Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отказ от противопоставления субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени



История естествознания демонстрирует закономерную смену субстанциональных объяснений реляционными " На смену представлениям о флогистоне пришла молекулярно-кинетическая теория вещества, превратив тепло из субстанции в реляцию. Представления об упругом светоносном эфире были заменены понятием электромагнитного поля. В поисках “сущности жизни” предпочтения отдаются не энтелехии Аристотеля, а достижениям молекулярной биологии". Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М.: ЮНИТИ, 2009. С. 87.

Но на этом основании нельзя сделать вывод об истинности реляционной концепции пространства и времени и ложности субстанциональной.

С точки зрения признания объективности пространства и времени обе концепции равноценны.

" Претензия реляционного подхода на адекватное представление, что есть пространство и что есть время, также лишена основания, как и претензия субстанциональной концепции. И первая и вторая концепция есть форма выражения крайности, но посредине не истина, а проблемная ситуация. И суть этой проблемы в том, что мы имеем дело и с абсолютными, и с относительными характеристиками как пространства, так и времени". Там же. С. 89.

В современных субстанциональных концепциях субстанция -- это не само пространство и время. " Это всего лишь природный референт понятия пространства и времени. Движение пространства и времени отожествляется с существующим в природе процессом или, другими словами, этот процесс принимается за эталон изменчивости, за своеобразную систему отсчета для фиксации изменений в Мире. Этот же эталонный процесс параметризует изменения других объектов, т.е. используется в качестве основного аргумента для всех меняющихся функциональных зависимостей Мира. Указанное отождествление и позволяет считать субстанциональное пространство и время (в той же степени, что его референт) реалией и феноменом".Шихобалов Л.С. Время: субстанция или реляция?.. Нет ответа" // Вестник Санкт-Петербургского отделения Российской Академии естественных наук. - 2007. - № 1 (4). С. 158.

В реляционных же подходах нет отождествления времени с какой-либо материальной сущностью. " Реляционное время -- умозрительный конструкт из характеристик материальных объектов, т.е. -- это конвенция и ноумен". Там же. С. 159.

Тем не менее, “не существует реляции без субстанции”, т.е. любой реляционный подход использует совокупность материальных объектов для построения отношений между ними и на базе этих отношений -- конструкции пространства - времени. Там же. С. 160.

И в субстанциональном, и в реляционном подходах время и пространство -- это формы движения материи. В субстанциональных подходах делается акцент на носителях движения, а в реляционных -- на самом движении или на определенном отношении между элементами материи, в качестве какового можно рассматривать и движение. Но как нет отношений без их носителя, так и субстанция без движения не порождает изменчивости. Важно отметить, что в субстанциональных подходах, как правило, идет речь об упорядоченном движении -- потоке (не в смысле наличия выделенного направления в некотором пространстве, а в смысле увеличения количества субстанции вблизи источника субстанции). В реляционных подходах какое-либо упорядочение не постулируется. Андрейченко Г., Грачева В. Философия.- М.: Велби, 2008. С.159.

Существующая практика разработки субстанциональных и реляционных подходов однозначно различает статус материальных сущностей, характеристики которых отождествляются (субстанциональный подход) или корреспондируют (реляционный подход) со свойствами пространства - времени. Для субстанциональных подходов -- это некая “тонкая материя”, не идентифицируемая современными научными технологиями. А в реляционных подходах это, например, нуклоны, макроскопические объекты и надмолекулярные констелляции. Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии.- 1996.- № 1. С. 34.

Сходство и различие субстанциальной и реляционной концепций можно пояснить на следующем аллегорическом примере. Субстанциальность - категория, которая рассматривает пространство и время как декорации, на фоне которых происходит вселенское действо - движение голой материи. Реляционность - категория, которая рассматривает пространство и время как костюмы участников вселенского действа, происходящего на голой сцене. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: Проспект, 2003. С. 63. Обе категории отражают единообразную особенность движущейся материи, но каждая придает её свой колорит. Именно поэтому субстанциальную и реляционную концепции правильнее именовать разновидностями одной категорийной концепции пространства и времени тем более, если учесть известное определение понятия " категории" :

" Категории (от греч. kategoria - высказывание, признак) в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме". Кузнецов В. И. Пространство, время, движение. - М: Наука, 1997. С. 204.

На уровне " бытия мира", олицетворяющего бесконечность, исследователь всегда имеет дело с абсолютными характеристиками движения, пространства и времени.

На уровне конкретного " бытия в мире" исследователь может фиксировать конкретное движение, конкретное пространство и конкретное время. И в последнем случае, действительно, правомерно вести речь о формах пространства и времени неживой природы, о специфике биологического пространства и биологического времени, об особенностях социального пространственно-временного интервала, не забывая при этом о существовании их абсолютных характеристик. Кузнецов В. И. Пространство, время, движение. - М: Наука, 1997. С. 204.

Нельзя не вспомнить и о многомерности пространства. Пространственно-временной интервал имеет четыре измерения: пространство - три, время - одно. Но квантовая физика, фиксируя чувственно не воспринимаемые явления микромира, вышла на многомерность пространства.

Из этого можно не только сделать вывод о правомерности абстракции в приложении к понятиям пространства и времени, но и рассматривать этот факт как подтверждение реляционной концепции применительно к микромиру, как одному из уровней " бытия в мире".

Таким образом, и в субстанциональном, и в реляционном подходах время и пространство -- это формы движения материи. В субстанциональных подходах делается акцент на носителях движения, а в реляционных -- на самом движении или на определенном отношении между элементами материи, в качестве какового можно рассматривать и движение. Данные концепции нельзя противопоставлять, так как исследователи имеют дело и с абсолютными, и с относительными характеристиками как пространства, так и времени.

 

Проблема сознания и способы ее решения в истории философии

Сознание - одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности, выражает способность человека к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ.

Вместе с тем сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Будучи несомненной очевидностью человеческого существования, сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, и принципиальная ненаблюдаемость сознания задает естественные трудности для его теоретической реконструкции. Методы изучения сознания: исследование объективированных результатов деятельности сознания (недостаток: утрата уникально-личностного контекста сознания), интроспекция (выявление конкретности и индивидуальности личностного опыта сознания). Необходимость теоретически корректного соединения индивидуального и всеобщего, органическую связь которого являет опыт сознания, обуславливает особый статус этой проблемы в философии.

В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта:

1)когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта;

2)феноменологический аспект отражает особенности структуры сознания, координации и субординации разнообразных идеальных явлений (феноменов), процессов и состояний сознания;

3)интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения.

В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов.

Исторически первым был субстанциональный подход (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Лейбниц, Гегель и др.). Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской философии, в которой сознание (наиболее значимым и универсальным свойством сознания выступает разум) рассматривается как субстанциональный элемент бытия. Разум здесь рассматривается в качестве гаранта единства и упорядоченности бытия, мирового порядка и гармонии. Индивидуальное человеческое сознание выступает здесь лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых определяются сущностные свойства объектов, выявляют его содержание. Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей” и способствовал изучению структуры сознания.

Натуралистически-функциональный подход сформировался в трудах английских эмпириков 17 в. и материалистов-метафизиков XVIII в. как результат осмысления и обобщения достижений физиологии и медицины. Сторонники этого подхода (Локк, Гартли, Дидро, Ламетри, Гольбах и др.) под сознанием понимали специфическую функцию мозга, которая воплощается в познании и самопознании. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. Роль ощущений. Крайней формой натуралистически-функционального подхода стал “вульгарный материализм” ХІХ в. (Фохт, Бюхнер, Молешот), который мышление и его результат - мысль считал материальными. Исследования сторонников этого подхода содействовали обнаружению связи, а также форм и способов взаимодействия сознания и психофизиологических процессов. Однако в этих исследованиях игнорировались социокультурные условия возникновения и функционирования сознания.

Пассивный характер сознания в рамках обоих указанных подходов. Обоснование активной творчески-синтетической природы сознания в учении Канта, обусловленной его априорными структурами.

Неклассическая философия

Элементы функционализма в аналитической и позитивистской философии.

Социокультурный подход был разработан в марксистской философии. Маркс и Энгельс отрицали субстанциональный характер сознания и рассматривали его как функцию мозга, возникающую и развивающуюся под воздействием социокультурных факторов в процессе практически-предметной деятельности людей. В структурализме (Фуко) и философской герменевтике (Гадамер) проблема существования сознания решается на основе анализа структур языка, механизмов продуцирования и трансляции безадресных сообщений по каналам коммуникации.

Экзистенциально-феноменологический подход. Сторонники этого подхода (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) отказываются от традиционного “субъект-объектного” объяснения сознания и обращаются к описанию опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность как направленности сознания на объект (предмет, явление, процесс), и анализу способов данности объекта посредством актов и операций субъекта. Сознание по сути рассматривается не столько как отражение, сколько как осмысление действительности (самосознание) - именно сознание формирует мировоззрение и жизненный опыт человека. Поток мыслей, чувств, ассоциаций. Иначе говоря, интенциональная программа направлена не на объяснение сознания, а на обнаружение условий и возможностей осуществления сознательных процессов.

Психоаналитический подход (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) ориентируется на обнаружение скрытых факторов телесной и психической организации человека, а также анализ социальной среды и культуры, которые обуславливают поведение человека и влияют на его сознание, хотя и не присутствуют в нем (персональное и коллективное бессознательное).

На основе всего сказанного можно дать определение, что сознание - это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей.

Проблема генезиса сознания

Вопросы, как и благодаря чему возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования. Обусловлено это тем, что фактически оформление сущностных характеристик сознания выступает своеобразным итогом антропогенеза, так как оно присуще человеку разумному. Однако, если биологический облик «хомо сапиенс» с момента его появления не претерпел значительных изменений, то этого нельзя сказать о сознании. Самосознание и абстрактное мышление возникают на более поздних этапах развития культуры. Одновременно, принципиальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск тех возможных его природных оснований, эволюция которых могла бы стать предпосылкой человеческой мысли.

В современной культуре сознание является объектом интереса различных научных дисциплин (физиология, психология, социология и т.д.). Разнообразие научных версий сознания свидетельствует о несомненной сложности и комплексности данного феномена, развитие и функционирование которого обусловлено воздействием ряда природных и социальных факторов. Соответственно, проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на двух уровнях: в контексте общеприродной эволюции и в контексте происхождения культуры и общества.

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой, живой и социальной материи. Отражение - это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации.

В неживой природе отражение представляет собой свойство вещей воспроизводить под воздействием других вещей такие следы, отпечатки или реакции, структура которых соответствует каким-либо сторонам воздействующих на них вещей (след на песке, зеркальное отражение и т.д.) Эти отражения отличаются относительной простотой и пассивным характером.

В процессе развития на основе физико-химических процессов, характерных для неорганического мира, возникают биологические формы отражения: раздражимость, чувствительность и психика.

Раздражимость - способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных внешних факторов. Эта форма отражения присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Специфика этой формы отражения: организм реагирует на биологически важные факторы; организм реагирует как целое, поскольку нет дифференцированных органов, частей организма; изменения происходят без временного разрыва, так как сохраняющие реакции запускаются сразу (пример: семенная корзинка подсолнуха направлена в сторону наибольшей солнечной освещенности).

Чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства предметов, воздействующих на него. Она присуща уже низшим животным и предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, несут информацию о других, жизненно значимых для организма факторах (например, о связи освещенности с наличием питательных веществ). У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой биологического отражения выступает психика. Она представляет собой способность создавать чувственные образы внешней действительности не только в виде ощущений, но и восприятий, благодаря которым у позвоночных складывается целостный образ ситуации, а у некоторых животных - еще и в форме представлений - чувственно-наглядных, обобщенных образов явлений, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих явлений на органы чувств. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций - при помощи навыков ассоциативного мышления в мозгу в конкретной ситуации формируется биологическая цель как идеальное предвосхищение результата деятельности организма. Поэтому психика рассматривается уже не только как материальное, но и как идеальное. Однако это еще не сознание.

Сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются:

1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;

2) целеполагание - способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность;

3) самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;

4) язык - символический способ передачи информации.

Формирование этих особенностей сознания происходит в процессе антропосоциогенеза. Среди биологических факторов, оказавших наиболее значительное влияние на формирование сознания, необходимо отметить прямохождение, специфическое строение передних конечностей, особенности устройства голосовых связок, гортани и губ, большой мозг и сложная нервная система, отсутствие жестких механизмов инстинктов. Наиболее значительными социальными факторами были: предметно-практическая деятельность на основе систематического изготовления и применения орудий труда, коллективный образ жизни, возникновение и развитие языка как средства коммуникации и передачи опыта (Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Функции языка: экспрессивная - средство выражения мыслей; когнитивная - важнейшее средство познания; коммуникативная - осуществление общения между людьми; кумулятивная - накопление и сохранение знаний).

Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, так как вне социальной среды оно не может нормально функционировать.

Структура и функции сознания

При специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру и функции.

Развитие психологии, физиологии высшей нервной деятельности, медицины позволило обнаружить наиболее существенные структурные элементы сознания: интеллект, чувства и эмоции, волю, внимание, память.

Под интеллектом обычно понимают способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.

Важную роль в структуре сознания выполняют чувства и эмоции. Чувственно-эмоциональные процессы отражают внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру, к другим людям и к самому себе. Природа эмоций амбивалентная: они одновременно выступают и как познавательно-информационное средство, и как инструмент оценки.

Воля обеспечивает регуляцию человеческой жизнедеятельности. Воля придает человеку способность и готовность действовать, порождает настойчивость в достижении целей.

Память, как фактор сознания, позволяет человеку сохранять и воспроизводить свой жизненный опыт, связывать себя со своими предшественниками, включаться в культуросозидательный процесс. Но память нельзя интерпретировать как обращение к прошлому. Память - это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего. Память придает сознанию единство и целостность.

Воображение.

Развитие науки в ХХ в. позволило выявить в духовной жизни человека широкую сферу бессознательного, в которую не проникает свет разума. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека. Это значит, что сознание не сводится только к мышлению и познанию, но включает в себя многочисленные и разнообразные формы и элементы психической жизни человека. З. Фрейд: модель уровней психической деятельности человека:

- бессознательное (особый пласт психики, включающий такие феномены, которые никогда не появляются в поле сознания, однако, оказывают существенное влияние на жизнедеятельность индивида);

- сознание (та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и контролируется им);

- надсознательное (усвоенные индивидом социально значимые нормы и ценности). Фрейдовская схема описывает, однако, не столько сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой фрагмент.

Рассмотрение структуры сознания требует также указания основных свойств сознания:

- идеальность (отсутствие материальных признаков);

- интенциональность (соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром);

- самосознание (осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности). Человек в отличие от животных выделяет себя из окружающей среды, определяя при этом свое место в ряду природных и общественных явлений. Такое соотнесение предполагает формирование адекватного образа самого себя, употребление особых словесных обозначений, признаваемых также и другими субъектами: самочувствие - осознание своего тела и его сопряженности с миром окружающих вещей и людей. Более высокий уровень самосознания связан с отнесением человеком самого себя к определенному человеческому сообществу или определенной культуре. В этом смысле самосознание свойственно также определенной социальной, политической или этнической группе, когда они рассматривают свое положение в системе общественных отношений, выделяют общие для них интересы и идеалы. Самосознание предусматривает самооценку: совесть, ответственность, дееспособность; а также чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

В широком смысле сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека:

- Познавательная функция проявляется в способности человеческого сознания добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе.

- Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде.

- Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром.

- Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

Социокультурная природа сознания

Носителем сознания является отдельный человек. Но формируется эта индивидуальная способность только в обществе, в сложной системе социальных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Природа в процессе эволюции создает только биологические предпосылки сознания, но реализуются они только в обществе.

Социокультурная природа сознания может быть обоснована с точки зрения генетической (то есть исходя из происхождения сознания). Биологическая эволюция создает предпосылки перехода к труду как предметно-практической деятельности, основанной на производстве и систематическом применении орудий труда. Но труд - это, прежде всего, процесс отношений между людьми, сложная система взаимоотношений, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее. На этой основе развивается и совершенствуется психика, формируются способности образования понятий, логического мышления, рационального постижения мира с помощью абстрактно-логических средств. Трудовая деятельность требовала также новых, более развитых и эффективных средств регулирования отношений, что вело к возникновению языка. Развитие трудовой деятельности, историческое разделение труда порождают мораль, искусство, религию, науку, формируют социальные программы поведения человека, приводят к культуре как сфере специфически человеческой жизнедеятельности.

Социокультурная обусловленность сознания проявляется и функционально. Сознание возникает в процессе жизнедеятельности человека, направленной на преобразование природной среды и удовлетворение на этой основе человеческих потребностей. Поэтому сознание есть не что иное, как отражение этой жизнедеятельности и тех предметов, на которые она направлена. По своему содержанию и функциях сознание обусловлено социально-исторической формой практики, является ее отображением. Деятельность и практика фактически обусловили возникновение и функционирование сознания. Отличительным признаком человеческой деятельности является ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию. Деятельность - опредмечивание содержания сознания; сознание - распредмечивание материальных объектов.

Социокультурный характер сознания раскрывается и в коммуникативном подходе к нему. Этот подход требует выявления связи сознания с языком как универсальным средством коммуникации. Язык - это система знаков, с помощью которых осуществляются отношения между людьми, познание мира и самого человека, сохранение и трансляция информации, а также управление поведением. Из этого определения следуют и основные функции языка: коммуникативная (осуществление общения между людьми), познавательная (важнейшее средство познания), экспрессивная (средство выражения мыслей), кумулятивная (накопление и сохранение знаний) и регулятивная.

Наконец, социокультурная природа сознания проявляется в его творческом, активно-конструктивном характере. Сознание не просто и не только отражает предметы, оно формулирует программы деятельности, цели и задачи ее, выступает основой творческой деятельности человека в соответствии с определенными в ту или иную историческую эпоху общественными установками + способность к опережающему отражению действительности на основании имеющегося опыта (связь с целеполаганием).

Таким образом, в качестве носителя сознания и одновременно определяющей его части выступает общество. В связи с этом необходимо выделить категорию общественного сознания и соотнести его с индивидуальным. Оба вида сознания имеют один источник происхождения - общественную жизнь, но у них разные субъекты. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, возникающих в определенный исторический период у больших социальных групп. Общественное сознание - это не сумма составляющих его людей, это качественно особая духовная система, имеющая свои особые, объективные законы развития (наука, моральные, правовые нормы и т.д.). Оно - условие формирования индивидуального сознания. Индивидуальное и общественное сознание постоянно взаимодействуют: исторически выработанные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеждениями индивида, источником его знаний, моральных норм и т.д., а личные идеи и убеждения нередко приобретают общественную значимость, входя в состав общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания, его взаимосвязь с общественным бытием.

Общественное сознание имеет сложную структуру. В вертикальном срезе выделяют два уровня общественного сознания:

- обыденное сознание (массовые чувства, представления, настроения, традиции, обычаи, нравы; вся сумма знаний, заблуждений и предрассудков, связанных с повседневной жизнью людей - формируется стихийно и неосознанно);

- теоретическое сознание (идеи, понятия, законы, программы, нормы; систематизированное, цельное отражение интересов господствующей социальной группы - формируется сознательно и целенаправленно).

Взаимодействие обоих уровней.

В горизонтальном срезе выделяют следующие формы общественного сознания:

- экономическое;

- политическое;

- правовое;

- религиозное;

- нравственное;

- эстетическое;

- научное;

- философское.

 

Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

Одним из первых вопрос о самосознании в европейской культуре ставит Сократ, провозглашая свою знаменитую установку «познай самого себя». Однако, самосознание понималось им в форме самопознания. В философии Средневековья проблемы самосознания анализировались в контексте исследования человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени, и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления. Самосознание тем самым основывалось на непосредственной данности психического, что означало, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта, который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако, и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля, где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появились иррационалистические тенденции в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы. На место разума встает особое созерцание.

Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования.Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.

Психологическая концепция Фрейда включала феномен психического сопротивления личности раскрытию вытесненных воспоминаний, а также признание существования внутрипсихического фактора цензуры, лежавшего в основе вытеснения.

В дальнейшем Фрейд на основе опыта лечения истерии сформулировал также понятие трансфера – переноса пациентом страстного влечения на своего терапевта, и теорию детской сексуальности для объяснения травматического опыта, обнаруживаемого при лечении.

Когда формировались основные положения психоанализа (1894 – 1902), личное психическое состояние Фрейда осложнилось сердечными расстройствами. Кроме того, он был обременен своими собственными снами, страдал от чувства общей изоляции, оплакивал смерть своего отца, который умер в 1896 г., и писал свой главный труд «Толкование сновидений». В конце этого периода он сформулировал три положения: (1) что сновидения являются замаскированным осуществлением бессознательных и в значительной степени детских желаний, (2) что все люди обладают Эдиповым комплексом – влечением к родителю противоположного пола и агрессивными чувствами к родителю того же пола и (3) что дети имеют сексуальные чувства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь