Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философские концепции истины. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В настоящее время истинность рассматривают как 1 из важнейших характеристик знания. Истинность – точное и достоверное отображение реальности в знании (в узком смысле). Истина-верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. В истории философии сложились следующие основные концепции истины: 1. Аристотель (классическая) – теория корреспонденции (соответствия). Истина – соответствие представлений, утверждений человека реальному положению дел. Трудности данной теории породили др подход - недостижимый идеал, к кот-му необход стремиться 2. Когарентная теория. Основной критерий истинности какого – либо знания – его согласованность (когеренция) с более обширной системой знания. Эту теорию разделял Гегель: мир – единое целое, в котором все явления связаны между собой и входят в это целое => знание об отдельном явлении должны согласовываться с системой знаний о мире в целом. Как таковая истина одна и отдельные ее части (частные истины) являются ее элементами. 3. Конвенционализм. В нач. ХX в. Пуанкаре выдвинул принцип конвенционализма: некоторые основоположения науки следует понимать как конвенции, т.е. как условно принятые соглашения, с помощью которых ученые выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений из ряда различных и одинаково возможных описаний. Эти описания должны быть удобны для ученых. Н-р: такие положения как «земля вращается» и «удобнее предположить, что земля вращается» для ученого имеют один и тот же смысл. 4. Прагматическая. Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и может успешно применяться на практике. Н-р, Уильям Джеймс: истинность суждения «бог существует» не зависит от реального существования бога, а обусловлена тем, что убежденность людей в существование бога благотворна для человеческой жизни. 5. Ницше. Установка перспективизма. Истина – просто полезное заблуждение. 6. Диалектико-материалистическая концепция (Ленин). Объективной истиной является такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от индивида, ни от человечества. Истина, в отличие от истинности – внутренне противоречивый процесс: движение от ограниченного, приблизительного знания ко все более глубокому и точному, полному знанию об объекте. Любая конкретная истина как результат процесса познания относительна, но в каждой относительной истине содержится зерно абсолютного знания. Относительная истина всегда содержит в себе и момент заблуждения. Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Достижение абсолютной истины – идеал познания. Человечество движется по пути овладевания абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин. Важнейший принцип этой теории познания – принцип конкретности истины. /Критерий истинности заключается в практике, но сама практика в качестве критерия истинности: - относительна (как исторический процесс); - должна браться системно, как общечеловеческое в каждый момент своего развития. Вторичные критерии истины: - логическая непротиворечивость знания - принцип простоты - принцип красоты. Логический критерий производен, т.к. формирование логического мышления происходит на основе практической деятельности.
Верификация и фальсификация как критерии ист-ти и осмысл-ти знания. Неопозитивизм - период в развитии философии позитивизма, охватывает 20-60 годы XX в. Неопозитивизм обосновывает критический характер философск. деятельности, философия должна осуществлять критику научных высказываний. Критерии научности: 1. верификации, позднее стал назыв-ся критерий верифицируемости, разраб.в 30 –ые годы, представителями венского кружка ( возглавлял М.Шлик). Предпосылки критерия верификации: 1.всякое знание может относиться только к чувственным переживаниям субъекта; 2. отдельные чувственные переживания выраж-ся в протокольных предложениях( я воспринимаю то…) 3.протокольные предложения абсолютно достоверны (их истинность самоочевидна для субъекта, сов-ть таких предложений обретает твёрдый эмпирический базис науки). 4.каждое сложное предложение в науке можно без остатка разложить на протокольные предложения. Истинность сложного предложения устанавливается, если устанав-ся значение истинности простых протокольных предложений, из кот-ых состоит данное сложное предложение. Сам критерий верификации: предложение научно в том случае, если оно верифицируемо, т.е. сводимо к протокольным предложениям, истинность к-ых устан-ся наблюдением. Принципиально неверефицируемое предложение бессмысленно. 2. фальсифицируемости ( К.Р. Поппер). Он не состоятелен поскольку не одно общее положение, нельзя вполне обосновать индуктивным путём, но общее положение м.б. опровергнуто с помощью одного единственного контрпримера. Все S есть Р истинность такого предложения опровергается установлением истинности хотя бы только одного предложения, имеющего вид данное S есть не P. Не существует абсолютного критерия истины. Всякую теорию можно рассмат-ать как запрещающую существование некоторых фактов и следовательно некоторых протокольных предложений в их значении истинности. Протокольные предложения, запрещаемые данной теорией яв-ся потенциальными фальсификаторми этой теории. Если запрещающей теорией факт имеет место, а описывающее этот факт протокольное предложение истинно, то теория считается опровергнутой. Формулировка критерия: теория научна если она фальсифицируема, теория фальсифицируема если класс её потенциальных фальсификаторов не пуст. С т. зрения Поппера любая научная теория гипотетична, метод науки – это метод пробы ошибок. Наука начинается с проблем и итогом развития науки оказываются новые научные проблемы.
Истина как процесс. Объективной истиной является такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, истина как таковая – это внутреннее противоречивый процесс, это движение от ограниченного, приблизительного знания ко все более глубокому и полному знанию об объекте. Любое конкретное знание как результат познания относительно. В каждой относительной истине (поскольку она объективна) содержится зерно абсолютного знания. Относительная истина содержит в себе момент заблуждения. Абсолютная истина – это такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Безусловных абсолютных истин не существует. Достижение абсолютной истины – это идеал познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин. Самый общий критерий истины заключается в практике, практика в качестве критерия истины: а) относительна; б) д. браться во всем своем объеме, т.е.: -как исторический процесс; -системно, как общечеловеческая практика. Однако существуют вторичные критерии: 1.логический – непротиворечивость знания; 2.критерий простоты; 3.критерий красоты. Общество и его структура. Понятие «общество» можно трактовать в широком и узком смысле. В широком смысле: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, к-ая развивается на основе объективных социальных законов, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей. В узком смысле: Общество – определённый исторический тип общности людей ( например: буржуазное общество); отдельный социальный организм. Общество – это специфическая система; основные сферы жизнедеятельности общества его подсистемы следующие: 1.материально – производственная; 2. социальная; 3. политико-управленческая; 4. духовная. К.Маркс: Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу. Элементы общества как системы: 1.общественные отношения – многообразные связи, возникающие между соц. группами, а также внутри них между индивидами в процессе их экономической, социальной, политической, духовной жизни. По типу связи с деятельностью все обществен. отношения принято делить на 2 большие группы: а) первичные (базисные, материальные, производственные) – эти отношения воспроизводятся как незапланированный, но объективно обусловленный результат деят-ти с необходимостью возникающий помимо сознательной воли людей данного общества. б) вторичные (надстроичные или идеологические сюда же относятся правовые, моральные и др. отношения) – эти отношения складываются на базе материальных и в своём формировании зависят от сознательной воли людей. Соц. группы и соц. институты (в лице конкретных людей) ставят своей специальной целью формирование таких надстроичных отношений, в кот-ых они заинтересованы. 2. социальные институты – исторические формы организации и регулирования общественной жизни; это совокупность соц.норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального действия. ( например экономический институт: разделение труда, воспитательные институты, институты в сфере духовной культуры) 3. общество – это не только отношения, это также производственные силы (разработано Марксом). В основе любого общества лежит производство непосредственной жизни, производство своей жизни путём производства материальных благ и системы общественных отношений. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2625; Нарушение авторского права страницы