Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия эпохи Возрождения: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.Стр 1 из 5Следующая ⇒
В философии эпохи Возрождения ( XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: • гуманистическое; • неоплатоническое; • натурфилософское; • реформационное; • политическое; • социалистическо-утопическое. Последние три течения принято объединять под общим названием " социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. 2.Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизмаотносились: • антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество • жизнеутверждающий характер и оптимизм. Антропоцентри́ зм ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий где центром всего является Бог, а также античной философии (), где в центре всего находится космос. В эпоху Возрождения происходит превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Пантеи́ зм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной.не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого. 19. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса» (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла). политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Никколо Макиавелли политический деятель, Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: • человек обладает изначально злой природой; • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм • совместное существование людей невозможно, • для обуздания низменной натуры человека, особая организация — государство; • правитель должен выглядеть щедрым и благородным не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; 4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. социалисты-утописты. Томас Мор основателем утопического социализма. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении " Утопия". Согласно Т. Мору в Утопии: • не существует частной собственности; • все граждане участвуют в производительном труде; • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; • все продукты поступают в собственность общества затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: • рабочего дня — шесть часов • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и • мужчины и женщины имеют равные права; • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Томмазо Кампанеллой в произведении " Город Солнца". • отсутствует частная собственность; • все граждане участвуют в производительном труде; • результаты труда поступают в собственность всего общества, • труд совмещается с одновременным обучением; • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, • солярии все делают вместе: Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи). Николай Кузанский. его космология носит новаторский характер. Небесные «сферы» не являются абсолютно круглыми, их вращение не является равномерным, оси вращения не занимают фиксированного положения в пространстве. Вследствие этого у мира нет абсолютного центра и чёткой границы, предполагал материальное единство Вселенной и считал Землю одной из планет, также совершающей движение; небесные тела населены, Леонардо да Винчи,. объяснил причину пепельного света Луны. Он заключил, что Земля такое же тело, как и Луна. В области механики Леонардо был сторонником теории импетуса, Землю он считал живым существом, у которого суша является плотью, водные потоки — кровью, приливы и отливы — биениями пульса гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. В центр мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого вращались планеты, он предположил, что тяготением обладает не только Земля, а все небесные тела. Бернардино Телезио утверждает, что вся природа состоит из одной и той же материи и является ареной действия двух сил, холода и тепла. Тепло лежит в основе жизни. Джордано Бруно принявшим гелиоцентрическую систему мира. устранил небесные сферы и предположил бесконечность и однородность пространства, Пространстве между телами не является абсолютно пустым, но заполнено всепроникающей средой — эфиром. В области механики он следовал теории импетуса, , материя состоит из атомов; в отличие от атомов Эпикура, атомы Бруно не являются полностью материальными и инертными, но обладают определённой внутренней силой, В натурфилософии Бруно небесные тела считались гигантскими живыми рационально мыслящими существами. , Галилей решительно отделял науку от религии. Он утверждал, , что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. Предмет науки - природа и человек. Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе из бескачественных частиц вещества принципиально отличается от воззрений натурфилософов, приписывавших материи, природе не только объективные качества, но и одушевленность. Галилей высказывал мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых математических истин. Философия Нового времени: общая характеристика. Проблема методов познания. Рационализм. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках. характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, Наука больше не является продуктом интуитивных прозрений отдельного магаа. Научные идеи, социализируются. Возникают академии, лаборатории. Основные проблемы философии Нового времени: Благодаря великим открытиям Н.Коперника (1473-1543), Г.Галилея возникает новое естествознание. Его отличительная черта - соединение теории, сформулированной на языке алгебры и геометрии, с заранее запланированным наблюдением и экспериментом. Быстро развиваются новые отрасли естествознания - механика, физика, Познание становится центральной проблемой философии, . Этот период в развитии философии получил название гносецентристского Одно из таких направлений рационализм выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт. Другое философское направление - эмпиризм, все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит сложная борьба материалистических и идеалистических воззрений. И рационализм, и эмпиризм подходят односторонне к процессу познания. Идеалисты настоятельно подчеркивают активную роль мышления и явно недостаточно внимания уделяют процессам и явлениям, происходящим в реальном мире. Материалисты того времени в свою очередь недооценивают активный, творческий характер человеческого мышления. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы