Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Р4.3 вопрос.Общественные отношения, их особенности и роль в об-ве(эк-е,эконом.,полит-е,дух-е)



Общ.отн. – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них, в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности. О. существует и развивается благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. формы взаимодействия людей, связи, между ними - О.О.

О.О. на две большие группы: материальные и духовные. Часто О.О. разделяются по сферам общ. жизни. В любом обществе есть 4типа деятельности: социальные(системообразующие отношения между субъектами общ.жизни), экономические (в процессе мат.произ-ва), политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе); духовные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

О.О.тношения испытывают на себе влияние деятельности человека и общества. От развития О.О. зависит благосостояния человека и об-ва. Э, С, П и Д отн. людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, независимо от желания отдельного человека. Но система о.о. развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

 

Р4.4 вопрос. Человек в сис-ме соц.отношений. Личность как субъект и объект общ.отн.

1) трад подход: выделяет макро, микро уровни и общности, образуется под воздействием природных сил.

2) второй подход выделяют структуры внутри соц подсистем:

а) этнич структура общ-ва (род, племя, народ, нация). В совр мире около 800 этнич общ-тей и всего лишь около 200 госуд-в.

б) демографич структура: темпы роста, физ состояние людей. Соц политика гос-ва учитывает многие условия развития.

в) поселенческая структура: пространственная организ-я и отнош-я людей к тер-и и отнош-я между собой, связаны с принадлежностью их к одному и тому же поселению или к разным.

г) классы и классовые отнош-я (микро ур): люди имеют различные интересы, что приводит к их солкновению. По Марксу признак класса – отношение к средствам пр-ва. Делит население на классы в соотв с эк. различиями.Осн источник-капитал, образование и квалиф-я. Класс образуется в зависимости от наличия собст-ти на капитал и в зависимости от того, пользуется ли спросом на рынке профессия и квалиф-я чел-ка. Выд 4 класса: класс собст-ков; класс интеллектуалов, менеджеров; мелк буржуазия; раб класс.

Теория стратификации (Вебер): страта – слой. При выделении страт учитывают уровень доходов, имущ неравенство, образ-е, этнич принцип, пол, возраст, политич позиции. Суть теории – разделение людей по соц позиции, кот определены в зависимости от обладания ими некого престижа. Интелегенция – соц слой, занятый умств трудом. Хар. чертой страт является соц мобильность: горизонт и верт

Малая соц группа – немногочмсл соц группа, члены кот объед общ деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивос общении друг с другом, что явл основой их эмоц отнош-й.

Семья – соц группа, члены кот связ кровно-родств (брачн) отнош-ями, общностью быта, взаимн моральной отв-тью и взаимопомощью.

д) теория элит и элитарных отнош-й: к элите относ те, кто в какой-либо области (полит, эк, научной…) наилучшим образом проявил себя. Элите противостоит не-элита, масса вынужденная подчиняться избранному слою, выполняющ высшие функции.

Личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

 

Р4.5 вопрос. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире

Данная проблема связана с резкой и массовой урбанизацией, в условии которой, находяся в больших городах, которые заселены множеством людей, человек зачастую теряет свою индивидуалность, поддаваясь общему мнению и порядкам. Кроме того, широкое влияние СМИ негативно влияет на индивидульность: человеку буквально диктуют правила жизни и т.д. Личность, оказываясь под влиянием массовой культуры, часто поддается ей и принимает ее устои как идеальные и правильные. Конечно, государство и общество тоже непосредственно влияют на чел. индивидульность. Зачастую идеология гос.лидеров, ведущих общ. деятелей становится идеологий всего гос-ва, а соответственно об-ва. Поэтому во имя избежания " стандартного массового мышления членов об-ва", нужно ограждать человека от чрезмерного влияния СМИ, массовой культуры, гос.идеологии и концепция. Тогда человек, понимая, что имеет выбор не потеряет свою индивидуальность.

 

Р4.6 вопрос. Сущность и предназначение человека. Смысл человеческой жизни

особенности человеческой природы: способность создания символов (язык, отличие от животных, функция языка - социотворческая, соц отношения и общение связаны), человек существо деятельное (виды чел.деятельности формируют и чел.способности к ним), человек общественное сущ-во (человек может стать человеком только в об-ве, но социальность не исключает индивидуализации человеческого существования), человек сущ-во, созидающее самого себя (человек может создать себя, может разрушить), человек сущ-во аксиологическое (он оценивает природ и соц вления, руководствуется сис-мой ценностей во всех областях своей деятелности и поведения).

Природа человека проявляется в особенностях его психической жизни. Осн.проявления псих.деятельности человека: эмоции, мышление, воля, и их верховные регуляторы - потребности. сущность человека составляют потребности и комплекс способностей, позволяющих их удовлетворять. Потребность - противоречие между наличной ситуацией и необход.условием жизни и развития чел-ка.Уровни потребностей человека: витальные(обусловлены биологической природой человека), социальные, духовные. Потребности побуждают к дечтельности. Сущность человека составляет богатейший комплекс способностей человека или его сущностных сил. силы: ницше - воля у власти, фрейд - секс.инстинкт, маркс - экономика. Человек создает себе среду обитания и живет в ней. Человек историческое сущ-во( не является объектом истории), философствующее сущ-во (не удовлетворен своим существованием, нужна цель его существования).

саморазвитие, совершенствование, самореализация - ценности чел жизни. смысл жизни нужно искать внутри себя.

 

Р4.7 вопрос. Общ.и инд. сознание. Структура общ. сознания. Массовое сознание

И.С. - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Каждое и.с. формируется под влиянием инд. бытия, образа жизни и общ. сознания. При этом важнейшую роль играет инд.образ жизни человека. Другим фактором формирования инд. сознания является процесс усвоения индивидом общ. сознания.

2 основных уровня индивидуального сознания: Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный», под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Гл.формы: понятия и знания. Гл. факторы формирования и.с.: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Осн. формы: цели, идеалы, вера. Гл. факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Сознание является не только инд., но и включает в себя общественную функцию. Структура общ. сознания сложна и многопланова, и находится в взаимодействии с сознанием индивидуума.В структуре О.С. выделяются уровни: теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общ. психологию, второй - идеологию.Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.Общ. соз.выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.Общ.и инд. сознание находятся в тесном единстве. О.С. носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. О.С. можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам. Массовое сознание - общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного об-ва, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы, В нем переплетаются обыденно-психологический и теоретико-идеологический уровни общественного сознания, хотя реальное наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. Состояние М. с. выражают общественное мнение, настроения и действия масс.

Р4. 8 вопрос. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.

Полит.сознание формируется с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества. Уровни полит.сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-теоретическое возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта, взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы, оно нестабильно, зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта.во многом статично, стереотипы мешают гибкости мышления.Теоретическое полит.соз.отражает полит.реальность, призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику.Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание – это та форма общественного сознания. Правосознание и право в то же время нетождественны. Право – это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства.

Структура правосознания: правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология отражает прав. и полит.реальность.Прав.психология, включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение. Структура прав.сознания: индивидуальное, групповое и массовое (классовое) сознание. обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности и находя свое выражение в юридической науке и других формах сознания (например, политическом и нравственном).

9 вопрос. Нравстенное сознание. Противоречивое единство морали и права, морального и правового сознания.

Нрав отнош-е появл вместе с самим общ-вом. Мораль хар-ет личность с т зр способности жить в чел общежитии, строить гармоничн отнош-я с др людьми, представл собой ур-нь личностоного разв-я и сов-ть добродетеля.В морали отражены нерешенные проблемы, конфликты во взаимоотношениях между людьми; индивид на ур-не морали равен со всеми. морали и нрав-ти нет без свободы, без выбора между добром и злом. Важны мотивы, кот руководств человеком. Функции нрав-ти выражены в требовании изменения сущ порядка. Функции: воспит, познават, коммуникативн, регулят, прогностич.1. мораль напр-на к идеалам справед-ти, добра, формулир-им различн моральные треб-я с т зр возд-я на чел-ка изнутри через его сознание, дух мир, при помощи стимулов, сознания и общ мнения. Право преимущ-но внешний регул-р, устан порядок путем устан-я формальных писанных норм.2. Мораль область «чистого» сознания, замкнут на дух треб-ях людей и не треб внешн выражения. Право – институционализир регулятор, оно выступает как писанное право.3. Мораль сосред на долге, обяз-ти, отв-ти людей. Право же нацелено на «права», опред-х статус субъектов и юр возм-ти.

10 вопр. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.

Эстетика – наука, изучающая как сферу худ деят-ти людей, так и проявление ценностного отнош-я чел-ка к действит-ти, открывающего в ней нечто прекрасное. Явл наукой, т.к. изучает соотношение одной из форм общ сознания и объективной действ-ти. Чел-к осознает красоту окруж природы и чел отнош-й, стремится что-то созидать, руковод-ясь своим представлениями о прекрасном. Т.е. он обладает худ и эстетич сознанием. Эстетич сознание тесно переспетается с сознанием нравст.Чехов: в чел-ке все должно быть прекрасно: внешний вид, поступки и мысли.Наиб ярким выражением эстетич отнош-я чел-ка к действит-ти явл искусство. Искусство обладает рядом функций, при помощи кот происх передача опыта и информ-и, накопленных предшеств поколениями. Функции: воспит (формирует мировоззрение и нрав-ть чел-ка, воспитывая в нем чувство прекрасного и гуманизма), создавать прерасное и учить его воспиятию, раскрыть прекрасное в человке и природе.В основе эстетич сознания лежит худ образ, как итог творческих усилий его создателя. Худ образ – это единство объект и субъект, сугубо инд и общего, чувственно воспринимаем, конкретен и единичен.

Объективн критерий эстетич цен-ти худ произведений явл время, измеряемое жизнью не одного поколения. В процессе развития искусства возникало много направлений, школ (классицизм, романтизм, реализм, натурализм, формализм, абстракционизм и др)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь