Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование рационалистической философии



2-й этап — XVII в. — формирование рационалистической философии.

Характерные черты философии XVII в.:
  • основными проблемами философии становятся познание окружающего мира (проблемы гносеологии), разработка методов познания окружающего мира и самого человека;
  • в рассмотрении проблемы бытия или устройства окружающего мира (проблемы онтологии) господствовала концепция деизма.

Исходя из преобладающего метода в процессе познания, возникли два философских течения:

а) эмпиризм (от греч. empeiria — опытный) или сенсуализм (лат. sensus — чувственный). Его сторонники, например английские учёные Ф. Бэкон (1561—1626) и Дж. Локк (1632—1704), считали, что в основе познания должны быть показания органов чувств, опыт, эксперимент, на которых строятся умозаключения по индуктивному принципу, т. е. от частного к общему. Дж. Локку принадлежит известный афоризм: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства»;

б) рационализм (лат. ratio — разум, мышление). Представители этого течения Р. Декарт (1596—1650), Б. Спиноза (1632—1677), Г. Лейбниц (1646—1716) разделяли мысль, что главную роль в процессе познания играет не чувственный опыт, а мыслительная (рациональная) деятельность человека, способность делать умозаключения. При этом рационалисты делали ставку на дедуктивный метод выработки умозаключений, т. е. от общего к частному;

Концепция деизма была разработана французским математиком и философом Р. Декартом. Суть её в том, что Бог — это безличная разумная первопричина мира, в котором соединены две субстанции — духовная и материальная. Сотворив мир, Бог предоставил ему возможность самостоятельно развиваться на основе двух вышеупомянутых равноправных субстанций. Поэтому в структуре окружающего мира существуют два компонента — материальный и духовный, которые развиваются по собственным законам.

Иную картину бытия предложили голландский философ Б. Спиноза и немецкий математик и философ Г. Лейбниц. Оба учёных были сторонниками пантеизма и отождествляли Бога с природой. При этом у Спинозы основой мировоззрения является единственная субстанция — Бог (монистический подход), а у Лейбница основу окружающего мира составляет множество субстанций — монад (от греч. — единственный). Монады — это «духовные атомы» мироздания, к ним относятся Бог как высшая монада, человеческие монады, монады животного мира и неживой природы (плюралистический подход).

Особый интерес вызывают социально-политические и этические проблемы: именно в XVII в. начинает формироваться теория правового государства (работы Т. Гоббса и Дж. Локка). Б. Спиноза разрабатывает теорию о соотношении свободы и необходимости, оказавшую значительное влияние на философию XVIII—XIX вв. По его мнению, «свобода — это познанная необходимость»: если человек знает, почему произошло или происходит то или иное явление, значит, он свободен; тем самым свобода приравнивалась к знанию, и, следовательно, подобный подход открывал широкий простор для развития науки.

Философия Просвещения

3-й этап — XVIII в. — господство философии Просвещения.

Характерные черты философии Просвещения:
  • крайний рационализм, скептицизм и гносеологический оптимизм;
  • идея прогресса;
  • антиклерикализм;
  • особый интерес к политико-правовым проблемам;
  • идея самоуправляющейся рыночной экономики;
  • выдвинутая в сфере этики идея «разумного эгоизма» сводилась к тому, что каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества (Ж. Ж. Руссо);
  • просветители активно выступали за всемерное развитие системы образования, просвещение населения, борьбу с неграмотностью, повышение культурного уровня общества, считая эти меры главным залогом прогресса (отсюда и название эпохи — Просвещение).

В этот период на первый план выдвигается идея разумности всего существующего, любое явление должно быть поставлено на суд разума и здравого смысла человека и, если противоречит им, должно быть изменено. Развитие человечества движется в направлении к лучшему, более совершенному (с точки зрения разумности) состоянию.

У философов-просветителей сложилось крайне отрицательное отношение к господствующей католической церкви, началась критика её злоупотреблений. Церковь воспринималась как главный тормоз на пути прогресса из-за её догматизма и мракобесия, поэтому просветители выступали за отделение церкви от государства и системы образования, за широкую веротерпимость, секуляризацию (национализацию) церковных земель (лозунг Вольтера по поводу церкви: «Раздавите гадину! »)

Философы просвещения разработали теорию естественных прав личности (Т. Гоббс и Дж. Локк), теорию общественного договора при образовании государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), теорию истинной монархии и разделения властей (Вольтер, Ш. Монтескье), выдвинули идею о праве народа на сопротивление, если верховная власть не соблюдает естественные права человека и общественный договор (Ж. Ж. Руссо). Тем самым просветители заложили основы концепции правового государства и в идейном плане фактически подготовили революции в США и Франции и принятие в этих странах первых конституций в 1787 и 1791 гг.

В сфере экономики к философам-просветителям причисляют А. Смита и Д. Юма. Они выдвинули идею самоуправляющейся рыночной экономики на основе закона спроса и предложения, тем самым заложив основы экономического либерализма.

Основные представители: Вольтер (1694—1779), Ш. Монтескье (1689—1755), Д. Дидро (1713—1784), Ж. Ж. Руссо (1712—1778), К. А. Гельвеций (1715—1771), П. А. Гольбах (1723—1789).

Немецкая классическая философия

4-й этап — конец XVIII — первая половина XIX в. — господство немецкой классической философии, которая считается вершиной развития философской мысли Нового времени.

Характерные черты немецкой классической философии:
  • особый интерес к теории познания (гносеологии) и этическим вопросам;
  • стремление выработать всеобщие (абсолютные) законы развития окружающего мира и мышления человека;
  • общий высокий научный уровень философских работ.

Представители: И. Кант, Ф. В. Шеллинг, И. Г. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах.

И. Кант

И. Кант (1724—1804) всю жизнь провёл в Кёнигсберге (совр. Калининград), заведовал кафедрой философии в местном университете, позже стал в нем ректором. В его творчестве выделяют два периода. В «докритический» (до 1770-х гг.) Кант в основном занимался вопросами естествознания. В это время он сформулировал гипотезы о возникновении Солнечной системы из газопылевой туманности, о влиянии Луны на приливы и отливы, которые впоследствии были подтверждены. В «критический» период (с 1770-х гг.) у Канта появляется интерес к проблемам философии. В 1780-е гг. появляются его работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности к суждению».

Главный вопрос для Канта — «Познаваема ли вещь в себе? ». «Вещи в себе» — это предметы и явления окружающего мира, существующие объективно, т. е. независимо от человеческого сознания и вне его. По мнению Канта, каждый человек пытается выявить сущность «вещей в себе». При этом в процессе познания он проходит три этапа:

  • на этапе чувственного познания — это показания органов чувств (запах, цвет и т. д.), которые хаотичны и не систематизированы;
  • на этапе рассудочного познания происходит систематизация хаотичных ощущений при помощи врождённых категорий, главные из которых — категории пространства и времени;
  • на этапе разумного познания человек пытается выйти за пределы показаний органов чувств и врождённых категорий и дать определения предельно общим понятиям (например, сознание, Бог, материя). Однако человек будет при этом постоянно сталкиваться с антиномиями — взаимно противоречащими суждениями об одном и том же объекте, которые одинаково логично можно доказать (например: Бог есть — Бога нет).

Значение деятельности И. Канта: при помощи теоретического (чистого) разума познать сущность «вещей в себе» невозможно из-за ограниченности органов чувств и врождённых категорий. Возникает тупиковая ситуация, но выход из неё все-таки есть, и лежит он в сфере морали и нравственности (сфере практического разума). Кант считал, что здесь человек не зависит от показания органов чувств и врождённых категорий и сам совершенно свободно определяет направленность своих поступков, но при этом должен руководствоваться всеобщим моральным законом: «поступай так, чтобы принцип твоей воли мог стать принципом всеобщего законодательства» — это так называемый категорический императив Канта. По сути, это перефразирование библейской заповеди: «поступай так по отношению к другому, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Из этого правила философ делал вывод, что человек всегда должен рассматриваться как цель и никогда как средство. Заслуга Канта заключается в создании оригинальной теории познания и этического учения, проникнутого идеалами гуманизма.

Ф. В. Шеллинг

Вклад Ф. В. Шеллинга (1775—1854) (ученик Канта) в развитие философии заключается в создании учения о природе — натурфилософии. Главная идея учения — в природе все явления находятся в постоянном и все более усложняющемся развитии. Тем самым Шеллинг начал разрабатывать диалектический метод.

И. Г. Фихте

И. Г. Фихте (1772—1814) (также ученик Канта) был ещё более ярко выраженным представителем субъективного идеализма. Характерная черта мировоззрения Фихте заключается в том, что в жизни он занимал активную гражданскую позицию и являлся: одним из идеологов антинаполеоновского движения. Все явления окружающего мира он рассматривал через взаимодействие «Я» (мыслящий субъект, носитель сознания) и «не-Я» (все, что вокруг него). При этом каждый человек стремится к достижению абсолютного «Я» — максимально возможного знания об окружающем мире, но этот идеал фактически недостижим, так как, решая какую-либо задачу, человеку кажется, что он приблизился к этому идеалу, потом он ставит новую задачу, и идеал отодвигается и так до бесконечности. Фактически Фихте сформулировал идею бесконечного прогресса человеческих знаний, в чем и заключается его вклад в развитие философии.

Г. Гегель

Г. Гегель (1770—1831) родился в семье чиновника, окончил сразу два университета, увлёкся философией, преподавал её в Тюбингенском и Йенском университетах, затем был приглашён в Берлинский университет и стал его ректором. Основные работы: «Философия духа», «Феноменология духа», «Философия истории», «Логика».

Основным вопросом для Гегеля был тот же, что ставил Кант, — «Познаваема ли вещь в себе? ». У Канта «вещи в себе» — это предметы и явления окружающего мира, существующие независимо от сознания человека, т. е. объективно, они непознаваемы из-за ограниченности разума человека. Ответ Гегеля иной: «Вещи в себе» познаваемы, так как они проявляются в явлениях окружающего мира, которые доступны органам чувств человека. При этом Гегель исходит из основополагающей идеи о тождестве мышления и бытия, т. е. все, что происходит в окружающем мире, напрямую отражается в мышлении человека, поэтому если выявить законы развития мышления, то мы автоматически выявим законы развития окружающего мира. Исследуя мышление, Гегель пришёл к выводу, что оно развивается по трём основным законам (получившим название законов диалектики Гегеля).

Закон превращения количественных изменений в качественные. Суть: нарастание количественных изменений в явлении идёт до определённого предела, а затем наступает изменение качественного состояния данного явления (примеры: из области природы — превращение воды в пар или лёд; из области мышления — накопление фактов о чем-либо приводит к возможности сформулировать теорию, которая объясняет взаимодействие этих фактов).

Закон единства и борьбы противоположностей. Суть: каждое явление состоит из противоположных элементов, которые постоянно сталкиваются, конкурируют друг с другом, но при этом друг без друга существовать не могут. Гегель считал, что этот закон является главным двигателем прогресса (примеры: из области природы — у магнита всегда существуют два противоположных полюса; из области мышления — человек мыслит всегда парными категориями по принципу: тезис — антитезис).

Закон отрицания отрицания (или закон двойного отрицания). Суть: каждое явление проходит как минимум три этапа в своём развитии. На втором этапе происходит отрицание первого этапа, на третьем — отрицание второго, и при этом повторяются черты первого этапа, но на другом количественном или качественном уровнях. Примеры: из области природы — пример с зерном: зерно на первом этапе посадили, на втором этапе из него вырастает росток, который отрицает существование зерна, на третьем этапе росток превращается в колос с определённым количеством зёрен, которые собирают, а колос погибает, т. е. происходит повторение первого этапа, но на ином количественном уровне; из сферы общественной жизни — пример с Французской революцией: на первом этапе существовала абсолютная монархия, на втором — происходит революция, свержение монархии, возникает республика, которая отрицает факт существования монархии, на третьем этапе к власти приходит Наполеон, который восстанавливает абсолютную монархию, происходит повторение первого этапа, но на ином качественном уровне (изменение системы законов, управления, социальной опоры режима).

Эти три закона составляют диалектический метод Г. Гегеля, который считается его главным вкладом в развитие философии.

Довольно часто задаётся вопрос: в чем противоречие между философским методом и философской системой Гегеля?

Согласно диалектическому методу Гегеля, все явления окружающего мира находятся в постоянном непрерывном движении. Что касается его философской системы, то первоначалом всего существующего является абсолютная идея, которая как бы в свёрнутом виде содержит в себе все возможные понятия об окружающем мире. Эта абсолютная идея постоянно самораскрывается во всех сферах жизни (прежде всего в природных явлениях, мышлении человека). Задача учёного — выявить момент самораскрытия абсолютной идеи и законы её функционирования. Гегель считал, что ему это удалось сделать, исследуя мышление, и поэтому абсолютная идея раскрылась полностью в его философской системе. Отсюда вывод, что его учение является высшей истиной, развитие научной мысли на этом, по сути, прекращается. Таким образом, философская система Гегеля приобрела статичные черты, тогда как диалектический метод предполагал непрерывное развитие.

Значение деятельности Г. Гегеля: вклад Гегеля в философию заключается в разработке диалектического метода, а также учении о праве и государстве как составных частях абсолютной идеи.

Л. Фейербах

Л. Фейербах (1804—1872) был учеником Гегеля, но затем подверг его учение критике. Фейербах первым выявил противоречие между методом и системой Гегеля. Он критиковал Гегеля за излишнюю абстрактность его рассуждений, их оторванность от конкретных проблем человека.

По мнению Фейербаха, философия должна заниматься именно проблемами человека. Он предлагал переименовать философию в антропологию, т. е. науку о человеке. Главная задача — это способствовать максимальной самореализации человеческой личности, чему препятствует религия, которая ставит человека в приниженное положение, убивает веру в себя. Люди сами создали богов по своему образу и подобию; они нуждались в идеале, образце для подражания и сами создали его, наделив теми качествами, которые хотели бы видеть у себя. Затем, через несколько поколений, этот идеал стал восприниматься как некая сверхличность, т. е. как Бог, а человек попал в приниженное положение. В центре новой религии должен быть человек, который вернёт себе утраченные качества, приписанные богам.

Заслуга Л. Фейербаха заключается в критике противоречий философии Г. Гегеля и гуманистическом характере его учения, попытке философского обоснования причин возникновения религии.

Значение немецкой классической философии: немецкие классические философы внесли огромный вклад в развитие всей философии, особенно в теорию познания и решение этических вопросов. Само это направление было господствующим в XIX в., образцовым (отсюда и название — классическая), оно оказало огромное влияние на такие учения второй половины XIX в., как марксизм и позитивизм.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь