Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историко-формальный подход Гегеля
Гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смысле во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы государств: теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия. С позиций всемирно исторического процесса развития права и государства Гегель выделял 4 формы существования миропорядка: восточное (теократия) греческое (демократия или аристократия) римское (демократия или аристократия) германское (монархия Нового времени с представительной системой) Эти царства представляют собой объективные исторические формации, формообразования мира. Со сменой этих царств происходит смена существующих типов государства и права. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой. Восток, по мнению Гегеля, знал и знает только то, что один свободен; греческий и римский мир знает, что некоторые свободны; германский мир знает, что все свободны. Историко-формационный подход Марксизма Критерием типологии права и государства, позволяющим выявить и закономерные связи этих явлений как во времени, так и среди существующих государств и их правовых систем, согласно Марксу и Энгельсу является понятие «общественно-экономической формации». Под последней подразумевается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Экономические отношения, будучи основой и источником развития общества, позволяют увидеть единообразие, сходство разных стран в отдельные исторические периоды. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется по объективным причинам путем ниспровержения устаревших и установления новых, соответствующих достигнутому уровню развития производительных сил. Последовательная смена четырех классовых общественно-экономических формаций объективно определяет логику развития государства и права и основные этапы этого развития.
Цивилизационный подход типологии Цивилизационный подход возник на основе культурологических исследований Шпенглера, Тойнби и Н.Я. Данилевского. Они отрицали единство общечеловеческой культуры (цивилизации). Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы. Учитывая сходство и аналогии в развитии этих автономных цивилизаций, говорится о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций. Данные учения специально не исследуют проблемы государства и права, на основе чего можно строить теоретически значимую типологию. Вместе с тем некоторые ученые предлагают выделять право западной цивилизации и право восточной цивилизации. древние государства (древнегреческие, древнеримские, древневосточные); средневековые государства (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские); современные государства (развитые: социальные, правовые; развивающиеся). Форма государства рассматривается в единстве трех аспектов: каким образом организована верховная власть в стране; как характеризуется связь этой власти и других центральных органов государства с органами, осуществляющими управление территориями страны; какими способами, методами государство взаимодействует с населением и иными институтами гражданского общества. Иными словами, форма государства включает в себя три взаимосвязанных элемента: 1)форму правления; 2)форму государственного устройства; 3)форму государственного (политического) режима. № 52. Феномен власти в жизни общества. Власть и политика. Классические и неклассические модели геополитики В истории социальной философии к трактовке феномена власти сложилось несколько подходов: Ø директивный (Т. Гоббс, М. Вебер); Ø функциональный (Т. Парсонс); Ø информационный (М. Фуко, О. Тоффлер). В современной литературе власть, как правило, определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Социально-философский анализ власти предполагает выделение следующих ее составляющих: · источник власти (авторитет, сила, закон); · субъект власти (государство, институт, индивид); · объект власти (общество, класс, группа); · функции власти (господство, руководство, мобилизация). При классификации власти наиболее распространен критерий выделения видов власти по сферам ее функционирования, например: экономическая, военная, семейная, политическая и др. Политическая власть занимает среди них ключевое значение. В качестве основных характеристик политической власти можно назвать: Ø суверенитет; Ø волю; Ø авторитет; Ø принуждение. В социальной философии М. Вебером было разработано учение о типах легитимного господства, т. е. такого господства, которое признано управляемыми индивидами. Под господством он понимает готовность повиноваться определенным приказам и выделяет три типа господства. Первый тип он называет легальным, в его основе лежит целерациональное действие. Для данного типа характерно подчинение установленным законам. Второй тип легитимного господства, согласно Веберу, – традиционный, для него свойственна вера не только в законность, но даже в святость традиционно-существующих порядков, нравов и властей. Третьим типом господства, по Веберу, – харизматический, при чем под харизмой понимается некая экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Харизматический тип во многом авторитарен, здесь нет установленных правил: решения по всем вопросам вносятся на основании творческого вдохновения, личного опыта, понимания. В цивилизационной динамике политико-властные отношения реализуются через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социально-правовых норм и отношений, которые образуют политическую систему общества. В качестве важнейших компонентов политической системы выступают: а) государство; (решающее значение) б) политические партии; в) общественные организации и движения. В истории социальной философии в понимании природы и функций государства сложились две наиболее характерные точки зрения: ü классовая, в рамках которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм); ü функциональная, рассматривающая государство как необходимый механизм регуляции и координации усилий, распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора, Т. Парсонс, Г. Алмонд ). Классические модели геополитики:
Неклассические модели геополитики:
№ 53. Государство и гражданское общество: проблема взаимодействия При всей важности государства в жизни общества нельзя сводить к нему все богатство социально-политических отношений. Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, неконтролируемая государством, т. е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Важнейшим элементом гражданского общества выступает построение и эффективное функционирование правового государства. В качестве основных его признаков называют следующие: Ø господство права; Ø разделение властей; Ø неотчуждаемость прав и свобод личности; Ø ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью; Ø наличие эффективных форм контроля за государственной властью. В своей совокупности эти признаки свидетельствуют о том, что государственная власть должна быть ограничена правом. С учетом этого правовое государство можно определить в самом общем виде как государство, где господствует право.
№ 54. Понятие культуры, ее концептуальные модели. Проблема критерия культурного прогресса. Основные направления философского анализа культуры В Древнем Риме термином «культура» обозначали возделывание, обработку почвы, разведение сельскохозяйственных растений. Содержание понятия «культура» вбирало в себя все «искусственное», созданное трудом человека. Американский социолог Альфред Кребер, «Культура: критический обзор концепций и дефиниций (1952) насчитал более 200 определений культуры. Объединил трактовки культуры в 3-х направлениях: · Культура как возделывание, обработка, уход, 2-я ПРИРОДА; · Культура как образование и воспитание; · Культура как культ, почитание. Трактовка культуры Ж. Ж. Руссо и И. Гердера: Культура – это спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую программу. Охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы. Человек – это единственное природное существо, способное оторваться от мира природы в своем творчестве. Трактовка культуры Канта, Риккерта, Кассирера. Культура – это процесс воспитания и образования. Культурный человек – индивид, который способен свои помыслы и действия подчинить нравственным требованиям, умеющий жить по совести (М. Т. Цицерон). «Окультуривание личности» (система образования) ведет к поддержанию необходимого уровня консолидации людей. На ряду с правом, моралью помогает управлять неоднородной массой людей, регулирует их взаимоотношения между собой и государством в целом. Вывод: Культура – это 1) специфический способ организации деятельности, совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы