Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природа как естественная основа жизни общества
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано, и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего - без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно наглядно выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется исключительно на том, что дает природа.Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – все это взято человеком из природы. В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Поэтому природа это естественная основа жизнедеятельности человекаи общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях, люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Географическая среда - растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли - есть та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего, на развитие материального производства. Влияние конкретной географической среды (благоприятной или нет) на историческое развитие того или иного народа неоспоримо (например, количество времени на производство сельхозпродуктов). Такое различие было особенно чувствительным на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло весьма незначительный процент по сравнению с их непосредственным использованием в готовом виде. Окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. Играет важное значение в жизни человеческого общества. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Естественная среда обитания подразумевают неживую и живую части природы -геосферу ибиосферу. Биосфера естьсфера действия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Биосфера за время своего существования и развития произвела огромные изменения не только в преобразовании поверхности Земли, но и в самой структуре планеты. Она также тесно связана с космосом. Изучению теории биосферы, ее влиянию на общество и природу, много внимания уделил выдающийся русский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). Искусственная среда обитания -все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Попробуйте сегодня представить себе человеческое общество и его существование без крупных городов, домов, автомобилей, заводов, дорог и т.д. Однако динамика роста объемов искусственной среды обитания, ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить сегодня. Объем техномассы (вес всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). II. Взаимодействие общества и природы в историческом процессе Взаимоотношение природы и общества в истории философской мысли В философских воззрениях на природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения.Первая из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другаяисходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными и иными воззрениями. Первоначально , на заре человечества, при крайне примитивной материальной базе и ограниченной силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. В античной философии природа рассматривается как мать-кормилица, как причина возникновения человека (Платон). Примерно то же мы наблюдаем и в воззрениях представителей материалистического направления того времени: человек – как совокупность атомов (Демокрит). Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремлениежить в согласиис природой, познать ее, использовать последнюю в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества в античные времена не позволяли оценивать природу как главную и непосредственную цель преобразовательной деятельности человека. В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более “низкой” греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об ихпротивопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения - период расцвета культуры и искусства - взгляды на взаимоотношения природы и общества на короткий период становятся иными.Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновенияи противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. Раздаются призывы вернуться назад, к природе, к “золотому веку” человечества. В Новое время (вXVII-XVIIIвеке) начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. Соответственно, и в философских воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Егоцентральная идея - человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. “Цель науки и техники, - подчеркивал Ф. Бэкон, - господство над природой”. Появлению таких идей способствует и все увеличивающаяся мощь человеческого общества, рост его производительных сил. В дальнейшем , постепенно, как в теории, так и в практической деятельности человека окончательновозобладала тенденция все более полного господства человека над природой.Классическая формула данного подхода изложена устами нигилиста Базарова, героя романа И. Тургенева Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Схож с этим и известный девиз известного советского селекционера яблок И.Мичурина: «Нечего ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача! ». Взгляд на природу лишь как средства для достижения каких-либо человеческих целей сохранялся, и все более усиливался, вплоть до середины XX века . И лишь в последние его десятилетия, уже на рубеже потенциальной, глобальной экологической катастрофы, стала очевиднойзадача немедленного поиска разумного баланса в отношениях человека и природы, и в первую очередь соответствующего философского осмысления взаимоотношений между ними, происходящих процессов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1736; Нарушение авторского права страницы