Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гуманистический антропоцентризм Возрождения и универсализм человека-субъекта познания и практической деятельности . Джованни Пико делла Мирандола. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви. Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Гуманизм –разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму: – Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов; – Боккаччовысмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан; – Эразм Роттердамскийв сатире «Похвала Глупости» и Раблев романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи(его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти(в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности). Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: – светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви; – ценностно-моральный акцент философии и литературы. Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Основные черты философии эпохи Возрождения: – отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; – использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура); – тесная связь с естествознанием; – исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Никколо Макиавелли(1469–1527) – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства. Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы – государства. Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрениелюдей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли. Вопросы, которые рассматривает Макиавелли: – «Что лучше: внушать любовь или страх? » – «Как государи должны держать слово? » – «Каким образом избегать ненависти и презрения? » – «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали? » – «Как избежать льстецов? » и др.
Джова́ нни Пи́ ко де́ лла Мира́ ндола (итал. Giovanni Pico della Mirandola; 24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. В отличие от своих предшественников, как античных, так средневековых и ренессансных, рассматривавших человека как микрокосм, отражающий в себе общие закономерности «большого» мира, Пико выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней. Бог не определил человеку места в иерархии, говорит Пико в знаменитой «Речи о достоинстве человека»: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет». Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора. «Божественность» человека — не просто в том, что он «создан по образу и подобию Божию», она — как и всякое человеческое совершенство — не дана, а достижима. Прославление человека и человеческой свободы служило в «Речи» Пико и в его философской системе в целом предпосылкой его программы всеобщего обновленияфилософии, залог которого он видел в согласовании различных учений. Это всеобщее «согласие» идет дальше идеи Фичино о «всеобщей религии». Речь идет не обэклектическом согласовании противоречивых воззрений, но о выявлении заключенной в них и не исчерпываемой ни одним из них единой и всеобщей истины. Провозглашаемая Пико всеобщая философская мудрость должна была, по его замыслу, слиться с обновленным христианством, весьма далеким от его ортодоксально-католического истолкования. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному. Основной мыслью Пико было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания. В конце своей краткой жизни пришёл к Каббале, с помощью которой хотел найти синтез неоплатонической и христианской, философской ирелигиозной мысли. Пико был одним из первых, кто принес каббалистическое знание в Гуманистическую республику ученых, центром которой сделалась Платоновская Академия во Флоренции, созданная богатым купцом Козимо Медичи (1389—1464) во второй половине XV в. Пико собрал небольшую библиотеку каббалистической литературы, которая состояла из переводов, сделанных еврейским мыслителем из Сицилии, принявшим христианство, — Флавием Митридатом (Flavius Mithridates), — для Папы Сикста IV, а затем, в 1486 г., для самого Пико
4.25. Фактическое открытие природы в эпистемологии Возрождения. Философы Возрождения почти единодушно советуют и требуют искать знания не в писаниях средневековых схоластов, а в изучении природы. Уарте говорил, что природа является единственным объектом философского изучения. «Естественные предметы», говорил он, надо изучать доверием к органам чувств, а не к текстам священных или схоластических писаний: «От ошибок и ложных мнений свободны пять чувств, ибо глаза не делают цвета, язык – вкуса, осязание – твердости, мягкости и шерошоватости. Все это сделано и составлено природой». Философ, учёный и фивописец Леонардо да Винчи (1452 – 1519) писал: «Всё наше познание начинается с ощущений…. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущения, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы»; «Опыт не ошибается. Ошибаются только суждения наши». Вершиной научных знаний он считал знания математические: «Никакой досстоврености нет в науках там, гле нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой». «Пропорция обретается не только в числах и мерах, но также в звуках, тяжестях, временах и положениях и в любой силе, какая бы она ни была». «Птица – это инструмент, движущийся на основании математических законов». Леонардо да Винчи считал, что без знания геометрии нельзя быть художником. 6.б. На фоне множества оригиналных и самобытных мыслителей периода Возрождения явно выделяется фигура выдающегося философа и естествоиспытателя, кардинала католической церкви Николая Кузанского (1401 - 1464). Его философские взгляды, в целом, можно определить как пантеизм, хотя официальное положение церковного сановника обязывало Кузанского пантеизм изображать в виде христианского теизма. Для него «Абсолютным бытием», «Абсолютным максимумом» одновременно является и Бог и Природа (Космос). «Бог во всех вещах, - пишет он, - как и все вещи в Боге». Познание Бога-Природы, учил Кузанский, проходит четыре ступени: 1) чувственное восприятие; 2) рассудок, разделяющий противоположнгости; 3) разум, сопоставляющий и противоположности и 4) интуиция, которая ведёт к совпадению противоположностей (coincidentia oppositorum). При всём при этом, Кузанского нельзя записывать в сенсуалисты. В философском плане он, всё же, был рационалист. Непревзойдённым образцом поисков и изложения истины но считал математику. «Мы ничего не имеем достоверного в науке, пишет он, - кроме нашей математики»; все истинные суждения «великих мужей… основаны на математическом подобии… Без числа ничего создать нельзя». Следует также отметить, что Кузанский из-за любви к математике часто придавал числам мистическое значение. Три для ненго – это совершество и полнота Святой Троицы, Четыре – ступени познания, Семь – священное число Творения мира, Десять - число мировых соотношений, 666 – воплощения зла и так далее. В результате собственного философского исследования Николай Кузанский пришел к заключению о бесконечности Вселенной. “Машина Мира, - писал он, -имеет свой центр везде, а конца сферы - нигде". Он утверждал также, что смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси. Учил также, что Солнце больше земли, а Луна меньше Земли, и что они движутся вокруз земли. Он считал также, что в движении находятся и звезды. Правда, по Кузанскому, весь звездный мир движется вокруг земли примерно так, как учил Птоломей, как учила католическая церковь. Свои натурфилософские взгляды Парацельс(1493-1541) подтверждал всеми доступными ему знаниями из медицины, химии, лечебной практики, в том числе - и магии. Для него всеобщей наукой была медицина, поскольку именно она беспокоится о благе человека. Сам же человек - центр мироустройства, его " Микрокосм" а весь Мир - это " Макрокосм". Парацельс прожил жизнь, которая с избытком была заполнена столкновениями, неожиданностями и приключениями. Его реальная биография стала основой, на которой Гете писал образ своего Фауста в одноименной драме. Крупным философом своего времени был Бернардино Телезио (1508-1588). В Падуанском университете он изучил философию и математику, прибыв в Рим начал заниматься естествознанием. Он решительно выступил против схоластического изучения природы, против церковной канонизации представлений Аристотеля о геоцентризме. В 1565 году он издает в двух томах свой труд " О природе вещей сообразно их собственным принципам" (De rerum natura juxta propria principia). Для глубокого и всестороннего изучения природы натурфилософ Бернардино Телезио(1508-1588) основал было в Неаполе первую в мире Академию, которую вскоре разгромили по приказу папской курии. В 1606 году все сочинения Телезио были включены в Индекс запрещенных книг и присуждены католической церковью к уничтожению. Через некоторое время по образцу Телезианской Академии, - как заведения, где собирается группа разносторонних ученых и занимается исключительно изучением различных природных явлений, - начали создаваться (и до сих пор создаются) все другие научные Академии. Видным натурфилософом, талантливым профессором был мученик науки Джордано Бруно(1548 - 1600). Он был доминиканским монахом и священником, потом порвал с верой в христианского Бога и католической церковью и занялся вольным философствованием, чтением лекций в разных университетах Европы. Джордано Бруно учил о бесконечности мира, допускал возможность жизни и разума на других планетах, написал большое количество лекций и сочинений, в которых наряду с другими мыслями излагал свои атеистические взгляды. Инквизиция заманила Джордано Бруно в Италию, шесть лет подвергала его истязаниям в своих тюрьмах и, наконец, 17 февраля 1600 года сожгла его перед окнами папского дворца. Благодарные потомки на место сожжения ученого соорудили ему памятник, который и сейчас стоит на Площади Цветов, напротив балкона, с которого папа римский и сейчас приветствует молящихся, которые собираются на Площади святого Петра. Перед зажиганием костра инквизиторы начали читать привязанному ко столбу ученому страшные проклятия. Джордано Бруно прервал своих мучителей и спокойно заметил: " Вы с большим страхом читаете мне приговор, чем я его выслушиваю". Свою философскую деятельность Джордано Бруно тоже начал из критики схоластики и богословов, называя их «бездельниками, педантами, жуликами, шутами и шаратанами»; «созвездием педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из себя самого Иова». Целью философии Бруно считал не изучение текстов писания, а самой природы. Предпосылкой познания, говорил он, является сомнение. В процессе познания должны принимать участи и чувства и разум. «Чувства сами по себе не видят бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения»; «нельязя видеть очами субстанцию». По своему следуя Кузанскому, Джордано Бруно считает, что мы приближаемся к истине в процессе последжовательного преодоления четырёх ступенией: 1) ощущения (sensus); 2) рассудок (ratio); 3) разум (intellectus ); 4) духовно в душе (anima).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы