Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная философия: предмет, специфика, задачи. Соотношение с другими общественными науками.



Социа́ льная филосо́ фия(обществология) — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. предметом ее рассмотрения является и сам человек, как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей. Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе».

Предмет социального познания имеет свою специфику по сравнению с другими объектами познания, что обусловливает определенные трудности в исследовании общества Во-первых, общество как система чрезвычайно сложна, разнообразной структурой В нем функционируют самые разнообразные факторы: экономические, политические, идеологические, нравственные, Во-вторых, для общества характерна чрезвычайная динамичность, происходят постоянные изменения В-третьих, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей Но каждый человек имеет своеобразный характер, мысли, стремления, ставит определенные цели, выбирает средства достижения этих целей. В-четвертых, спецификой общественного познания является ограниченное использование такого метода познания, как эксперимент

Главные цели и задачи курса социальной философии в процессе подготовки современного профессионала высшей квалификации состоят в следующем:

• формирование теоретического образа мира, основанного на современных социально-философских подходах;

• знакомство с понятийным, категориальным аппаратом и главными дефинициями социальной философии;

• продвижение навыков употребления законов и категорий социальной философии для дальнейшего продвижения творческого мышления.

 

Важнейшей задачей социальной философией является предвидение, предсказание более либо меньше отдаленного будущего.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»). С другой стороны, социальная философия (со стороны, в первую очередь коммуникативной «парадигмы» критической социальной теории (начиная, как минимум с Ю. Хабермаса)) понимается не как раздел философии, регионом, областью исследования которой является общество и «социальное», но как полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального.

Основные подходы к исследованию общества в философии

Первый подход - натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII-XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В XVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье (1689-1755).

Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для конца XIX - начала XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Н.Я. Данилевский (1822-1885). Особое значение имеет вопрос о целостности общества.

Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы XVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. на

Г. Гегель и др.), искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство.

Общество как система. Структура общества.

Представление об обществе как упорядоченном целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специальных исследований, общество можно охарактеризовать как сложноорганизованную саморазвивающуюся, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенных оперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. 1. В обществе присутствует большое разнообразие различных социальных структур, систем, подсистем. 2. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам.

3 Самодостаточность общества - то есть, способность общества своей активной совместной деятельностью воспроизводить необходимые условия своего собственного существования.

4. Общество отличается исключительной динамичностью незавершенностью и альтернативностью развития.

5. Нелинейность общественного развития. Наличие большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними. имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политиче­ской, профессиональной, культурной.Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне. Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз. В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или от­дельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью. социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Общество как процесс.

Общество -совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Идея прогресса начала формироваться много столетий назад. Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения. " Большая часть человечества, прежде всего мыслители, веруют в прогресс, то есть не только в эволюцию, но и в поступательные движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания, искупающего все жертвы, все страдания Монтескье и Кондорсе, отождествляли прогресс с общественным развитием. Общественный прогресс по Гегелю – это реализация целей мирового духа. прогресс определяется как такое " направление развитие сложных систем, для которого характерен переход от низших менее совершенных форм, к высшим – более совершенным. С точки зрения материализма, направленность исторического процесса развития общества, обусловленная развитием его производительных сил, есть закономерный процесс. Производительные силы включают в себя человека и созданные им средства труда. Выделенного критерия позволяет говорить и о более конкретных критериях прогресса – экономических, социально-политических, гуманистических, идеологических.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1416; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь