Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие просвещения как общеевропейского феномена культуры



Внимание просветителей к феномену «другой культуры» было связано с тенденцией к оформлению дихотомии Восток – Запад. Специфика «чужого» как объекта постижения и согласования в мировоззрении просветителей заключается в том, что «чужое» перестаёт мыслиться враждебным, опасным, ненужным и недостойным внимания. В обращении европейской культуры к русскому и китайскому культурным ареалам наиболее полно проявились аспекты постижения «другой культуры»: научный, художественный, повседневный, экономический, религиозный, проективный аспекты.

Образы России и Китая применительно к проблеме постижения другой культуры европейской культурой XVIII в. могут быть рассмотрены как гносеологическая и практическая проблема Просвещения. В ходе просветительского постижения России и Китая происходило снятие стереотипов с этих культур, обнаруживались общие аксиологические начала, создавались своего рода «проекты» взаимодействия с этими странами. Проявление и динамика выявленных аспектов постижения «другой культуры» в ходе взаимодействия Европы с Россией и Европы с Китаем демонстрирует формирование в культуре эпохи Просвещения разных вариантов субъект-объектной коммуникации, реализующих себя на разных уровнях (личностном, группы лиц, культурной общности).

Эпоха Просвещения не использовала таких терминов, как межкультурное взаимодействие, диалог культур, согласование «своего» - «чужого» и т.д., но она практически осуществляла эти процессы в культурной деятельности, актуализируя «другую культуру» и как теоретическую, и как практическую проблему.

Просвещение - эпоха, выдвинувшую множество новых культурных форм.

Деистическая ветвь французского просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье)

Вольтер (1694-1778)

борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы. Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).Вольтер атакует религиозный фанатизм, суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой Французской Революции, но и реформам в Англии, Германии, России, Основной предмет атак В. – различные предрассудки, клерикализм, который он мечтал раздавить усилиями философов. Вольтер – не атеист, он деист, Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником «естественной религии», под.кот.он понимает принципы морали, общие для всего человечества.Содержание морали Вольтер интерпретирует рационалистически. Главнй принцип морали: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Жан Жак РУССО (1712 - 1778)

против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» (1762). Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.«Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Руссо–автор теории общественного договора (часть людей следит за соблюдением порядка (государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства – частная собственность. Неравенство усугубляется государством (одни властвуют, другие подчиняются). Тирания – высшая степень неравенства (диктатор обманывает и народ, и государство).

Шарль Луи-де-Монтескье. 1689-1755

Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».

Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

Монтескье установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескье устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

 

 

Материалистическое направление во французском Просвещении (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри)

Дени ДИДРО (1713-84), материалист. существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц.Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца.

Поль Анри ГОЛЬБАХ (1723-89)

материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора.

«природа есть причина всего», она всецело материальна природа модифицируемая движением материя. Материя есть причина самой себя, она состоит из частиц. Способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим, биологическим. Природа есть целое, и в этом качестве она выступает как цепь причин и следствий, религиозному чувству здесь нет места (Гольбах – атеист). Все явления необходимы, это – следствие объективности законов. Случайность в природе отсутствует. Согласно необходимому порядку вещей, в природе самопроизвольно зарождается жизнь, вершиной которой является человеческая жизнь. Идеи возникают из опыта человека в результате воздействия внешнего мира на его органы.

Клод Адриан Гельвеций 1715-71

Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.

из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.

страсти человека главной движущей силой общественного развития.

выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма.

Ламетри 1709-51

существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума. Человеческий организм Ламетри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.

 

Английские просветители XVIII века (Толанд, Пристли, Мандевиль)

Толанд 1670-1722

доказательством единства материи и движения, признанием движения существенным свойством материи. Обосновывая мысль о всеобщей активности материи, мыслитель рисует впечатляющую картину беспрерывного движения «мировой материи», извечного круговорота природы, постоянного созидания и разрушения, возникновения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира.

Отвергнув представление о пространстве и времени как самостоятельных сущностях, отличных от материи и независимых от неё

неразрывной связи пространства и времени с материей и движением. Он решительно утверждал идею вечности и бесконечности Вселенной.

Джозеф Пристли 1733-1804

Материалист. законы материального мира созданы божественным разумом. пропагандировал идеи равенства и братства, отстаивал свободу совести и веротерпимость. Физическое бессмертие человечества «все что разьединено, может быть соединено снова»

Мандевиль 1670-1733

присущие человеческой природе эгоистические черты

сделали человека общественным существом. неотделимость пороков от жизни общества, их необходимость для его развития. Он делает вывод о необходимой и важной роли зла в развитии общества: " То, что мы называем в этом мире злом, как моральным, так и физическим, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами, - является прочной основой, животворящей силой и опорой всех профессий и занятий без исключения, здесь должны мы искать истинный источник всех искусств и наук, и в тот самый момент, когда зло перестало бы существовать, общество должно было бы прийти в упадок, если не

разрушиться совсем"

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь