Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философское понимание развития.
Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы». Развитие – это вид изменения (движение). Развитие отличается от функционирования. Функционирование –движение в состояниях одного и того же уровня организации системы. В отличие от функционирования, развитие – смена состояний, которая обусловлена для всей системы невозможностью сохранения существующих форм функционирования => развитие всегда связано с изменением уровня организации системы. Признаки развития: 1. качественный характер изменений (в процессе развития происходит качественное преобразование подсистем данного объекта) 2. направленность изменений 3. необратимость изменений (необратимость может пониматься как возникновение принципиально новых возможностей для объекта в целом) => Развитие – это необратимые, направленные и качественные изменения системы. Развитие предполагает следующие направления: прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему 2. регресс – это наоборот. Соотношение прогресса и регресса: 1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно) 2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы. 3. Понятие прогресса (в современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам. Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи. Для общественных систем применяется: 1. «экономический критерий» - понятия: «темпы роста производства и производительности труда»; «уровень развития производительных сил – данные показатели указывают на степень свободы человека по отношению к природе. 2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека. 3. экономический характер – степень свободы работников от эксплуатации 4. оптимальный уровень демократизации общественной жизни. Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса: 1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе. 2. степень свободы работников от эксплуатации 3. общественный прогресс измеряется, в том числе и уровнем демократизации общественной жизни 4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе. Диалектика и метафизика (общее и особенное) Диалектика – наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития. Структура: 1.принципы: а) системности б) развития в) всеобщей универсальной связи. 2.законы: а) единства и борьбы противоположностей б) перехода количественных изменений в качественные в) отрицания отрицания 3.категории, выражаются всеобщие универсальные аспекты действительности а)объективная диалектика – как указание на диалектический характер изменений, происходящих в объективном вещно-предметном мире; это общая теоретическая модель развития объективного мира б) субъективная диалектика – указание на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека. Направления: неомарксизм, неогегльянства, экзистенциализм (Сартр). Диалектика понимается как активность отрицания. Источник отрицания – человеческое сознание => диалектика распространяется только на сферу сознания. Материалистическая диалектика – 3 формы существования: 1. как теория познания; изучает развитие познания + сам предмет познания в его историческом становлении. 2. диалектическая логика – изучает процессы мышления, а также процедуры построения системы конкретного знания. 3. универсальный метод освоения мира человека. В качестве метода обычно противопоставляется метафизике. Любой метод всегда содержит систему нормативных принципов, требований, относящихся прежде всего к познавательской деятельности. Диалектический метод включает в себя: 1.признак объективности и универсальной взаимосвязи - единый принцип. Требует рассматривать объект во всём многообразии и полноте его взаимосвязей с другими объектами.2. признак самодвижения (признак развития): любой объект следует рассматривать как саморазвивающийся3. признак противоречия: любой объект следует рассматривать как единство взаимодействующих противоположностей 4. признак конкретности истины: требование максимально полного учёта всех конкретных условий, в которых находится объект познания (познаваемый объект), а также совершается сам процесс познания. Метафизический метод сформировался под влиянием науки XVII – XVIII вв., главными науками в то время были математика и механика, отцом метода считается Исаак Ньютон. Энгельс определяет особенности метафизического метода: 1. абстрактность и односторонность - стремление рассматривать вещи и понятие человеческого ума (в которых отражаются эти вещи) а)в их обособленности друг от друга, в неподвижном состоянии, б)не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные.2. ограниченность - этот метод носит ограниченный характер, имеет границы своего применения и применяется только в известных пределах.
Содержание объективной диалектики. Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития. Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы: 1. фундаментальные принципы: ? принцип системности ? принцип всеобщности противоречия ? принцип всеобщности развития ? принцип всеобщей универсальной взаимосвязи. 2. законы: ? закон единства и борьбы противоположностей (этот закон характеризует источник развития) ? закон перехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм процесса развития) ? закон отрицания отрицания (характеризует направление (форму) развития). 3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания. В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее). Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику ? объективную и ? субъективную. Объективная диалектика (диалектика природы) – это 1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире 2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира.
Законы развития. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием. Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт: всеобщность, необратимость, направленность изменений (даже случайные изменения с неизбежностью приводят к др. изменениям). Развитие изучает диалектика. – это вид изм-ия движения. (прогресс и регресс) Гегель сформулировал основные законы диалектики и говорил об их органическом единстве: 1. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза): в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны отрицанием предшествующей(то есть отрицаются какие-либо элементы, свойства, качества старой системы), а с другой стороны –отрицанием этого отрицания(то есть преемственность-сохранение генетической связи с предшествующими явлениями и предметами) Данный закон характеризует развитие как преемственный, направленный и бесконечный процесс(Гегель: истинная бесконечность- явление или предмет изменяются, а его словесное определение остается тем же) 2. Закон перехода количества в качество. Качество - внутренняя определенность предмета, совокупность свойств, без которых предмет - не предмет. Количество - внешняя определенность. Качество и количество суть лишь ступени развития. На определенном уровне каждой ступени в предмете накапливаются количественные изменения, после определенной совокупности которых рождается новый предмет 3. Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Количественные изменения накапливаются до тех пор, пока не начинаются какие-либо противоречия в предмете. Путей решения данных противоположностей много, на каждом таком пути образуется новый предмет, который имеет новые противоположности. Так вновь доказывается бесконечность развития.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1611; Нарушение авторского права страницы