Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теории познания или гносеология,



- раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания Формы познания Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий. Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях.Кроме того ПОЗНАНИЕ — это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческие действий. В истории классовых формаций, где существует противоположность между умственным и физическим трудом, теория П. разрабатывалась как теория особенной, собственно духовной деятельности, обособившейся от практики (Теория и практика), что порождало агностицизм и идеализм в понимании П. Диалектико-материалистическая теория П. рассматривает практическую деятельность как основание П. и критерий истинности знания. У истоков П. находится активное воздействие людей на природу, переработка вещества природы, производственное использование свойств вещей.

Ленин писал: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности”

На Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе? дают ответ следующие философские концепции: оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия. скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.(Скиптицизм Юма ограничивал возможности разума, считал, что источник уверенности не знание, а вера(религиозная). Особенности античной гносеологии Рационали? зм— философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.

Отличие рационально мыслящего человека от иррационально мыслящего человека заключается в том, что в отличии от рационально мыслящего человека иррационально мыслящий человек довольствуется не самостоятельно выбранными целями(насколько вообще возможно живя в социуме выбирать цели самостоятельно), а целями навязанными ему окружающими людьми или теми догмами в границах которых существует та социальная группа к которой принадлежит данный индивидуум.

Также иррационально мыслящий человек никогда не подвергает цели детализации, то есть иррационально мыслящий человек воспринимает цели как нечто недетализируемое.

Особенности античной гносеологии Иррационали? зм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Иррационализм Сторонники иррационализма (Шопенгауэр)считают высшими такие познавательные функции, как интуиция, переживание, созерцание и т. п. Характеристика Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое отражает невозможность познания действительности научными методами.

Сенсуализм Дж. Локка.

Все знание происходит из чув-го опыта.В уме нет ничего. чтобы ранее не ощущалось. при возникновении простых идей активную роль играют чувства, ум пассивен.

м особенностей и закономерностей формального метода.

Диалог сенсуализма и рационализма.

Рационализм (Р) – учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не м.б. выведены из оборота и его обобщений; м.б. почерпаны только из ума, либо понятий, присущих уму с рождения, Р. Возник как попытка объяснить логич особенности истин математики. Представители Р. В 17в. Спиноза, Лейбниц, в 18в.-Кант, Фихте, Гегель. Ограниченность Р. – в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. Осознает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности.

Сенсуализм (С) – учение о гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущение рассматривать как отражение объктивной реальности, то последовательный С. Приводит к материализму (Гольбах, Фейербах).

Скептицизм – филос концепция, подвергающая сомнению возможность познания объект-ой действительности. Скептицизм Юма ограничивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры.

Ед. предмет достоверного знания – объекты математики. Все суждения о существовании происходят из опытов. Отрицал объективный хар-р причинности, признавая бесспорное существ-е S-ой причинности в виде ассоциаций идей и порождения идей (т.е. образов памяти) чувственными впечатлениями. Источником практической уверенности служит не знание, а вера.

Рационалистич. учение Де Карта о врожденных идеях.

Есть 3 вида идей:

1) Идеи, получаемые кажд. ч-ком в рез-те чув-ных контактов с вещами внеш. мира.

2) Идеи, образующиеся в уме ч-ка на основании идей первого вида;

3) Врожденные идеи, т.е. изначально присутствующие в чел. уме. Имеют 2 существенные х-ки:

а) Они независимы от чув-го опыта (априорны) и от внеш. предметов, воздей-щих на чув-ва.

б) Ясность, отчетливость и простота свидетельствуют о независимости этих идей от воли.

Признание врожденности идеи объясняется невозм-тью вывести всеобщее необходимое знание из чув-го опыта (Пр.: у всякой вещи есть причина).

Врожденные идеи дел-ся на:

1) Врожденные понятия (Бог, свободная воля).

2) Врожденные аксиомы – представляют собой связь м\у понятиями (логический з-н тождества, матем. аксиомы). С помощью интел. интуиции чел. осознает истинность врожденных понятий и связи м\у ними, т.к. они самоочевидны для ума

Сенсуализм Дж. Локка.

Тезисы:

1) Все знание происходит из чув-го опыта. Пр-п сенсуализма: нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении. Отрицается врожденный х-р понятий и аксиом, отрицается х-р идеи Бога; матем., логич. и метафизич. пр-пов.

Указать путь, каким мы проходим ко всякому знанию достаточно для док-ва, что идеи не явл-ся врожденными.

2) Понятие и стр-ра опыта. Жизн. опыт постеп. наносит на чистый лист души свои знаки. Виды опыта:

-Внешний – пораждаем воздей-ем на орг-ы чув-в чел-а вещей и обст-в внеш. мира.

-Внут. чув-во или рефлексия знания души о своих обстоят-вах, сост-ях и деят-ти.

Опыт склад-ся из идей. Идеи делятся на:

1) Простые идеи – неделимые эл-ты опыта (Пр.: ощущ-е зелен. цвета).

2) Сложные - комбинация простых.

При возникновении простых идей активную роль играют чувства, ум пассивен. Активность ума проявляется позже, при комбинировании простых идей в сложные.

 

 

Гносеология И. Канта.

Иммануил кант (1724-1804) Его творчество принято делить на два периода

1 период на нач 1770гг осн сочинение «всеобщая естественная история и теория неба» этот период (докритический) связан с исслед-м ест-научн проблем, с убежденностью Канта в способ-ти чел-го ума познать скрытую сущность мира.

 

Снег бел – аналитическое суждение.

Сегодня снег белый – синтетическое суждение.

Кант ставил проблему: откуда берется содержание предиката в синтетических суждениях.

В апостериорных (т.е. основанных на опыте) суждениях содержание предиката извлекается из опыта. В априорных (доопытных) суждениях совершенно непонятно откуда (Бог всемогущ, всеблаг и всеведущ).

Априорны те суждения, которые нельзя почерпнуть из опыта. В основе синтетических суждений лежат априорные представления, которые даны человеку изначально. Кант называет их априоризмами.

Кант выделяет у человека 3 познавательные способности:

1. чувственность – для нее Кант выделил специальные априоризмы:

- пространство

- время

Кант считал их присущими субъекту способностями упорядочивания впечатлений. Объективно по Канту пространство и время не существуют, т.к. это способы человеческого восприятия. Кант считает человека субъектом, который наделяет мир пространственно-временными характеристиками.

Так же еще 2 интеллектуальные познавательные способности:

- рассудок

- разум

Низшая способность – рассудок – способность действовать по правилам. Высшая интеллектуальная творческая способность – разум – способность создавать правила для рассудка. Кант выделял для рассудка 12 априоризмов, а для разума – 3 априоризма: душа, мир, Бог.

Каждый человек имеет эти 3 априоризма, в частности, наличие тела и души, существование мира и Бога. Очевидно, что все эти априоризмы, имеющиеся у каждого человека, в различные времена, в различных культурах наполняются разным содержанием. Априоризм Бога есть у всех народов всегда. С т.з. Канта (и Юма тоже) невозможно рационально решить вопрос о бытии Бога, нельзя его решить и на уровне конкретного опыта. Кант относит проблему бытия Бога к антиномиям чистого разума.

Антиномии – равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом (Бог есть, Бога нет; мир конечен, мир бесконечен; в мире есть свобода, в мире нет свободы).

Априоризм – доопытное, изначально данное человеку представление, обладающее необходимостью и всеобщностью.

Априорный – синоним понятия «трансцендентальная познавательная способность». исследование этих способностей – предмет философской рефлексии.

 

39 Теории познания или гносеология, -

раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания Формы познания. Ступени

Чувственное и рациональное позн-е. первый связан с деятельностью наших органов чувств. Второй подразум-ет работу разума – абстрактно-понятийное мышление чел-ка.

Основные формы чувств. познания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – этоэлем-ый психический проц-с, сост. в запечатлении отд. свойств предметов и явлений в момент их непосредств-го воздействия на наши органы чувств.

Восприятие – целостоне отр. в сознании предметов и явлений при их непоср-ом воздействии на органы чувств. Наиб. важн. особ-ти восприятия: предметность, целостность и структурность

Представление – сохр. памятью образы предметов. когда-то возд на наши органы чувств.

Рациональное познание:

В осн. свод. к понятийному, абстрактному мышлению.

Понятие – мысленное образование, в кот. обобщаются предметы некот. класса по опред. сов-ти признаков.

Суждение - форма мысли, в кот. посредствам связи понятий что-либо утв. или отриц-ся

Умозаключение – рассужд., в хоте кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логич. следующее из первых.

Гипотеза

Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема — это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания — ее постановку и решение.

Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому_ либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.

Теория — высшая форма организации научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Научная теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания.

Научная картина мира – это система научных теорий, описывающая реальность.Процесс познания:

1эмпирич факт

2наблюдение

3научный факт

4эксперимент

5фиксация рез-ов

6Эмпирическое обобщении

7Исп имеющ. теор. знания.

8Формир-е гипотезы

9Проверка гипотезы

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь