ТЫ = ДРУГОЙ.

50 философсое учение о человеке сущностные характеристики человека

антропология изучает происхождение человека и развитие его физического типа на всем протяжении его существования, вплоть до современности, а также вариации физического типа человека. Таким образом, антропология изучает происхождение и историческую эволюцию человека.

Первое использование термина " антропология" приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин " антропология", по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: " Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела". Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла " Антропология, или рассуждение о человеческой природе", содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение О. Касманна " Антропологическая психология, или учение о человеческой душе" и вслед за ней 2-я часть - " О строении человеческого тела в методическом описании".

Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина " антропология", а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе - с другой.

Французские энциклопедисты придавали термину " антропология" очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы 18 - начала 19 века, в частности И. Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. В течение 19 века в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу XVIII века.

 

Бурное развитие антропологии происходило в XVIII веке благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIX веке в европейских странах возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных останков первобытных людей. В течение XIX века и до сего времени в Англии, Америке, Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В личности выделяется, прежде всего, её общая сущность, так как вне общества человек не может Стать личностью, то есть создает человека природа, формирует общество.

Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:

1. содержанием мировоззрения человека - сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций;

2. степенью ценности мировоззрения;

3. степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4. содержанием характером потребностей; спецификой соотношения и проявления личностных


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь