Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конфуций. Учение о человеке и обществе
551-479г до рх. Отправная точка – китайское Пятикнижие «и цзин» - книга перемен; «ши цзин» - книга песен; «шу цзин» - книга истории; «лу цзин» - книга порядка; «чунь ци» - книга весны и осени. Задача Конфуция – собрать эту мудрость и представить в более сжатом виде, извлечь суть. «ДАО – путь добродетельной высокоморальной жизни» Правила добродетели: 1. Мудрость («знаю многое, выбираю лучшее и следую ему») 2. Гуманноть («неделай другому того, чего не желаешь чтобы сделали тебе») 3. Верность (слову и господину) 4. Почитание старших 5. Мужество (стойкое перенесение всех тягот и лишений жизни) Те люди, которые знают и соблюдают эти принципы – «идеальные мужи». Смысл жизни – стать идеальным мужем. Антипод ид. Мужа – малый человек. Исправление имен – операция в результате которой все люди станут такими ид. Мужами. Как этого добиться? Суть – моральное совершенствование. Мы изначально нейтральны. Человек подобен бурлящему потоку, т.е. из него можно влепить что угодно. Общество: управляющие и управляемые. · Управляющие должны самосовершенствоваться и стать ид. Мужами · Благотворный пример – управляемые начнут исправляться. Государство должно основываться не на юридическом законе, а на моральных принципах.
Лао цзы. Философский даосизм. 604 до рх. Пункты учения: · Смысл жизни человека заключается в том, чтобы траектория его жизни совпала с траекторией ДАО. · ДОА – безличный и самооснованный закон мироздания («человек зависит от земли, земля от неба, небо от ДАО а ДАО от самого себя»). Дао – абсолют. Фаталистическая картина мира: · Все возникает из небытия и туда же возвращается · Траектория жизни каждого предмета предопределена Что значит совпадение с траекторией ДАО? Мы двойственные существа (тело – эгоист, душа – стремление слиться с миром Дао, хотим блага другим) Смысл: не делать то, что требует тело, а делать то, что делает душа (чтобы она всегда оставалась спокойной и безмятежной) Правила жизни: 1. Вписаться органично в природу 2. Принимать то, что происходит с тобой и вокруг тебя как нечто естественное и не пытаться внести что-то новое. 3. Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним 4. Нельзя себя хвалить 5. Нужно говорить всегда правду 6. Нужно быть всем довольным 7. Пацифизм (миролюбие) 8. Необходимо заботиться о своем собственном теле 9. На добро отвечать добром, а на зло отвечать тем же (добром) Далее даосизм превратился в религию.
Досократическая философия о первоначале мира Черты: · Космоцентризм · Законы космоса и законы общества человека тождественны · Природа – независимый от богов саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей. · Опирание на факты и логику, а не на фантазию и мистику. Милетская школа . 7 мудрецов, основатель – Фалес 625-547 до рх Основа мира – вода (жидкая текучая субстанция, причина самой себя). В космосе господствует космический закон – мера. Анаксимандр – ученик Фалеса 610-540 до рх В основе мира – нечто неопределимое и колличетво его – бесконечное. Опейрон - субстанция, из которой произошли все вещи в результате его вращения. Мир безграничен. Живое возникло из неживого Анаксимен 2 пол 6в-нач 5в до рх. Субстанция – воздух. Живые существа не могут жить без воздуха. Воздух безграничен. Земля ← вода← воздух→ огонь→ эфир Гераклит Эфесский 520-460 до рх Субстанция – огонь. Огонь испытал метаморфозы под влиянием космического закона – логос. Мир цикличен. огонь→ воздух→ вода→ земля. Применительно к человеку логос означает четко выраженную артикулированную и ориентированную во вне речь. Человек двусоставен: душа, тело. Душа двусоставна: низшая (чувства, влажная), высшая (разумная, сухая). Пифагор 6в-нач 5в до рх Основа мира – противоположности: беспредельное и ограниченное. Функционирование мира заключается в том что происходит процесс ограничения беспредельного. Ограничение можно выразить численно. Число: знак числа, значение. Число – сущность всчех вещей, нечто вещественное., пространственные геометрические образы, некая мистическая сила 1 – монада, начало всего 2 – диада, предел и беспредельное, расколотость 3 – триада, единство беспредельного 4 – тетрада, дальнейшее совершенствование числа 3. Числовые соотношения образуют гармонию. Анаксагор 500-428 до рх. Мир состоит из бесчисленного количества семян. Эти семена превращаются в вещи «нус» - упорядочивающий принцип. Все небесные тела – тела материальные. Жизнь на земле появилась из небесных семян. Принцип: живое из неживого. Демокрит из Апдеры 460-370г до рх Мир состоит из неделимых атомов и пустоты. Равномерно двигаясь в пустоте, атомы создают комбинации. Все материальные вещи – комбинации атомов. Вещь – временная комбинация атомов. Св-ва атомов: вес, размеры, формы. Случайностей не бывает. Боги тоже смертны. Му думаем, что они бессмертны, т.к. они живут намного дольше и состоят из огненных шарообразных атомов.
Человек в философских учениях софистов и Сократа Софисты. Осн. – Протагор 480-410г до рх Истина – субъективна. Из мира мнений нельзя вынести истину. «о Богах я не могу сказать ничего, ни что они существуют, ни что их нет в реальности». «человек – есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и несуществующих в том, что они не существуют» Сократ. 469-399 до рх Ученик Протагора. Далее стал критиком Протагора. Истина объективна. «Истина как солнце – она светит всем». Истина – знание которое получается в результате спора, диалога. Истина в готовом виде не существует. Истина – непротиворечивое содержание, основополагающих моральных понятий (счастье, справедливость). Познавая себя я познаю космос. Не разобравшись в жизни жить не стоит. «я знаю, что ничего не знаю». Я знаю только путь к истине. Счастье – это мудрость. Мудрость присуща только людям. Добро – знание, зло – невежество. Добродетель: умеренность (знание о том, как обуздывать страсти), храбрость (знание о том, как преодолевать опасности), справедливость (знание того, Ю как соблюдать законы человеческие и божественные). Свобода – ценность, господство рациональности над чувственностью. Что есть человек? Человек – это его душа.
Платон. Мир идее и вещей Платон ученик Сократа. Основатель школы в Афинах (платоновской Академии). Главное положение – мир, воспр.человеч.чувствами, это отпечаток самост. сущ-х идей – постигаемых в мышлении прообразов всех вещей. Только идеи сущ.реально, мир чувственных вещей иллюзорен. Познание универсальных сущностей («стольности», «чашности»..) тождеств. припоминанию (душа бессмертна, входя в тело, помнит то, что видела в другом мире, след-но, она вспоминает всё, что видела). Все явления матер.мира преходящи, идеи являются неизменными и вечными, это единств-й предмет подлинного истинного познания.Основоположник объективного идеализма. Идея – это: 1. парадигма (образец) вещей, 2. родовая и видовая х-ка вещей, 3. сущность данного класса вещей, 4. причина вещей Учение об идеальном гос-ве: полис возн. по причине того, что чел.не может удовл.свои потребн.в одиночку. Гос-во созд. С целью обесп.людям благопол.и безопасн. для Платона это модернизир.соц.пирамида. конецформыначалоформыВся жизнь гос-ва будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. 3м частям души соотв.3 сословия: 1. ремесленники (бережливость), 2. воины (воля, храбрость), 3.философы-правители (разум). Кажд.сосл.соотв.своя добродетель. Соотв.этих моментов, достижимое правильн.воспитанием, прив.к созд.идеальн.гос., несоотв – к несправедл.гос. Отбор в сословия с учётом прир.задатков людей. По мнению П. у каждого человека чего - то больше, общая справедливость – делать свое дело и не вмешиваться в дела др. Философы и воины лишены частн.собств., чтобы не «испортиться». Работники обеспечивают всем необходимым высшие сословия Нет браков по любви. Все по сообр.гос.целесообр. «Безбожие» преследуется по закону вплоть до тюремного заключения и даже смерти.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы