Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Совокупность знаний, навыков и умений, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений. Основные философские подходы к исследованию культуры 1.Аксиологический; 2.Системно-деятельностный; 3.Структурно-семиотический; 4.Психоаналитический; 5.Экзистенциально-герменевтический; 6.Игровой. Аксиологический подход.Был популярен в 60-70-х гг. 20 века. Представления о культуре связывали с процессом духовного творчества, воспитанием личности: Карпов, Зворыкин, Францев, Арнольдов, Баллер, Злобин, Межуев. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г. П. Францев). Системно-деятельностный подход.Формируется в 70-е годы 20 века. Культура – специфический способ человеческой деятельности: Каган, Жданов, авидович, Маркарян. Культура – система исторически развивающихся программ человеческой деятельности, поведения и общения ( В. С. Степин). Ключевым понятием концепции культуры является понятие «способа деятельности», подразумевается все многообразие человеческих умений и знаний, результатов деятельности людей. Структурно-семиотический подход. Формируется в рамках исследования языка, литературы, мифов, религии, науки, власти. Основные положения получают развитие благодаря исследованиям этнолога К. Леви-Стросса. Культура – это универсальная знаковая система, основная функция которой состоит в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством понятий: информация, коммуникация, знание, смысл, значение, текст, знак, символ, структура, код. Психоаналитический подход.Основан на идеях Фрейда, Юнга, Фромма, Маркузе, Адорно. З. Фрейд понимал культуру как механизм социального контроля и бессознательных психических процессов. Культура предстает как внутренне противоречивый феномен, сфера символической объективации внутреннего извечного конфликта Эроса и Танатоса, инстинктов жизни и смерти. Экзистенциально-герменевтический подход.Складывается вокруг проблемы бытия, в контексте поиска истоков жизни и свободы человека, раскрытия специфики его «экзистенции»: Хайдеггер, Ясперс, Гадамер, Ж.-П. Сартр, Рике́ р. Культура понимается как уникальный способ человеческого существования, важнейшие характеристики которого: историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации. Культура – особое, духовное измерение бытия. Игровой подход. Под культурой понимается направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов: Хейзинг, Гадамер, Маркузе, Барт и др. Игра рассматривается как механизм развития, особый, человеческий образ жизни, регулируемый нравственными ценностями, идеями долга и служения, предполагает вытеснение грубых эгоистических стремлений, покорение и обуздание животных инстинктов. Структура культуры: ее сферы и формы В структуре культуры выделяют две основные сферы ее существования: 1. Материальную. Включает в себя все созданные человеком материальные объекты. 2. Духовную. Представляет собой систему духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Традиции и новации в культуре Обеспечивают: v Преемствеенное развитие; v Сохранность; v Пластичность культурных форм. Культурная традиция – это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в различных коллективах.
№ 55. Культура и духовная жизнь общества. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса Дух – термин, означающий нематериальное начало. Интеллектуальная трактовка духовного в европейской философии отождествляла его с разумом, мышлением, знанием, а также с источником рационально организованной структурой мироздания. Духовность связана с потребностью человека в глубоких эмоциональных привязанностях, в общении с другими людьми и Богом, с потребностью в творчестве, способностью к самопожертвованию ради спасения жизни других людей и утверждения высших моральных и религиозных идеалов. В современно философии духовность понимается как особая способность человеческой души воспринимать, усваивать и отстаивать общечеловеческие ценности. В марксистской философии появился термин «духовное производство», сложившаяся в обществе система производства, воспроизводства и распространения знаний, духовно-нравственных и художественных ценностей. Процесс формирования общественного сознания, воспитания и образования личности. Результатом духовного производства выступают различные формы общественного сознания: Ø Наука; Философия; Религия; Мораль; Искусство; Право и политика.
По типам деление культуры может быть представлено: · в историческом аспекте (например, культура античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна); · в этноцивилизационном аспекте (Запад и Восток); · по сферам (материальная и духовная). В структуре культуры выделяют формы: 1.Элитарная 2.Народная 3.Массовая a. Субкультура b. Контркультура Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности, предполагает стройную иерархию ценностей, различного рода церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета. Характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных». Народная («популярная») культура. ü Демократична ü Вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта. ü Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества ü Взаимодействие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие продуктивного развития любой национальной культуры. Массовая культура ü Распространяется СМИ – социальная информация, обращенная к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей; ü Усредненный и стандартизированный культурный продукт; ü Противоречивое явление 20 века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий. ü Быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционной системы этнической и культурной идентификации. ü Особенности: Ø Мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность; Ø Индивидуализм; Ø Нравственный релятивизм; Ø Конформизм; Ø Агрессивность; Ø Ориентация на коммерческий успех.
Субкультура – культура специфической социальной группы ü Существенно отличается от общепринятых стандартов и норм; ü Имеют локальный, замкнутый характер; ü Отличаются специфическим языком и особыми нормами поведения, односторниим развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценостей; ü Формируется вследствие затрудненного доступа определенных социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, национальных и сексуальных меньшинств, эзотерических религиозных сект, коммун, исповедующих утопические социальные идеалы) к культурному наследию человечества.
Контркультура ü Такая субкультура, которая находится в открытом конфликте с доминирующей культурой; ü Отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом.
Другие формы и разновидности культуры: · Общечеловеческая и классовая; · Религиозная и светская; · Глобальная и локальная; · Восточная и западная. № 56. Массовая культура и дегуманизация социальных отношений в современных обществах Массовая культура ü Распространяется СМИ – социальная информация, обращенная к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей; ü Усредненный и стандартизированный культурный продукт; ü Противоречивое явление 20 века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий; ü Быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционной системы этнической и культурной идентификации.
ü Особенности: Ø Мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность; Ø Индивидуализм; Ø Нравственный релятивизм; Ø Конформизм; Ø Агрессивность; Ø Ориентация на коммерческий успех.
№ 57. Религия как форма духовной культуры. Основные концепции, объясняющие происхождение и сущность религии Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – это мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека. Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач: определение сущности религии и места в системе мировоззрения; выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса; экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др. Мировая история не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека. В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Гегелярелигия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах; Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Э. Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. З. Фрейдсчитал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа. У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические. Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.). Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа. Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами. Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.
№ 58. Духовная жизнь общества. Проблемы развития духовной культуры в Республике Беларусь. Приоритет общечеловеческих духовных ценностей Духовная жизнь человека и человечества – феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал. Духовность сегодня – условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Духовность – сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей " неоперациональности". Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях " духовного возрождения", в исследованиях " духовного производства", " духовной культуры" и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным. В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как " духовного мира личности". Но что входит в этот " мир"? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие? Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски-сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности. Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует. Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе " вечных вопросов" его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.
№ 59. Философия морали. Мораль как форма нормативной регуляции. Мораль, политика, право: проблема взаимодействия Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – 1) специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; 2) система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между феноменами, зафиксированными в содержании данных понятий существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем необходимо учитывать, что под моралью понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-должного). Понятие нравственность включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего). Ее основные структурные элементы: Ø моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.); Ø моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.); Ø моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); Ø морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность). Важнейшими чертами, выражающими специфику морального регулирования поведения человека, являются: 1) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения); 2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности); 3) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления); 4)кроме того, мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности. Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т. д. Однако, чтобы зафиксировать эти трансформации ценностно-нормативной структуры морали, необходимо сопоставить сравнительно длительные этапы эволюции общества. К основным социальным функциям морали относятся: оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл); императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали); воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности); коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения); гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали); познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
Между нормами права и морали иногда возникают противоречия, когда право требует одно, а мораль предписывает противоположное (раньше в уголовном процессе допрашивались родственники обвиняемого; священнослужители). В качестве причин противоречий называют несоответствие законодательства общественному развитию. В целом повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка, снижению числа правонарушений. Политика и мораль
Нравственные ценности выводятся из природы самого человека, а не из политики, экономики.
Взаимодействие политики и морали: 1. Морализаторский подход. Полное подчинение политики морали. Политик может использовать только морально-допустимые средства (всегда говорить правду, быть честным). Сейчас этот подход выражен в христианско-демократическом движении, в его идеологии. 2. Полный разрыв между политикой и моралью. Мораль – дело личное, личной ответственности, политика – отрасль групповых интересов, а не личных. Характерна для большевиков и Гитлера. Марксисты отвергали мораль. Они строили коммунизм. В итоге мораль была уничтожена, а эффекта – никакого. 3. Мораль и политика взаимосвязаны (Вебер «Политика как призвание и профессия»)). Мораль должна учитывать особенности политики. Политика – сфера насилия, и политик должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за победу зла. Отделить политику от морали невозможно. Не должно быть отдельных моралей.
№ 60. Прогностические функции философии, модели будущего в современной футурологии Одна из основных функций философии – прогностическая. Задача философии давать прогнозы о перспективах будущего развития природы, общества, всего человечества.
Футурология – комплекс представлений о будущем.
Термин «футурология» появился в 40-е годы 20 века. Широкое распространение футурологические концепции получили в 60-е годы 20 в связи с развитием научно-технической революции.
Оптимистические варианты.Выдвигаются идеи постиндустриального общества (Д. Белл), техногенного общества (З. Бжезинский), многонациональных корпораций, контролирующих весь мир и устраняющих возможность международных конфликтов (Кан). Авторы оптимистических концепций пытаются обосновать возможность применения достижений науки и техники для решения острых социальных проблем. 70-е годы 20 века отмечаются кризисом оптимистических вариантов футурологии в связи с угрозой экологического кризиса. Участились призывы установить «пределы роста экономики» (Римский клуб). Апокалипсическая концепция.Связана с ожиданием мировых катастроф, к которым приводит рост науки и техники, развитие бездуховности, безверия. Показательна в этом отношении работа Дж. Форрестера «Мировая динамика». По его мнению, при сохранении нынешних темпов развития общества с середины 21 века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды. В докладе Римскому клубу Кана, Ласло, Печчеи (создатель Римского клуба) содержатся пессимистические идеи о наступлении глобальной экологической катастрофы. Немецкий политолог И. Фетчер в книге «От государства благоденствия к новому качеству жизни», отмечает, что при существующем общественном строе невозможно удовлетворительно решить вопросы социальной справедливости, сохранения природы, индивидуальной свободы и гуманизма. Д. Белл полагает, что в 21 веке решающее значение для будущего человечества приобретет становление нового социального уклада, основанного на телекоммуникациях.
Характеристика телекоммуникационной революции: Ø Переход от индустриального к сервисному обществу: ü Решающее значение кодифицированного теоритического знания для осуществления технологических инноваций; ü Превращение интеллектуальной технологии в ключевой инструмент системного анализа и теоритического принятия решений; ü Развитие сферы услуг; ü Рост административно-управленческого аппарата. Книга американского социолога Д. Белла«Приход постиндустриального общества»объединяет разрозненные идеи представителей постиндустриализма – Тоффлер, Боулдинг, Клейн, Брукс и др. Представители постиндустриализма говорят о том, что научно-технический прогресс способен привести к фундаментальным позитивным преобразованиям в обществе.
Источники
1.Конспект лекций по философии А. Т. Павловой 2.Философия: ответы на экзаменационные вопросы / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – 4-е издание. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 160 с. 3.Философия. Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ / Под редакцией профессора А. И. Зеленкова. – Минск: БГУ, 2002. – 360 с. 4.Философия: конспект лекций / Я. С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 144 с. 5.Шпаргалки по философии И. Г. Ситницы 6.Политология: конспект лекций / Н. А. Антанович. – 3-е издание. – Минск: Тетрасистемс, 2010. – 160 с. 7.Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Общая теория права» 8.Конспект лекций по политологии Н. П. Денисюк
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы