Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.



Этот период в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом.

 

Начало 20в. отмечено чрезвычайно интенсивными контактами между русскими и западноевропейскими философами.

 

Давая оценку философии России конца 19 – начала 20 века, следует подчеркнуть, что она, с одной стороны, как бы предвосхитила последующее развитие на Западе целого рода идей и направлений, с другой стороны, появившиеся в России идейные тенденции чаще всего не оформлялись в систематизированные концепции.

 

Говоря об общих тенденциях развития отечественной философии первых двух десятилетий 20-го века, нельзя не обратить внимание на ее преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический характер. Это было связано с особенностями тогдашней исторической ситуации в России, с обострением общественных противоречий, с резким столкновением крайних идейных позиций. Философы-материалисты стали группироваться вокруг крепнущего направления марксистской мысли. На Западе всегда высоко оценивали именно религиозный «поворот» в российской философии – русский религиозный идеализм конца 19 – начала 20 века. Отсюда мировое признание религиозно-философских исканий В.Соловьева, Н.Беряева.

 

Специфика российской философии – в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантной в русской философии начала 20 века.

 

Другая, никак не менее влиятельная тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания – русского космизма. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н.Ф.Федорова, В.С.Соколова, Н.А.Улява, К.Э.Циолковского, В.Ивернадского, П.А.Флоренского, Н.Г.Холодного, А.О.Чижевского) встали проблемы единства человека с космосом.

В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна – это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И.Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной.

 

Из всего сказанного ранее о развитии западноевропейской и российской философии первых десятилетий 20 в. можно сделать вывод о широкой ее переориентации по сравнению с классическим рационализмом. Если классическая философия исходила из рационалистического взгляда на мир, то неклассическая философия, критикуя традиционный рационализм, его понимания мира и познания, претендовала на утверждение нового миропонимания. А точкой отсчета стали изучение и высокая оценка роли нерациональных форм и процессов духовного опыта.

 

Итак, важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, космизма.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

1. декабристская философия;

2. философия западников и славянофилов;

3. философия Чаадаева;

4. консервативная религиозная и монархическая философия;

5. философия писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

6. революционно-демократическая философия;

7. либеральная философия.

Основными направлениями русской философии конца XIX – ХХ вв. были:

1. философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

2. естественно-научная философия;

3. советская философия;

4. философия русского зарубежья.

 

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

· сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);

· обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.

Философское учение о бытии. Формы бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы.

Бытие - это то, что существует, т.е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова " есть".

Таким образом, бытие это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто; состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

Еще на заре философской мысли были высказаны и продуманы все возможные отношения категорий бытия и небытия: есть только бытие, а небытия нет (Парменид), существует и бытие и небытие (Демокрит), бытие и небытие - это одно и то же (скептики). Гераклит рассматривал всякое изменение (становление) как взаимное превращение бытия и небытия. Все вещи меняются каждый миг, их бытие сменяется небытием, и обратно.

Все позднейшие учения об отношении бытия и ничто в той или иной мере восходят к этим античным теориям и представляют собой их дальнейшее развитие в иных, более сложных и конкретных формах.

Формы бытия:

1. Абсолютное и относительное

 

Абсолютное – не обусловленное ничем, бесконечное, единое во многом, непреходящее (вечное), неизменное

Относительное – обусловленное, конечное, преходящее, временное, изменяемое

 

2. Реальное и нереальное

 

Реальное – то, что существует в действительности, а не только в представлении субъекта

Нереальное – то, что существует только в представлении субъекта, но чего нет в действительности

 

3. Объективное и субъективное

 

Объективное – все, что существует как объект независимо от сознания воспринимающего субъекта

Субъективное – все, что зависит от сознания субъекта (мысли, чувства)

 

Учение о материи в современной философии.

Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира.

 

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, ни от чего не зависящую, причину всего и вся, единство сущности и существования. Такой субстанцией является материя.

Наиболее полное определение дал Ленин:

 

Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

 

Т.е., материя – то, что существует вне сознания и независимо от него.

Материалистический подход: материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - порождения материи. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима.

Универсальные свойства материи:

Структурность

(внутренняя расчлененность реального мира; строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами)

Можно выделить различных сферы материи:

1. Неживая

2. Живая

3. Социально-организованная - общество.

 

Можно выделить структурные уровни материи:

1. Элементарные частицы и поля.

2. Атомно-молекулярный уровень.

3. Все макротела, жидкости и газы.

4. Космические объекты: галактики, туманности и т.д.

5. Биологический уровень, живая природа.

6. Социальный уровень - общество.

 

Системность

(Все объекты материального мира, как и духовного, могут быть рассмотрены как системы.Материальные системы - это системы предметов, объектов; духовная система - система ценностей, идеалов);

Самоорганизация

(материя имеет способность к созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил);

Способность к отражению

(способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Например, следы, эхо, отражение предметов в зеркале, тени. Высший уровень отражения - сознание. Со­гласно материалистической концепции, сознание — это способ­ность высокоорганизованной материи отражать материю);


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1493; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь